ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление С.В.Лаврова по итогам СМИД ШОС

21:11 15.07.2025 •

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с Вами много путешествуем и вот добрались до окончательной точки нашего турне. Это г.Тяньцзинь – место, где сегодня только что прошло заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ШОС.

Это стало завершающим этапом подготовки предстоящего здесь же, в г.Тяньцзине, в конце августа – начале сентября текущего года саммита ШОС.

Все дружно отметили деловой, конкретный настрой нашей работы. Особое значение в этой связи придаем состоявшейся сегодня утром встрече с Председателем КНР Си Цзиньпином, который поделился своими оценками совместных усилий в рамках китайского председательства и видением основных задач по поступательному развитию нашей Организации.

Дискуссия подтвердила общее понимание возрастающего значения совокупного потенциала членов ШОС как в региональных, так и в мировых делах. Сохраняются нюансы в национальных подходах – иначе не бывает, но, тем не менее, магистральные тенденции на дальнейшую консолидацию ШОС, на повышение ее роли на международной арене обнадеживают.

Констатировали, что наша общая линия на укреплении ШОС как одной из несущих опор более справедливого, многополярного мироустройства остается неизменной. Это в полной мере учитывает тот представительный состав участников объединения, которых мы наблюдаем сегодня, и видим также большое количество желающих подключиться к работе ШОС.

Географический ареал нашей структуры охватывает значительную часть Евразийского континента. Отметили, что взаимодействие в рамках нашей Организации объективно способствует созданию архитектуры равной, неделимой безопасности во всей Евразии. Её социально-экономическим фундаментом видим Большое Евразийское партнерство на основе кооперации действующих в регионе многосторонних объединений, таких как, в первую очередь, ШОСЕАЭССНГ и АСЕАН. Учитываем проект КНР «Один пояс, один путь», в том числе имеющиеся договоренности между этим проектом и ЕАЭС. В контексте изложенного нами подхода подтверждена готовность впредь плотно координировать свои действия в ООН.

Обсудили ход реализации утвержденных в 2024 г. на саммите Организации предложений о совершенствовании деятельности ШОС. Завершается подготовка проектов соглашения о создании универсального Центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности в г.Ташкенте и антинаркотического центра в г.Душанбе. В г.Бишкеке планируется развернуть структуру по борьбе с организованной преступностью.

Высказались в пользу дальнейшего расширения взаимодействия ШОС с внешними игроками. Новым шагом на этом направлении станут предстоящие на саммите в г.Тяньцзине встречи на высшем уровне в формате «ШОС+», проводимые впервые. Это мероприятие пройдет встык с заседанием Совета глав государств 1 сентября 2025 г.

Ожидаем участия в этом мероприятии представителей порядка 30 государств и многосторонних объединений. Это показатель растущей созидательной повестки ШОС и притягательности Организации для стран Глобального Юга и Мирового большинства.

Сегодня обсудили по актуальным международные и региональные вопросы. Подробно информировали наших друзей об оценках последнего развития событий в украинских делах. Подтвердили наши подходы к урегулированию кризиса вокруг Украины, которые неоднократно озвучивал Президент России В.В.Путин.

Коллеги, в свою очередь, с пониманием воспринимают это. Сегодня еще раз подтвердилась наша позиция относительно необходимости устранить коренные первопричины конфликта и признать сложившиеся территориальные реалии, гарантировать законные права русских и русскоязычных, в том числе на территории, остающейся под контролем киевского режима.

Единодушно осудили атаки Израиля на мирные гражданские объекты Ирана. Напомню, еще 14 июня с.г. сразу после этих агрессивных действий ШОС оперативно выступила с соответствующим заявлением. Аналогично удары США по ядерным объектам Ирана также квалифицируются как грубые нарушения принципов Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия. Одновременно подчеркнули приверженность наших стран обеспечению законного права Тегерана на мирное использование атомной энергии.

По ситуации на Ближнем Востоке констатировали, что устойчивая стабилизация в регионе невозможна без справедливого урегулирования палестино-израильского конфликта в полном соответствии с решениями ООН. В качестве неотложного шага все выступили за немедленное прекращение действий, усугубляющих гуманитарную катастрофу палестинцев.

Говорили об упрочении безопасности в регионе с точки зрения ситуации в Афганистане. Практически все члены ШОС активизируют работу с Кабулом на двусторонней основе. Все мы едины в важности эффективного содействия восстановлению этой страны и ее устойчивому развитию в качестве независимого, нейтрального, мирного государства, свободного от терроризма и наркотиков. Особо подчеркнуто, что требуется стимулировать процесс национального согласия, обеспечивая этническую и политическую инклюзивность в структурах власти.

Обсудили ход подготовки документов, которые будут представлены на саммите лидеров. Наши подходы к взаимодействию в рамках ШОС, согласованные позиции по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки будут по традиции зафиксированы в Тяньцзиньской декларации.

Общее видение долгосрочных ориентиров и дальнейшей эволюции объединения с учетом накопленного опыта продолжающегося процесса модернизации предполагается отразить в Стратегии развития ШОС до 2035 г. Как раз в 2025 г. истекает предыдущая десятилетняя Стратегия ШОС, которая была одобрена на саммите в 2015 г. в Уфе.

Рассматриваем в качестве одного из важнейших политических документов готовящееся Заявление лидеров в связи с 80-летием окончания Второй мировой войны и образования ООН. В экономическом измерении ведется проработка целой серии проектов по таким темам, как искусственный интеллект, «зеленая» промышленность, инвестиционное сотрудничество, цифровая экономика.

Решения лидеров по упомянутым мною вопросам заложат основу для эффективной подготовки к заседанию Совета глав правительств государств ШОС, которое пройдет 17-18 ноября 2025 г. в Москве под российским председательством.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать «новый план» Президента США Д.Трампа по Украине? Готова ли Россия продолжать диалог с США по украинскому урегулированию и по нормализации двусторонних отношений после вчерашних заявлений Вашингтона? Как мы оцениваем угрозу введения 100% пошлин в отношении наших торговых контрагентов с точки зрения внешнеэкономических интересов России?

С.В.Лавров: Мы никогда не выстраиваем свою линию в ущерб национальным интересам, в ущерб обеспечению безопасности страны.  Специальная военная операция нацелена ровно на то, чтобы в корне пресечь те угрозы, которые Североатлантический альянс создавал прямо на наших границах не один день, не один год, а десятилетиями. Россия предупреждала многократно. Президент России В.В.Путин посвятил этой проблеме бесчисленное количество речей, высказываний. Он, к сожалению, не был услышан. Это лишь подтверждает то, что Президент В.В.Путин недавно рассказал в интервью П.А.Зарубину, как эволюционировало его и наше общее восприятие отношений с Западом. Поначалу казалось, что стоит убрать идеологические разногласия и все будет хорошо. Потом выяснилось, что дело не в идеологии, что Запад (независимо от того, какая идеология практиковалась в Российской Империи, в Советском Союзе, в постсоветской России) был движим только одним – идеей геополитического сдерживания, подавления, а то и прямого военного уничтожения России, как бывало в истории не раз. Как сказал пресс-секретарь Президента Д.С.Песков, мы действительно хотим понять, что стоит за этим заявлением – «50 дней». Раньше было «24 часа». Было и «100 дней». Мы действительно хотим понять, чем движим Президент США. Ясно, что он находится под огромным, я бы сказал, неприличным давлением Европейского Союза и нынешнего руководства НАТО, которые бесцеремонно поддерживают требования В.А.Зеленского продолжать накачивать его режим современным, в том числе наступательным, оружием за счет все большего ущерба налогоплательщикам в западных странах. У нас есть пословица – «не рой другому яму…». Те санкции, которые сейчас ввел Европейский союз и те, которые вновь готовятся в Брюсселе, и в эту «санкционную воронку» сейчас пытаются затянуть и Соединенные Штаты. Но Президент США Д.Трамп конкретно объяснил, что расплачиваться за продолжение конфликта будет Европа. Все это, конечно, уже нанесло серьезный ущерб европейской экономике. Здравые и объективные европейские аналитики, экономисты, политологи признают, что убытки несет, прежде всего, «автор» этой санкционной войны. Против нас объявлено уже беспрецедентное количество санкций. Мы справляемся. Нисколько не сомневаюсь, что мы справимся. Этот вывод основан также на оценке, на анализе независимых, в том числе многих западных, экономистов и политиков.

Что касается наших торговых контрагентов. Они слышат, что прозвучало. Но едва ли они могут сейчас прогнозировать свои действия. У них есть международные обязательства. Зная наших партнеров, я не вижу, как они могут отказаться от своей независимой политики, от политики соблюдения договоренностей, достигаемых и по двусторонним каналам, и в многосторонних форматах.

Вопрос: Не могли бы Вы поделиться подробностями встречи с Си Цзиньпином, какого рода послание Вы передали от Президента В.В.Путина? Какие ещё государства на данный момент выражают интерес в присоединении к Организации? Какие ее инициативы могли бы оказаться полезными для уменьшения рисков разрастания геополитических кризисов?

С.В.Лавров: Что касается беседы министров иностранных дел ШОС с Председателем КНР Си Цзиньпином и последовавшей за этим беседы с российской делегацией. Обсуждались принципиальные вопросы развития ШОС, инициативы китайского председательства, о которых хорошо известно. Все они были уже объявлены. На двусторонней встрече мы обсуждали нашу координацию на внешнеполитическом направлении в соответствии с принципиальными стратегическими ориентирами, которые ранее были согласованы Президентом России В.В.Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином. В детали вдаваться, как Вы понимаете, мы сейчас не станем.

Что касается желающих присоединиться к ШОС, то сегодня принято решение, чтобы статус партнера ШОС был предоставлен Лаосской Народно-Демократической Республике. Большинство этих стран, желающих присоединиться к Организации, будут участвовать в новом формате, который состоится 1 сентября сразу после саммита ШОС. Этот формат называется «ШОС +». В нём примут участие порядка 30 стран и многосторонних организаций.

Насчёт вызовов и рисков, я не хочу сейчас опять подробно излагать то, что всем хорошо известно. Как мы выстраиваем свои действия на направлениях, угрожающих нашей безопасности и другим нашим интересам, – это всё хорошо известно.

Вопрос: Я бы хотела спросить про региональную систему безопасности. Это была одна из целей создания ШОС. Удалось ли по итогам сегодняшних переговоров выйти на полную готовность к проведению контртеррористических или миротворческих операций?

С.В.Лавров: Во вступительном слове я коснулся этой темы.

Сейчас существует Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС), которая активно работала. В последнее время было признано целесообразным расширить мандат этой структуры, которая будет отвечать за новые вызовы и угрозы, учитывая теснейшую связь терроризма с организованной преступностью, особенно с наркоторговлей.

В Ташкенте, на базе нынешнего регионального антитеррористического центра, решено создать Универсальный центр ШОС по борьбе с новыми вызовами и угрозами. Одновременно в Душанбе создается Антинаркотический центр ШОС, который будет связан специальным соглашением с Универсальным центром по борьбе с новыми вызовами и угрозами. В Бишкеке будет формироваться структура, которая нацелена на борьбу с организованной преступностью. Эта «тройка» механизмов после реформы создаст дополнительные возможности по эффективному подавлению угроз, связанных с терроризмом, нелегальной миграцией, которые тоже часто «выливаются» в экстремистскую и террористическую деятельность. Надеюсь, наши Президенты одобрят эту реформу.

Вопрос: 15 июля с.г. на полях СМИД ШОС Вы провели встречу с Министром иностранных дел Ирана А.Аракчи. Обсуждалось ли в её ходе предложение России о вывозе излишков обогащенного урана из Ирана, а также практические пути реализации этого предложения?

С.В.Лавров: Обсуждались реалистичные подходы к обеспечению развязки, которая была бы достигнута мирным, политико-дипломатическим путем при уважении тех решений, которые были давно приняты в Исламской Республике Иран, а именно об официальном отказе Тегерана от обладания ядерным оружием. Никаких доказательств обратного никто никогда не предъявлял, включая инспекторов Международного агентства по атомной энергии.

Второй важнейший принцип - это не ущемление законных прав Ирана, как и всех других неядерных членов МАГАТЭ и Договора о нераспространении ядерного оружия, в том, что касается возможности обогащения урана для энергетических целей.

Как рассматриваются конкретные возможные ходы в этой связи, какие технические, переговорные возможности существуют, мы будем продолжать обсуждать с нашими друзьями.

Вопрос: Обсуждался ли на ШОС или в ходе двусторонних встреч вопрос об оказании практической помощи Ирану в восстановлении разрушенной израильско-американскими ударами инфраструктуры?

С.В.Лавров: Иранская сторона с такими просьбами не обращалась.

Вопрос: После встречи с Вами в Пекине, Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что Китай вместе с Россией готов вывести ШОС на новый уровень. О каком уровне идет речь?

С.В.Лавров: О бесконечно уходящем вверх.

Вопрос: Вы говорили о том, что Москва хочет понять, откуда идут заявления Президента США Д.Трампа. Как раз до Д.Трампа примерно в таких же выражениях американский сенатор Л.Грэм утверждал, что Бразилия, Китай, Индия «играют на руку Путину». Вы уже сказали, что в Москве нет особых опасений относительно партнеров, но хотелось бы спросить, есть ли какой-то потенциал совместных действий у ШОС или БРИКС по поводу такой угрозы?

С.В.Лавров: Из Вашингтона звучали конкретные угрозы в адрес БРИКС, что с БРИКС надо бороться, и что объединение подрывает интересы Соединенных Штатов.

Скажу, справедливости ради, что ранее Президент США Д.Трамп излагал несколько иную точку зрения. Он прямо говорил, что те действия, которые предпринимались администрацией Дж.Байдена, использовавшей доллар как оружие, нанесли непоправимый ущерб авторитету этой мировой резервной валюты. Уверен, он понимает справедливость той оценки и то, что, в ответ на бесчинство предыдущей администрации, и БРИКС, и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, и многие другие ищут альтернативные пути расчетов, которые не были бы завязаны на доллар и тем самым были бы застрахованы от произвола Вашингтона.

Этот процесс уже не остановить. Есть статистика, как сейчас выглядят доли доллара в мировой торговле и в мировых финансовых расчетах. Это не потому, что мы хотели «убежать от доллара». Президент России В.В.Путин не раз это подчеркивал. Доллар решили использовать для наказания тех, чье поведение американцам кажется несоответствующим тем печально известным «правилам», на которых они хотят «держать» весь миропорядок.

Если говорить серьезно про опасения, наша профессия не опасаться, а добиваться учета российских интересов, работать открыто, по-честному, на основе международного права, согласованных принципов. Иначе уважающая себя, сильная, самостоятельная держава вести себя и не может. У нас есть все основания полагать, что входящие в БРИКС государства также являются суверенными и ценят это состояние в мировой системе.

Вопрос: Американские СМИ утверждают, что Соединенные Штаты сейчас буквально заставляют своих союзников в Японии и Австралии определиться, как они будут помогать Тайваню в случае конфликта. Параллельно США и союзники (18 государств) начинают крупнейшие учения в Австралии, к которым привлечены десятки тысяч военнослужащих. Как Вы считаете, с чем связан новый виток напряжености в регионе?

С.В.Лавров: Это не новый виток. Это может быть новая фаза того самого «витка», который начался достаточно много лет назад, когда Соединенные Штаты Америки выдвинули идею развития и осуществления «индо-тихоокеанских стратегий», под этим имея в виду Азиатско-Тихоокеанский регион, который всю жизнь так назывался и никогда от этого не «страдал».

«Индо-тихоокеанские стратегии» символизировали стремление стран НАТО продвигать свою инфраструктуру на Дальний Восток, в регион Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии и создавать там альянсы с «ядерной начинкой», такие как АУКУС (США, Великобритания, Австралия), «тройка» (США, Южная Корея и Япония), которые проводят все более масштабные учения тоже с ядерным компонентом, а также многие другие. «Индо-тихоокеанская четверка», опекаемая Соединенными Штатами, включает Новую Зеландию, Австралию, Японию, Южную Корею. Все это сопровождается продвижением инфраструктуры НАТО на восток, в том числе в таких опасных формах, как передача Филиппинам ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, которые были раньше запрещены российско-американским договором.

Это весьма серьезное оружие появится впервые в Юго-Восточной Азии. Оно продвигается и в Европу, в том числе в Германию. Поэтому весь процесс отражает агрессивное продвижение НАТО на восток. Они хотели «поглотить» Украину, споткнулись, но продолжают делать вид, что обязательно доведут дело до конца. Параллельно с тем, как они используют Украину в качестве «наконечника» своих ударов против России, хотя все менее и менее заметных, параллельно они продвигаются и на восток. Поэтому их желание – обеспечить натовский контроль над ситуацией в сфере безопасности на всем Евразийском континенте вместо конструктивных альтернатив по созданию открытой, равноправной и предусматривающей участие всех без исключения континентальных стран Евразии архитектуры евразийской безопасности. Такую структуру продвигают Россия, Китайская Народная Республика, другие наши союзники и единомышленники.

Про Тайвань. Вы знаете, спекуляций и провокаций на «тайваньскую тему» становятся все больше. Например, не так давно кто-то из журналистов привлек к той логике, которую я сейчас изложил, внимание Президента Франции Э.Макрона. Он заявил, что НАТО не будет вмешиваться в дела Азии, если Китай позаботится, чтобы Корейская Народная Демократическая Республика не вмешивалась в дела Европы. Как вам это? Если позволить России, сказал тот же Э.Макрон, брать под контроль часть Украины, то что может произойти с Тайванем? Это откровенно провокационное заявление. Запад продолжает уверять Китайскую Народную Республику, что он следует позиции и принципу «одного Китая», но при этом тут же добавляет, что «статус-кво» трогать нельзя. «Статус-кво» означает, что Запад общается с Тайванем как с независимым государством, вооружает его и всячески подчеркивает атрибуты его независимости.

Вопрос: Постоянный представитель Украины при ООН С.О.Кислица заявил, что «стамбульский формат» переговоров практически себя исчерпал. Это такой способ торговли? Может быть, это способ приблизить встречу Президента России В.В.Путина с В.А.Зеленским или вновь поставить на паузу «стамбульский формат»?

С.В.Лавров: С.О.Кислица уже не постоянный представитель Украины при ООН. Он – первый заместитель министра иностранных дел Украины. Хотя, конечно, репутацию он себе сделал именно в качестве постпреда при ООН.

В.А.Зеленский тоже говорил, что «стамбульский формат» – это «не серьезно». Кто-то еще из его команды делал подобные заявления. Аргумент был простой: они ничего не обсуждают, кроме гуманитарных проблем (обмен пленными, возвращение тел погибших, возвращение раненых бойцов). Но если они считают, что этот формат себя исчерпал, это лишний раз подтверждает их наплевательское отношение к своим гражданам. Так же, как они давно переданные им тела не хотят отдавать родственникам, чтобы деньги сэкономить. Так же, как они сбили наш самолет, который доставлял пленных для обмена, какое-то время назад. Это «лицо» украинского режима.

Но не надо забывать, что они лукавят. Помимо гуманитарных вопросов, которые, конечно же, важны, поскольку они касаются людей, их родных, и близких. Но помимо них, наша делегация на втором раунде «стамбульских переговоров» передала проект договоренностей в форме меморандума. А украинцы передали свой проект меморандума. Да, они противоположны. Мы обсуждали с американцами по их просьбе на экспертном уровне, как мы видим развязку.

Ответ простой. Несмотря на диаметрально противоположные позиции, в апреле 2022 г. в Стамбуле удалось договориться о развязке, не просто о прекращении огня, а о принципах урегулирования, которые были предложены Украиной и которые устраивали Российскую Федерацию. Документ был парафирован. Была уже договоренность начать готовить правовой документ, договор, но тогда британцы, наверняка с согласия США, запретили украинцам этот документ подписывать.

Это просто в качестве примера того, что при всех несовпадающих, прямо противоречивших друг другу позициях всегда есть возможность для разговора. Однако если они заявляют, что «формат исчерпан», то это означает, что помимо наплевательского отношения к своим гражданам, у них нет желания договариваться. Наверное, опять макроны, стармеры, урсулы фон дер ляйены и прочие мерцы запрещают это делать. Все эти персонажи в один голос требуют «срочно накачивать Украину дополнительными наступательными вооружениями». Возглавляющий ситуационный центр по Украине в Минобороны ФРГ К.Фройдинг прямо говорит, что «надо дать Украине максимально дальнобойные ракеты и виды вооружений, чтобы она могла наносить удары вглубь по территории России».

Они говорят: «никаких переговоров» (теперь это уже ясно), «немедленное прекращение огня», а потом переговоры. Но прекращение огня без условий, как Президент Франции Э.Макрон прямо говорил еще несколько месяцев назад, когда этот тезис  был впервые вброшен, что это не означает прекращения поставок вооружений на Украину. Значит, они хотят, чтобы мы остановили свое наступление и чтобы мы дали возможность Украине и ее спонсорам передохнуть и опять вооружиться.

Та же самая логика, тот же подход, как они применяли, подписав Минские договоренности, используя семилетние старания по их осуществлению для того, чтобы милитаризовать Украину по полной программе.

Канцлер ФРГ Ф.Мерц недавно сказал, что НАТО обязано обеспечить Украине «максимально сильную позицию в военном плане», чтобы начались переговоры. То есть никто ничего не скрывает. «Прекратите огонь, мы ее накачаем оружием  и все будет хорошо».

Насчет наших американских коллег. Они прекрасно знают нашу позицию. Мы им говорили по поводу «исчерпанности» формата. Он не исчерпан. США пытались делать вид, что уровень нашей делегации не подходит. Уровень делегации Украины сейчас будет меняться.

Бывший министр обороны Украины Р.Э.Умеров едет к семье в Соединенные Штаты в качестве посла. Третий раунд переговоров, который мы предложили начать на неделе с 22 июня с.г., до сих пор никак не упоминается в каких-либо украинских заявлениях, «советах», которые им дают их западные кураторы. Теперь и переговорщик уехал.

Если наши разъяснения, которые мы многократно передавали американским коллегам, в том числе во время встреч «на полях» мероприятий АСЕАН, просто игнорируются или не докладываются Президенту США Д.Трампу, то трудно судить, что за этим стоит.

Говорить о том, что нет никакого прогресса и поэтому «50 дней». Если бы на неделе с 22 июня с.г. украинская сторона согласилась назвать дату третьего раунда, может быть там уже и в 30 дней уложились бы. Это нас, конечно, не радует, но мы действуем по утвержденному Президентом России В.В.Путиным плану.

Этот план заключается в гарантированном обеспечении законных интересов Российской Федерации в сфере безопасности и гарантированном обеспечении прав русских и русскоязычных, остающихся жить на Украине, которая нарушает все нормы международного права, запрещающие дискриминацию по национальному, этническому, языковому или религиозному принципу.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати