ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сирия: Израиль и Турция – каковы цели?

11:37 23.07.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

В середине июля, израильская армия нанесла серию ударов по правительственным объектам на территории Сирии. Каковы причины нового обострения и возможные цели еврейского государства?

Формальным поводом для очередного вмешательства Израиля стали новые кровопролитные столкновения в южной сирийской провинции Эс-Сувейда, начавшиеся 12-13 июля. Бои разгорелись между ополчением друзов (этно-конфессиональная группа арабов в Ливане, Сирии, Иордании и Израиле) и бедуинами. Их взаимная вражда имеет долгую историю. Действующее сирийское правительство попыталось вмешаться в столкновения, однако конфликт лишь обострился, когда правительственные войска, по утверждению израильских и западных СМИ, вступили в бой с друзами в одноименном административном центре провинции.

В Израиле, где также проживает значительное число друзов, заявили, ссылаясь на сообщения «о более чем 300 погибших», что действия официального Дамаска поставили под угрозу общину друзов. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху не преминул напомнить об «обязательствах» Тель-Авива сохранять приграничную демилитаризованную зону на юго-западе Сирии и защищать местное друзское население. 16 июля Израиль нанес удары по правительственным и военным объектам в Дамаске, включая здание генштаба армии и президентский дворец, а также в районе боестолкновений в Эс-Сувейде. Спустя несколько часов, лидеры Сирии и друзов заключили соглашение о прекращении огня. В переговорах по этому соглашению принимали участие американские, арабские и турецкие посредники.

Таким образом, Израиль наносил удары вопреки дипломатическим усилиям. 17 июля постпред России при ООН Василий Небензя на заседании Совбеза по ситуации в Сирии отметил, что Москва «…решительно осуждает силовые акции Израиля на территории Сирии». Он напомнил позицию Москвы, которая неуклонно выступает за независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Сирии. По словам представителя РФ, речь идет не об абстрактных дипломатических формулах - эти принципы должны лечь в основу будущего мирного устройства САР. В этом вопросе нет места торгу и двойным стандартам. По словам Небензи, нельзя также допустить использования нестабильной ситуации в Сирии внешними и внутренними силами, стремящимися разжечь напряженность на этнической и конфессиональной почве, поставить под сомнение сирийскую государственность.

В этих условиях, временный президент Сирии Ахмед аш-Шараа обвинил Израиль в попытке подорвать шаткую стабильность страны. Он заявил, что действия Израиля создают риск «масштабной эскалации». Шараа пообещал защитить друзскую общину, дополнив заявление МИД Сирии, сделанное накануне, в котором он потребовал от Израиля уважения суверенитета страны. Вместе с тем, власти Сирии заявили, что прекратят все военные операции и сформируют совместную комиссию с друзской общиной для мониторинга безопасности в районе Эс-Сувейды. Комментарии Шараа стали его самым резким осуждением Израиля с тех пор, как в декабре прошлого года он возглавил наступление, приведшее к свержению Башара Асада.

К концу недели, сирийские правительственные войска покинули южный город Эс-Сувейда. Однако 18 июля произошла новая вспышка насилия. Согласно ряду источников, прекращение огня было нарушено из-за разногласий между лидерами друзов. Группы друзов и бедуинов вновь вступили в боестолкновения в Эс-Сувейде. Таким образом, было нарушено уже второе подобное соглашение за неделю. Министерство внутренних дел Сирии заявило, что правительственные войска не участвовали в этих столкновениях. Боевые действия возобновились в то время, когда министр обороны Израиля Исраэль Кац направился в Вашингтон для встречи с министром обороны США Хегсетом для обсуждения вопросов безопасности, включая Иран и Сирию.

С весны США пытаются выступить посредником в переговорах между Дамаском и Израилем, чтобы подтолкнуть Сирию к присоединению к соглашениям Авраама, позволившим установить дипломатические отношения между Израилем и четырьмя арабскими странами. Госсекретарь США Марко Рубио назвал последние столкновения в Сирии «неприятной ситуацией и недоразумением» и призвал «стороны выполнить взятые на себя обязательства», не вдаваясь в подробности. 19 июля 2025 американский посол в Турции Том Баррак, выполняющий также обязанности специального посланника США по Сирии, сообщил о достижении между Израилем и Сирией договоренности о прекращении огня. 20 июля Баррак сообщил, что соглашение о прекращении огня «вступило в силу». США, Израиль и Сирия планируют 24 июля переговоры о нормализации обстановки на юге Сирии, сообщает Axios со ссылкой на американского чиновника и еще один источник.

Долго ли продержится новое соглашение между Израилем и переходными властями Сирии? К настоящему времени, Израиль оккупировал часть сирийской территории, включая самую высокую точку региона, гору Хермон. Есть веские основания полагать, что Нетаньяху не намерен оттуда уходить. Израиль мотивирует свое присутствие необходимостью «защиты друзов» на юге Сирии. Возможная цель Тель-Авива - расколоть Сирию на федерацию автономных этнических анклавов. В израильских СМИ время от времени появляются призывы к отделению, обращенные к друзам.

Кроме того, массированные удары по сирийской территории, которые наносит Израиль, призваны убедить Дамаск отказаться от претензий на Голанские высоты.[i] Официально, Нетаньяху выражает стремление к улучшению отношений со своими арабскими соседями, включая Сирию. Израильский премьер борется за сохранение своей всё более шаткой правящей коалиции, и эксперты предполагают, что он надеется, что такое соглашение о нормализации может обеспечить ему столь необходимую политическую поддержку. Однако главным препятствием на пути примирения Израиля и арабских стран по-прежнему остается эскалация в секторе Газа. В этой связи, Израиль опасается, что новый лидер Сирии, поддерживаемый президентом Турции, давним сторонником ХАМАС, может принять у себя эту группировку.

Важнейшую роль в действиях Тель-Авива явно играет геополитика. Президент Турции Реджеп Таип Эрдоган в своих заявлениях по поводу израильских ударов де-факто поддержал позицию аш-Шараа, указав на угрозу разделения Сирии «из-за конфликта вокруг друзов», которого Анкара не допустит. Израиль, по словам Эрдогана, ведет себя как «государство террора». В Анкаре, судя по всему, прекрасно понимают, что одним из адресатов израильских ударов по Сирии является Турция. В начале апреля, Израиль уже атаковал на территории Сирии несколько военных баз, к которым, по сообщениям местных и западных СМИ, турки проявляли активный интерес. При этом в Тель-Авиве на самом высоком уровне звучат опасения, что Сирия «рискует превратиться в турецкий протекторат».

В адрес же нынешнего сирийского руководства из Израиля постоянно звучат «предупреждения» о «высокой цене», которую придется заплатить Дамаску, если он позволит силам, враждебным Израилю, войти в Сирию и поставить под угрозу интересы его безопасности. Израиль обеспокоен вмешательством Турции в сирийский конфликт, в том числе её планами по созданию военных объектов и оснащению новой армии. Турция, со своей стороны, опасается, что Израиль стремится к дестабилизации Сирии или даже подталкивает страну к распаду. «Израиль хочет дестабилизировать Сирию. Он добивается возобновления гражданской войны, его цель — свергнуть Ахмеда аш-Шараа», - написала на днях близкая к правительству Турции газета Hürriyet.[ii] При этом каждая из сторон обвиняет другую в подготовке к ведению войны чужими руками.

По понятным причинам Анкара и Тель-Авив по-разному видят и будущее Сирии. Израильские официальные лица открыто предложили для САР федеративную модель, в рамках которой различные меньшинства, включая курдов и алавитов, к которым принадлежит династия Асадов, будут пользоваться широкой автономией. Аш-Шараа и его турецкие союзники хотят сильного центрального правительства во главе с президентом, обладающим широкими исполнительными полномочиями. В середине марта Шараа подписал новую конституцию, основанную именно на такой модели.

Эрдоган обвиняет Израиль в подстрекательстве этнических и религиозных меньшинств Сирии с целью дестабилизации страны. Но больше всего его беспокоят отношения между Израилем и курдами. Турция подозревает, что Израиль использует Сирийские демократические силы, военизированное формирование на северо-востоке Сирии, возглавляемое курдами, для подрыва турецкого влияния в стране и разжигания сепаратизма внутри Турции. Турция рассматривает эту группировку как прикрытие для Рабочей партии Курдистана (РПК), которую Анкара считает террористической. Несмотря на недавнее официальное объявление РПК о разоружении и прекращении вооруженной борьбы, Турция продолжает подозревать Израиль в стремлении создать «квази-государство под контролем РПК» вдоль турецко-сирийской границы. Израильтяне, в свою очередь, опасаются сближения Анкары с «сирийскими радикалами» для аналогичных действий против своей территории.

Отношения между Турцией и Израилем заметно ухудшились в последнее время в результате действий Нетаньяху в секторе Газа, и могут ещё обостриться. Однако реальный вооружённый конфликт между главным региональным союзником Вашингтона и страной-членом НАТО представляется маловероятным. При этом у Анкары и Тель-Авива есть и общие интересы: обе стороны хотят не допустить восстановления в Сирии иранского влияния. Обе проиграют, если события в Сирия выйдут из-под контроля. Стороны могут достичь своего рода негласного компромисса, превратив САР, или ее часть, в буферную зону взаимного сдерживания.

В целом, вопреки устремлениям Тель-Авива, Сирия способна стать для Израиля еще одной проблемой. Длительная оккупация Сирии лишь усугубит военное бремя, которое несет Израиль, как и раскол в израильском обществе. Израильским военным уже приходилось вступать в бой с «местными боевиками», и даже привлекать авиацию. Действия Израиля вызывают растущее возмущение населения Сирии. Открытым остается и вопрос, как долго импульсивный глава Белого дома будет оставаться союзником Тель-Авива. В Сирии администрация Трампа уже пошла наперекор мнению израильтян, сняв санкции с Дамаска, и даже организовав в мае личную встречу Трампа и аш-Шараа. В результате, израильское «вмешательство для предотвращения угрозы» может, в конечном итоге, само стать её источником.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.forbes.ru/mneniya/542107-vojna-k-vojne-zacem-izrail-atakuet-siriu

[ii] https://www.ng.ru/news/820553.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати