Глобализация обусловила быстрые темпы развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые воздействуют на современное общество. ИКТ влияют на международные дела в аспекте установления отношений с глобальной аудиторией в мировом формате.

Распространение цифровой дипломатии происходило вместе с ростом значимости электронных медиаресурсов (сети «Интернет» - главным образом). Дипломатические цели достигаются с помощью популярных средств коммуникации развитого общества. Таким образом, фокус смещается на массовую аудиторию, потому что информация становится общедоступным явлением. Изначально дипломатия была атрибутом высшего эшелона власти, что характеризовало ее инклюзивный характер1.

Цифровая дипломатия и социальные сети

Прогрессивное развитие сети «Интернет» и современных технологий обусловило возникновение новой цифровой среды. Такая ее составляющая, как цифровая дипломатия, становится необходимым современным средством для реализации международных отношений посредством информационных технологий. Общение в массмедиа и интернет-пространстве становится обыденным явлением для современных людей, поэтому использование новейших технологий в дипломатических практиках особенно актуально2.

Информационное воздействие в современном мире рассматривается в качестве «мягкой силы» в международном контексте. «Мягкая сила» использует методы, построенные на коммуникативных возможностях3. «Мягкая сила» противопоставляется «жесткой силе», которая задействует военную или же экономическую мощь4. Стратегия «мягкой силы» заключается в воздействии с помощью, например, ресурсов сети «Интернет».

Цифровая дипломатия активно использует «мягкую силу» с помощью социальных сетей как мощного инструмента для общения с целевой аудиторией. Социальная сеть в данном случае выступает как платформа, на которой происходит построение социальных отношений.

Современный человек, активно использующий различные гаджеты (смартфоны, планшеты и т. п.), с трудом может представить свою жизнь без социальных сетей. Они оказывают большое влияние на развитие глобального сообщества, формируя вкусы и приоритеты. Цифровая дипломатия должна реализовать свой потенциал «мягкой силы», корректным образом воздействуя на общественные интересы в пользу национальной стратегии.

В то же время наблюдаются негативные тенденции развития глобальных технологий, касающихся сети «Интернет». Возникновение информационных и сетевых войн порождено недостоверными сведениями, некачественной или заведомо ложной информацией. Цифровая дипломатия в данном контексте может быть применима для содействия правительству в реализации коммуникации между представителями власти и обычными гражданами, используя при этом ИКТ, медиаплатформы, блоги и социальные сети5.

В России цифровая дипломатия стала приоритетным направлением с 2012 года, когда на совещании послов и постоянных представителей была поставлена задача по реализации коммуникативной стратегии с гражданами. Социальные медиа изначально были запланированы для того, чтобы разъяснять позицию государства по тому или иному вопросу6. Так или иначе, популярность социальных сетей достигла невиданных размахов в 2020 году, поэтому поддержание общения с целевой аудиторией с помощью социальных сетей сейчас является приоритетным направлением дипломатической политики.

Дипломатия в качестве сферы деятельности относительно недавно перешла на открытый формат коммуникации. Ранее дипломатические отношения были частью закрытой системы для простых граждан. Представители МИД России официально присутствуют в сети «Интернет», в том числе на известных площадках - «Facebook», «Twitter», «vk.com» и др. Среди коммуникативных площадок заведомо выбирают самые популярные, чтобы получить как можно более широкий охват пользователей7.

На «YouTube» - как главном видеохостинге мирового масштаба - размещают видеоматериалы с конференций, отчетных сессий и выступлений, посвященных дипломатическим отношениям МИД РФ.

Российская социальная сеть «vk.com» располагает страницей, которой владеет МИД РФ, она и заверена как официальная. В данном «паблике» (группе) постоянно публикуется новый контент. Предоставлен большой объем фото- и видеоматериалов, который информирует о деятельности министерства. В том числе на этой странице представлены ссылки, куда можно перейти, чтобы попасть на другие социальные медиаплатформы, где официально зарегистрирован МИД РФ: в «Телеграмм» (мессенджер), «Инстаграм» (социальная сеть для обмена преимущественно фотоматериалами)8.

Следовательно, охват МИД РФ в социальных сетях большой. Преимущества для пользователей заключаются в постоянно новом публикуемом контенте, снабженном фото- и видеоматериалами, практически во всех социальных сетях.

Таким образом, новый формат цифровой дипломатии позволяет предоставлять свежие новостные данные. Зарубежные министерства иностранных дел, особенно в развитых странах, также используют свои собственные страницы в социальных сетях, где делятся с подписчиками информационными сводками. Такая тенденция, во-первых, позволяет реализовывать открытую коммуникацию с гражданами страны, во-вторых, препятствует появлению фейковых (подставных, ложных) страниц, авторы которых выдавали бы себя за представителей МИД РФ9.

В этом аспекте присутствует элемент борьбы с информационным терроризмом, который подрывает доверие к власти. Подтвержденные страницы верифицированы, то есть они заверены именно представителями конкретной медиаплощадки, что подтверждает принадлежность информации достоверному лицу.

МИД РФ располагает своей собственной страницей в сети «Интернет». На сайте также представлены такие рубрикаторы, как общая лента новостей, раздел, относящийся к информации внешней политики, архивные данные, раздел, посвященный консульским и дипломатическим представителям. Там же представлена информация, относящаяся к учебным заведениям, расположены фото- и видеоматериалы, доступные по ссылкам также в сетях - «YouTube», «Facebook», «Twitter» и др.10.

В консульской деятельности средства цифровой дипломатии используются, чтобы упрощать общение с гражданами, особенно находящимися за рубежом.

Создание собственного аккаунта МИД РФ было связано с развитием такой информационной политики, которая позволяет всем заинтересованным гражданам страны воспользоваться полезной информацией министерства.

Особое внимание уделяется странице МИД в социальной сети «Facebook», которая сейчас является интеллектуальной площадкой для общения социально активных людей, неравнодушных к той или иной проблеме. В данной социальной сети был представлен качественный информационный продукт в виде актуальной, точной и познавательной для широких групп населения информации11.

Концепция информационного пространства «Facebook» характеризуется следующими возможностями для дипломатического общения. Во-первых, на странице представлены только официальные сообщения МИД РФ. Во-вторых, страница располагает дополнительными материалами, которые относятся к теме международных отношений. Немаловажно, что некоторые сообщения подкрепляются дополнительными комментариями представителей МИД в ироничной или же юмористической манере для привлечения внимания пользователей. «Facebook» считается менее официальной страницей, поэтому сугубо деловой тон иногда разбавляется остроумными сообщениями12.

Страницу в «Twitter» используют для передачи относительно коротких информационных сообщений с ограниченным количеством символов. Он был создан как инструмент для публичного обмена сообщениями в пространстве сети «Интернет». В 2017 году там увеличили максимальный объем передаваемого сообщения на одной странице со 140 символов до 270. Несмотря на это, сеть пользуется особой популярностью у политических деятелей США. Но короткие сообщения нужны и для обмена емкой, но конкретной информацией, что является преимуществом для дипломатического использования.

В цифровой дипломатии «Facebook» и «Twitter» используются часто. Такой выбор сделан неслучайно, потому что они адаптированы под блог, что делает их привлекательными для пользователей. Тексты, публикуемые в приведенных выше социальных сетях, снабжаются фотоматериалами и мультимедиа. Адаптированность социальных сетей под мобильные приложения позволяют им быть доступными для смартфонов, планшетов и иных гаджетов.

Если рассматривать публичную дипломатию в качестве коммуникативной стратегии, то в современном обществе возможно установление диалога между конкретными политиками и влиятельными блогерами. Особенно молодое поколение сейчас активно «подписывается» на популярных блогеров, ведущих свои социальные страницы.

Например, в США политики пользуются популярностью на социальных платформах не меньше известных актеров, певцов и музыкантов. Здесь важна правильная стратегия коммуникации с целевой аудиторией. Грамотная, продуманно выстроенная и познавательная информация будет привлекать аудиторию любых возрастов. Главное заключается в повышении интереса публики с помощью психологических приемов - использование медиаконтента (фотографий, видеоматериалов), нейтрального юмора и позитивного контента. Многие дипломаты в социальных сетях позиционируют себя не только в деловом свете, но и семейном кругу, что повышает общественное доверие к ним как профессионалам, а также к семейным, благопристойным людям.

Успешное продвижение политических и дипломатических аккаунтов служит выверенной стратегией грамотного донесения своих посылов. Многие люди обращают внимание не на общие политические страницы, посвященные дипломатическим организациям, а на конкретные аккаунты дипломатов и политиков, потому что общество интересуется не обезличенными идеями и посылами, а мнениями конкретных людей. Аспект персонализации страницы играет важную роль для установления более неформальных отношений между дипломатом и целевой аудиторией, потому что пользователям важно знать, каким именно человеком является тот или иной политик, каких взглядов он придерживается. Обезличенность официальных страниц иногда может отталкивать как раз молодую аудиторию, потому что она привыкла к более «живым» аккаунтам, показывающим человека с разных сторон.

Важность обратной связи заключается в том, что пользователи социальных сетей также могут оставлять комментарии, участвовать в форумах, тем самым выражая свой интерес к дипломатической сфере.

Следовательно, коммуникативная стратегия, которая выбрана дипломатическими органами, учитывает данный полезный формат «быстрого» общения. Используя социальные сети, МИД РФ информирует граждан о деятельности министерства, постоянно публикуя сообщения о визитах, встречах и иных организационных мероприятиях. Такая тенденция в общении с пользователями укрепляет доверительный аспект функционирования дипломатического органа, когда пользователи могут в любой момент узнать о произошедшем событии, не только прочитав, но и просмотрев событие с помощью предоставленного мультимедийного материала13.

В современном мире важную роль в качестве субъектов глобальной информационной сферы наряду с государствами играют и крупнейшие транснациональные корпорации. Следовательно, перспективы цифровой дипломатии должны быть связаны с лидирующими транснациональными корпорациями, которые могут представлять страну на международной арене. В России это такие публичные акционерные общества, как Газпром, Лукойл, Сбербанк, ВТБ и т. д. Россия является одним из крупнейших экспортером природного газа, поэтому ПАО «Газпром», как один из лидеров транснациональных энергетических компаний, является новым актором на международном уровне. В результате должна быть основана многоуровневая модель международной дипломатической политики с участием и государственных органов, и бизнес-структур.

Формирование благоприятного образа российской политики также связано с другими ресурсами цифровой дипломатии. Например, телеканалы - Первый канал и RT (Russia Today) - организуют вещание также в Интернет-пространстве14. Блогосфера в том числе используется российскими чиновниками и дипломатами, которые ведут свои блоги как на русском, так и английском языках. На официальных порталах публикуются данные об их деятельности, что говорит о высоком уровне открытости и прозрачности.

Компании Рунета могут использовать ресурсы, чтобы популяризировать русский язык и культуру, предоставляя полезную информацию для иностранных граждан, которые могут узнавать новую информацию о нашей стране, читать блоги российских дипломатов благодаря активному распространению официальных данных на проверенных информационных каналах. 

Российская дипломатия может пользоваться услугами краудсорсинга для развития цифровой дипломатии, чтобы обращать внимание на реализацию интерактивных дипломатических сообществ, которые будут интересны в первую очередь молодому поколению активных и инициативных граждан страны, проживающих не только в России, но и за рубежом. В итоге должна быть создана унифицированная платформа, которая может предоставлять качественную и проверенную информацию по актуальным вопросам в случае возникновения общественных кризисов (например, таких, как COVID-19). Данная платформа будет актуальна в эпоху «fake news», которые подрывают доверие и вызывают негативные общественные дискуссии. Влияние дипломатической миссии в данном случае увеличится, несмотря на небольшие затраты для создания унифицированной платформы.

Выбранная политика дипломатической практики уменьшает социально-политическое напряжение внутри страны, прозрачность действий позволяет повысить уровень доверия граждан к МИД. И в целом Россия находится на передовых позициях, оптимизируя контент и подстраиваясь под новшества социальных сетей постоянно15.

Таким образом, использование цифровых технологий в дипломатической повестке дня приравнено к стратегиям «мягкой силы», которая нацелена на поддержание устойчивого развития международных отношений для снижения социальной напряженности как внутри страны, так и для внешних субъектов. В данном случае важно не допускать падения политической культуры при взаимодействии в социальных сетях16.

Краеугольным камнем остаются вопросы информационной безопасности и на мировом уровне, и национальном. Государственные структуры должны привлекать современных специалистов, которые владеют навыками работы с большим объемом информации, включая задачи кибербезопасности в интернет-пространстве.

Особое внимание следует уделять киберпреступникам, которые нацелены на «взлом» официальных страниц, чтобы размещать там заведомо противоправную информацию, подрывающую авторитет дипломатических органов. Однако современные средства информационной защиты минимизируют данный риск17. Широкое использование социальных сетей в аспекте цифровой дипломатии обусловлено цифровизацией современного мира. Все чаще люди обращаются не к телевизионным каналам, а в Интернет. Телевидение становится непопулярным для мобильного молодого поколения. Его в основном смотрит старшее поколение, которое использует социальные сети довольно редко.

Общение с молодежью должно быть построено в нужном формате. Поэтому стратегия «мягкой силы», обусловленная внедрением российского МИД в социальные сети, является повсеместным явлением. Социальные сети в современном мире используют не только как средство для общения, а также как мощный инструмент получения информации, новых знаний. Обращение к социальным сетям в дипломатических целях способствует возможности информировать аудитории, предоставлять качественную и полезную информацию. Социальные медиа характеризуются мгновенным действием, поэтому самая актуальная информация становится доступной для широкой аудитории моментально.

Однако в этой области свобода самовыражения ограничивается политикой конкретного государства. Таким образом, дипломаты должны понимать, что их комментарии и призывы не должны идти вразрез с идеологическим посылом самой дипломатической миссии. Следовательно, в современном мире люди должны быть компетентными в области использования современных интернет-технологий18. Дипломаты часто прибегают к помощи менеджеров, которые помогают им вести официальные страницы, публикуя грамотный и информативный контент. Многие политики часто консультируются с помощниками на тему, чтó уместно выкладывать на своей странице, а что - нет. В ином случае любой неоднозначный пост может вызвать негативную реакцию в социальных сетях, что будет настоящей угрозой для профессиональной деятельности дипломата или политика. В этом смысле помощь дополнительных лиц окажется полезной для реализации корректной коммуникативной стратегии с целевой аудиторией.

В настоящее время на государственном уровне в аспекте стратегического планирования уделяется все большее значение усовершенствованию технологического инструментария, инноваций и цифровых ресурсов. Технологические возможности позволяют создавать уникальные цифровые продукты, которые нацелены на самообучение благодаря встроенному искусственному интеллекту.

Искусственный интеллект открывает ключевые возможности для технического развития. Разработка платформы, которая использует все возможности искусственного интеллекта, позволит найти оптимальный алгоритм переговоров в глобальном масштабе. Однако современные технологии пока не могут решать такие задачи полностью самостоятельно, поэтому необходимо пристальное внимание со стороны разработчиков и самих дипломатов.

Например, в социальных сетях могут использоваться чат-боты - виртуальные собеседники, которые будут способны (при помощи голосовых программ) предоставлять актуальную информацию, касающуюся дипломатических событий19. Следовательно, люди с ограниченными возможностями (слепота, например) могут обращаться за информацией на тему дипломатических отношений при помощи чат-ботов.

Для дипломатической практики России реализация успешной программы цифровой дипломатии рассматривается в контексте продвижения национальных интересов в биполярном мире. Одно из важнейших условий качественной цифровой дипломатической практики заключается в инвестировании в нее достаточного количества организационных, инновационно-технологических и интеллектуальных ресурсов. Развитие технологий в современном мире опережает темпы активизации действий госструктур, поэтому сфера цифровой дипломатии должна рассматриваться в качестве ключевой на сегодняшний день.

Заключение

Инновационное развитие России должно быть основано на новых внешнеполитических проектах, которые также касаются сферы цифровой дипломатии. Государству необходимо уметь прогнозировать выгоды и возможности, которые будут получены от реализации проектов в информационной среде.

Таким образом, цифровая дипломатия в настоящее время бурно развивается во всем мире. Цифровизация современной жизни обусловила неподдельный интерес к социальным сетям со стороны аудитории почти всех возрастов. Цифровая среда, как было исследовано, оказывает «мягкую силу», которая выражается в осуществлении коммуникативной стратегии20.

Современная дипломатическая практика использует ресурсы социальных сетей, чтобы предоставлять полезный информационный контент не только для членов дипломатического сообщества, но и для всех заинтересованных людей.

Цифровая дипломатия, как явление в российском дипломатическом сообществе, появилась не так давно. Однако за последние годы МИД России задействовал популярные социальные сети для общения с целевой аудиторией, тем самым повышая интерес к своей деятельности в аспекте развития прогрессивного общества в условиях глобализации.

 

 

1Рябиченко А. Цифровая дипломатия вчера и сегодня // URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and comments/columns/digitaldiplomacy/tsifrovaya-diplomatiya-vchera-i-segodnya/ (дата обращения: 17.11.2020).

2Там же.

3Карпович О.Г. «Мягкая сила» в глобальных координатах внешней политики США // Право и политика. 2013. №10. С. 1295-1297.

4Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО. 2017. №3 (54) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-ponyatie-i-podhody (дата обращения: 02.12.2020).

5Рябиченко А. Указ. соч.

6Представители Министерства иностранных дел РФ рассказали о цифровой дипломатии. 10.10.2018 // URL: https://sev.msu.ru/predstaviteli-ministerstva-inostrannyh-del-rasskazali-o-cifrovoj-diplomatii/ (дата обращения: 18.11.2020).

7Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. №49 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-diplomatiya-v-mirovoy-politike (дата обращения: 18.11.2020).

8Алешкина Н.С. «Цифровая дипломатия»: новые инструменты «мягкой силы» // Вестник ПАГС. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-diplomatiya-novye-instrumenty-myagkoy-sily (дата обращения: 17.11.2020)

9Там же.

10Там же.

11Рябиченко А. Указ. соч.

12Алешкина Н.С. Указ. соч.

13Глебов М.С. Элементы и механизмы новой публичной дипломатии во внешней политике государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №68 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-i-mehanizmy-novoy-publichnoy-diplomatii-vo-vneshney-politike-gosudarstva (дата обращения: 18.11.2020).

14Верник А.Г. Телеканал Russia Today как феномен отечественного телевидения: международное признание и интернет-экспансия // Челябинский гуманитарий. 2013. №4 (25) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telekanal-russia-today-kak-fenomen-otechestvennogo-televideniya-mezhdunarodnoe-priznanie-i-internet-ekspansiya (дата обращения: 02.12.2020).

15Глебов М.С. Указ. соч.

16Как МИД РФ использует социальные сети в информационной войне // URL: https://rb.ru/article/kak-mid-rf-ispolzuet-sotsialnye-seti-v-informatsionnoy-voyne/7387277.html (дата обращения: 18.11.2020).

17Там же.

18Перепелицын М.А. Дипломатическая неприкосновенность в условиях цифровой дипломатии // Молодой ученый. 2020. №20 (310) С. 307-309 // URL: https://moluch.ru/archive/310/69978/ (дата обращения: 02.12.2020).

19Смыслова Л.В. Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций // Молодой ученый. 2018. №9 (195). С. 36-39 // URL: https://moluch.ru/archive/195/48623/ (дата обращения: 02.12.2020).

20Лебедева М.М. Указ. соч.