ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Медийный форум России и Белоруссии

11:17 24.11.2021 • Юрий Меньшиков, редактор

В ММПЦ «Россия сегодня» прошел Российско-белорусский экспертно-медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху». В форуме приняли участие государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, сенатор Российской Федерации, Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и СМИ Геннадий Давыдько, председатель Союза журналистов Беларуси Андрей Кривошеев, председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, политологи, социологи, представители органов власти Российской Федерации и Республики Беларусь, руководители и журналисты центральных и региональных СМИ.

Организаторами выступили Постоянный комитет Союзного государства и МИА «Россия сегодня». Модератором форума был исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский.

На первом заседании форума были рассмотрены вопросы интеграционной стратегии в сфере информации, роль современных медиа в формировании социальной политики Союзного государства, роль журналистов в условиях современных информационных войн, работа СМИ по освещению происходящего в стихийном лагере беженцев на белорусско-польской границе.

Дмитрий Мезенцев, открывая форум, напомнил, что 4 ноября состоялось заседание Государственного совета Союзного государства, на котором был принят пакет документов по экономической интеграции России и Белоруссии, которые будут иметь историческое значение. Он высказал точку зрения, что нашим государствам нужна «перезагрузка», чтобы придать новый импульс экономическому сближению, и ясно показать российскому и белорусскому обществу, «куда мы идем».

Российский министр «цифры» Максут Шадаев, со своей стороны, констатировал, что Интернет стал такой же неотъемлемой частью современной комфортной жизни, как электричество и горячая вода, что особенно показала пандемия COVID-19. Конечно, это влияет на все стороны жизни, на все сегменты и, особенно, на медийное пространство: приходится перестраиваться и менять технологии работы. О работе своего министерства он рассказал, что оно в текущем году завершает масштабный проект подключения к Интернету 75 тысяч социальных объектов в «глубинке» России (школы, фельдшерско-акушерские пункты, полицейские участки, муниципальные органы и т.п.). Эта программа охватывает населенные пункты с населением 250 – 500 человек, и включает в себя, помимо оптико-волоконного, мобильный (беспроводной) Интернет. С этого года в программу включены поселения, начиная от 100 жителей. Далее он заметил, что доступность Интернета, рост аудитории, востребованность социальных сервисов определяют новую реальность для традиционных СМИ и вынуждает классические медиа перестраиваться. Сайт уже не является самой популярной формой доставки контента до потребителя: Телеграм-канал, паблик, Вконтакте иногда имеют гораздо большую аудиторию, чем популярные сайты. Пользователь получает интересующую его информацию на ленту или мессенджер без ссылок, напрямую с канала, на который он подписался. Это, по мнению Максутова, меняет всю парадигму взаимодействия медиа и потребителя. В этих условиях острой конкуренции медиа вынуждены будут быстро меняться. При этом, возрастает роль государства, как регулятора в связи с тем, что фейковый или токсичный контент распространяется в Интернете легче и быстрее, чем достоверная информация. В России на этом направлении уже приняты законы о борьбе с фейками и о социальной рекламе.

Алексей Пушков представил российское видение формирования единого медийного пространства в цифровую эпоху. Он начал с того, что подчеркнул стратегическую и политическую важность этой темы и для России, и для Белоруссии. Современная информация, как и дезинформация трансграничны. Поэтому создание единого информационного поля имеет под собой много «подводных камней» как объективного, так и субъективного характера. Особенность информационного поля, по словам сенатора, заключается в том, что государство в нем, наряду с оборонной сферой и сферой принятия политических решений, очень высоко ценит свой суверенитет. Парадокс заключается в том, что информация относится к списку важнейших государственных приоритетов, но вместе с тем – это сфера, где государство наименее суверенно в силу ее трансграничного характера, и поэтому наиболее болезненно воспринимает все попытки ограничить свой суверенитет в этой области. В этой связи он вспомнил события в Белоруссии лета-осени 2020 года, когда современные информационные потоки вскрывали ее национальные границы. Это угроза касается не только Белоруссии, Россия также ей подвержена. Китай для защиты от внешней информационной опасности создал практически непроницаемую блокировку из собственных информационно-технологических ресурсов «Огненная стена» – «Fire Wall». Он ограничил присутствие западных Интернет-гигантов территорией Гонконга и создал собственные поисковые системы и свои сети социального общения. Но большинство государств мира продолжают пользоваться цифровыми возможностями универсальных мировых поставщиков Интернет-услуг. Очевидно, что такая ситуация нуждается в национальном регулировании. В этой реальности Совет Федерации России в декабре 2020 года принял заявление «О необходимости противодействия произволу Интернет-гигантов». В качестве примеров такого произвола Пушков привел информационный бойкот Дональда Трампа на выборах президента США, навязывание другим государствам своих информационных подходов, выборочное удаление контента из внешних информационных источников, блокировка неугодных информационных ресурсов, публикация противоправного контента, включая материалы террористического и экстремистского толка. Сенатор обратил внимание на то, что все это делается, якобы, по правилам некоего «Сообщества». При ближайшем рассмотрении оказалось, что никакого «Сообщества» нет, а есть кучка людей – владельцев и основателей Фейсбука, Твиттера, Ютуба и других Интернет-платформ и социальных сетей, выступающих от имени десятков миллионов своих подписчиков и пользователей, которые ни в каком − ни в письменном, ни в устном виде − им на это санкцию не давали. Пушков отметил, что Россия не пошла по пути самоизоляции Китая за счет блокирования западных цифровых ресурсов. Было выбрано регулирование деятельности зарубежных Интернет-гигантов за счет разработки и применения комплекса законов, действующих на нашей территории. Всего таких законов пять, наиболее важные из них – 236-ой ФЗ и 530-ый ФЗ, предписывающие иностранным Интернет-платформам и социальным сетям открыть с 1 января 2022 года свои офисы, филиалы или юридические представительства на территории России.

Есть ли у России и Белоруссии единое информационное пространство? Таким вопросом задалась Мария Захарова. Отвечая на него, она призвала определить, что имеется в виду: два информационных пространства двух государств, имеющих многие общие или похожие черты, или единое информационное пространство Союзного государства. От этого определения, с ее точки зрения, будет зависеть правосубъектность этого пространства, а, следовательно, принимаемые законы, по которым оно будет функционировать, а также идеология и политика, которые в нем будут реализовываться. Она также предостерегла от того, чтобы считать информационное пространство России и Белоруссии уже сложившимся. По ее мнению, оно только формируется и развивается. Среди характеристик любого единого информационного пространства дипломат первой назвала общий язык. Другой важнейшей характеристикой является социально-культурная общность: единство или близость культур и истории и общность точки их зарождения. Немалую роль играют средства массовой коммуникации и информации, объединяющие народы и территории, а также законодательная база, общая для соответствующих заинтересованных государств. Общее или похожее общественное мнение по политическим, экономическим и гуманитарным вопросам также служит цементированию единого информационного пространства. Захарова подчеркнула, что для единого информационного пространства важно наличие общих СМИ. В Союзном государстве – это газеты «Союзное вече» и «Союз. Беларусь − Россия», журнал «Союзное государство», портал Союзного государства и телерадиовещательная организация Союзного государства «БелРос». По оценке дипломата, у них есть и свои плюсы, и свои минусы. К плюсам относится уже то, что они есть и у них есть колоссальная база – архивная, информационная. И то, что вопреки сильным объективным центробежным тенденциям, эти СМИ состоялись. Состоялись, несмотря на свои мизерные по сравнению с конкурентами бюджеты. К минусам Захарова отнесла отсталую технологическую базу, которую нужно выводить на новый уровень. Она считает, что все должно иметь дубляж в современном Интернет-исполнении.

В ходе дискуссий на первом заседании форума выступили все остальные, указанные в его программе, спикеры. Несмотря на то, что мнения российских и белорусских участников не всегда совпадали, по общему признанию, первый день форума был намного продуктивнее предыдущих подобных мероприятий.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати