В Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак Российского совета по международным делам (РСМД), посвященный анализу новых мировых тенденций и места России в них.
Многие проблемы, порожденные распадом Советского Союза, до сих пор остаются нерешенными. Утечка мозгов, отток капитала, отсутствие консенсуса относительно будущего направления развития страны, сложность поиска решений проблем, с которыми Россия сталкивается сейчас и будет сталкиваться в будущем, являются вызовами, на которые России необходимо найти адекватные ответы.
В то же время, два последних десятилетия считаются весьма удачными для российской внешней политики и дипломатии: её институты продемонстрировали высокий уровень эффективности, реагируя на многие традиционные и нетрадиционные вызовы безопасности и развития гораздо более своевременно и точно, чем многие внешнеполитические ведомства других ведущих стран.
Можно ли объединить все экономически и политически активные слои России установкой «быть на голову выше всех»? Как России необходимо себя позиционировать в мире? Стала ли Россия конкурентоспособной мировой экономической и технологической державой? Какие направления повышают мировую конкурентоспособность России на сегодняшний день? Можно ли назвать Россию поставщиком глобальной и региональной безопасности? Как за 30 лет изменились региональные приоритеты российской внешней политики?
В обсуждении этих и других вопросов приняли участие: Екатерина Энтина, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН; Дмитрий Новиков, кандидат политических наук, доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ; Дмитрий Разумовский, кандидат экономических наук, директор Института стран Латинской Америки РАН; Александр Наджаров, аналитик Центра развития интеграции и проектной деятельности НИУ ВШЭ и Никита Синопальников, доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ.
Начиная обсуждение заявленной темы, Екатерина Энтина отметила, что раньше, когда появлялась общая беда, народы мира объединялись для борьбы с ней, но сейчас этого не происходит. Во все времена Олимпийские игры были временем перемирия, сейчас их проведение используется для провокаций и обострения конфронтации. В этом смысле мир сильно деградировал, и поэтому особенно важно, чтобы внешняя политика России и других ведущих игроков была умной и выдержанной. Для того, чтобы она была эффективной, во-первых, необходимо максимально точное и системное понимание той реальности, в которой мы живем, чтобы не выдавать желаемое за действительное, не тешить себя иллюзиями и не поддаваться на обман мифов, которые мы выдумываем, а потом сами в них начинаем верить. Второе – это абсолютно четкое определение национальных интересов: для этого нужно несколько иначе формулировать целеполагание нашей внешней политики. По мнению Энтиной, старый постулат, что внешняя политика должна создавать благоприятные условия для внутреннего развития, не подходит для великих держав. Нашей стране, какой мы ее хотим видеть в мировом измерении, необходима цель внешней политики, которая будет заключаться в формировании окружающего нас мира. Кирпичиками этого мира должно стать пока еще медленно создающиеся и развивающиеся Евразийское партнерство, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Эксперт также призвала не допустить развала существующей структуры Организации Объединенных Наций. Третье – правильная оценка имеющихся ресурсов и осознание тех ограничений, которые нельзя не учитывать, а также умение видеть международные процессы не только своими глазами, но и глазами союзников, партнеров и конкурентов. Отвечая на вопрос, какими качествами должна обладать внешняя политика России, Энтина подчеркнула, что страна должна использовать весь арсенал внешнеполитических средств, умело их комбинируя для решения поставленных задач. Внешняя политика, безусловно, должна обладать преемственностью, но при этом быстро адаптироваться к условиям меняющегося мира. Российский истеблишмент обязан идти на риск при осуществлении внешней политики, но этот риск должен быть оправдан. Важно также, чтобы наша внешняя политика была динамичной и инициативной, обеспечивая российское присутствие во всех переговорных форматах без исключения. Это необходимо, чтобы не допустить без нашего участия глобального контроля поступления метана в атмосферу − главного источника вызванного этим изменения климата. Исходя из вышеприведенных тезисов, в докладе, как считает аналитик, приведено системное видение внешней политики России. Она добавила, что сейчас мы живем в страшных и жестких условиях современной реальности. Особенно остро это стало чувствоваться на фоне пандемии COVID-19, локдаунов, вакцинации. Энтина заметила, что эксперты по внешней политике в последнее время любят говорить о конце глобализации или ее приостановке. В их докладе, наоборот, авторы приходят к выводу, что глобализация продолжается, но происходит это через опережающую регионализацию. Все мировые игроки поняли, как много выгод и преимуществ она дает и принялись за форсированное обустройство своих регионов. Одним из проявлений этого процесса стало внутрирегиональное и межрегиональное соперничество, частично выраженное через ренационализацию внешней политики и трансрегионализацию международного права. Много говорится о том, какие возможности открывает новая технологическая реальность. Однако, по мнению Энтиной, при нынешнем техническом устройстве общества новые технологии не решают ни одну глобальную проблему. Они, безусловно, расширяют возможности человека, но при этом создают массу новых, еще более сложных проблем. В первую очередь, это углубляющееся неравенство между государствами и внутри государств между различными стратами общества, а также проблема «лишних» людей. Как считает эксперт, следствием пандемии и усилий по борьбе с ней на национальном, региональном и глобальном уровнях является ускорение транзита от социально-экономической модели прежнего типа к, так называемой, «экономике человека». Формирование такой экономики безусловно потребует вмешательства со стороны государств и крупнейших корпораций. Одновременно она станет особенно востребованной в связи с вызванной этой новой экономической реальностью дальнейшей атомизацией общества, атомизацией производства и атомизацией потребления. В этой связи государство будет вынуждено создать новый баланс для решения проблем занятости, решения проблем сохранения ткани общества в условиях, когда человек все меньше и меньше будет испытывать потребность в государстве. По словам Энтиной, для России регионализация будет означать плавный и одновременно стремительный переход от межгосударственных союзов к формированию союзов обществ. Она добавила, что в их докладе содержится обстоятельное разъяснение того, что авторы понимают под союзами обществ, а также дается наполнение конкретикой заявленных, но пока еще абстрактных программ. В частности, в нем дается наполнение программ Союзного Государства России и Белоруссии. Для России главным внешнеполитическим императивом, считает аналитик, остается построение вокруг себя «пояса добрососедства».
Продолжил тему Дмитрий Новиков, который описал концептуальное построение доклада. Он заметил, что доклад начинал писаться в своеобразном идейном вакууме. Одним из основных факторов, который влияет на вектор направленности внешней политики России, был определен фактор регионализации мира. Он считает, что парадигма бесконечной глобализации, доминировавшая в умах ученых и исследователей в 1990-х и 2000-х годах, в настоящее время сменяется гораздо более сложной конструкцией – в ее фокусе находится региональная призма, через которую авторы доклада рассматривают российские внешнеполитические приоритеты.
Дмитрий Разумовский рассказал о значении регионализации на примере Латинской Америки. Он отметил, что с распадом Советского Союза на латиноамериканском континенте исчез «политический противовес» Соединенным Штатам. При этом возник идейно-политический вакуум, который традиционно заполнялся популярными на политическом ландшафте Латинской Америки левыми идеями и социалистическим образом будущего. Возник также и финансово-организационный вакуум, так как Советский Союз, через ЦК КПСС, практически, играл роль координирующего центра всех левых партий Южной и Центральной Америки. Лишь в конце 1990-х Россия стала нащупывать новые площадки для сотрудничества. В этом огромная заслуга Евгения Максимовича Примакова, хотя он и недолго возглавлял российский МИД. Во время своих визитов в регион в 1996-97 годах он сформулировал это, как «Стратегическое сотрудничество с целью создания многополярного мира». Эта идеологическая установка, по мнению Разумовского, продолжает действовать до сих пор. Этому благоприятствует начавшаяся в середине 2000-х годов масштабная регионализация сначала Южной Америки, а затем и Мексики, Центральной Америки, стран Карибского бассейна, которая привела латиноамериканские государства к осмыслению своей роли субъекта, а не объекта международного права, и в этом качестве, равноправного партнера России в мировой политике и экономике. Разумовский с сожалением констатировал, что в настоящее время Латинская Америка находится в противофазе в отношении процессов регионализации: имевшиеся субрегиональные организации и институты перестали действовать, и теперь России приходится иметь дело с латиноамериканскими странами на индивидуальной основе.
Никита Синопальников, в свою очередь, сообщил о ходе регионализации в Азии, где существует много региональных организаций и объединений со своей спецификой, от экономических до военно-политических.
На мероприятии в полном формате был представлен тематический доклад «Быть на голову выше всех: Россия 30 лет спустя». Авторами доклада являются Екатерина Энтина, Марк Энтин, Дмитрий Новиков, Дмитрий Разумовский и Никита Синопальников.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs