ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Политический имидж в условиях развития цифрового пространства

10:51 06.02.2021 • Олег Карпович, проректор Дипломатической академии МИД России А. Данилова, эксперт Российского общества политологов

Ускоренное развитие глобальной информационной среды в условиях пандемии COVID-19 открыло для большинства стран мира значимость положительного имиджирования государства в мире, создания такого образа в глобальном информационном пространстве, который является важной и необходимой составляющей внешней политики и национальной безопасности, информационным капиталом, без которого невозможно овладеть всеми другими «капиталами», но, прежде всего, – капиталом человеческим, интеллектуальным. В то же время отрицательный имидж или отсутствие определенного имиджа в современных условиях вообще представляет серьезную угрозу для государства, которое пытается быть конкурентоспособным на международной арене. Мы были свидетелями глубочайшего разочарования населения некоторых европейских государств в действиях как руководства Европейского союза, так и правительств отдельных стран по установлению контроля над распространением вируса COVID-19. Имидж любой страны, как подчеркивают специалисты, зависит, прежде всего, от степени соответствия эпидемиологической, экономической, социальной, демографической и культурно-духовной ситуации в государстве. Положительный имидж, в частности, призван продемонстрировать соответствие политического устройства государства признанным демократическим стандартам[1].

Уже невозможно представить жизнь любого современного общества без социальных сетей – структуры, основанной на контактах индивидов между собой, обмене разнообразной информацией, обсуждением насущных вопросов. Каждый день к социальным сетям привлекается большое количество людей, чтобы прозрачно и без ограничений получать альтернативные традиционным медиафакты, обмениваться своими мыслями с другими, быть не только частью Интернет-пространства, но и его активными творцами. Для современного человека пользование социальной сетью – достаточно привычное явление, а для политиков (и тех, что находятся у власти, и оппозиции) – это не столько форма общения с тысячами незнакомых людей, сколько понимание того, что происходит в стране, как на решения и действия власти реагируют сограждане, бесплатное идеологическое пространство, которое можно использовать как средство воздействия на общественное мнение, создания имиджа политической власти данного государства, отдельного политика. В условиях всеобщей вынужденной изоляции пользование Интернетом и социальными сетями значительно выросло (онлайн работа, учеба, конференции, совещания, развлечения итд.).

Однако сегодня некоторые чиновники используют Интернет-ресурс преимущественно в избирательных кампаниях, по окончании которых оставляют это средство влияния на общественность без достаточного внимания, забывая о возможности социальных сетей по поддержанию своего имиджа.

При этом необходимо заметить, что недавние события в США нам доказали обратное. Крупные западные IT-компании давно переросли свое изначальное положение, они уже могут оказывать существенное влияние на ход и подведение итогов избирательной кампании. Это особенно ярко проявилось с президентом США Д.Трампом: сначала его сообщения в Twitter и Facebook помечались как недостоверные, а затем его аккаунты и вовсе были заблокированы, а он был объявлен изначально проигравшим кандидату от Демократической партии. Некоторые эксперты считают, что вполне можно вести речь о «цифровой цензуре» или «цифровом тоталитаризме».

Современные средства массовой коммуникации, среди которых одну из главных ролей играют социальные сети, не только освещают политические события, но и влияют на формирование массового сознания, вкусов потребителей информации, в том числе по привлекательности или непривлекательности определенных политических перспектив страны, имиджа политической власти в целом или отдельных политиков, формируют общественное мнение, ценностные ориентиры, политические ценности и стандарты политической деятельности, популяризируют определенные идеи среди населения[2]. Социальные сети – это социальная структура, состоящая из интерактивных веб-сайтов, которые представляют собой автоматизированную социальную среду, что дает возможность общаться группе пользователей, объединенных общим интересом, в том числе политическим. Общение, хотя и виртуальное, с представителем высшей политической власти создает у граждан ощущение определенной причастности к общественно-политическим процессам, участие в создании политико-экономических и социокультурных стратегий в государстве, а политические деятели получают возможность сознательно формировать их, уточняя и переделывая свой политический имидж, реализуя на практике действенные инициативы населения и оперативно решая актуальные проблемы[3].

В непростых условиях развития современного российского общества, активной политической самоорганизации народа, политический имидж становится настолько важным фактором, что с ним обязательно вынуждены считаться политики, которые стремятся получить власть или удержать ее. Имидж вообще, как наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности, отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Выбирают имидж, а не конкретные платформы или конкретных людей на избирательных участках во время выборов. Понимая это, многие чиновники, как активные пользователи социальных сетей в Интернете, благодаря общению с самыми активными общественно-сознательными членами общества находят эффективные пути для сплочения единомышленников, привлечения сторонников, формируя таким образом прозрачный и открытый образ власти, свой личный позитивный политический имидж.

Население формирует свое представление о политике не на основании непосредственных контактов, а на основе его символических представлений в пределах общественных коммуникаций. Ведь политический имидж – не просто чей-то образ в массовом или индивидуальном сознании как отражение реальности. Это идеализированная картинка в глазах других, специально смоделированное профессиональными имиджмейкерами отображение соответствующего образа, который должен соответствовать требованиям, выдвинутым определенным социумом. Политический имидж выступает в роли информационного и политического продукта, служит определенной связью между политиком и аудиторией, существенно сокращает путь к электорату, который получает наиболее выигрышные аспекты образа политика, позволяет избирателям идентифицировать кандидата как личность и выделить его из общего ряда, испытывая к нему доверие, что особенно важно во время избирательных кампаний при формировании властных институтов.

Во все времена создание положительного имиджа личности, объединения людей имело исключительно важное значение. В массовом сознании всегда существовали определенные идеальные образы правителей, политических лидеров, которые формировались под действием политической культуры, традиций, обычаев народов и других факторов, что влияло на стереотипизацию мышления[4], т.е. на перестройку сложных для понимания социально-политических фактов и явлений по определенным схемам восприятия, оценки и понимания, упрощенные образы. Современные политтехнологи, имиджмейкеры, понимая, что в условиях нынешнего быстрого ритма жизни стереотипы как упрощенная, стандартная мысль о социальных группах или об отдельных индивидах как представителях этих групп, в определенной степени экономят время потребителей определенного «продукта», не принуждая долго размышлять над тем или иным вопросом. В массовом сознании стереотип может заменить знания, что значительно упрощает и облегчает ориентацию в политическом пространстве. Политический стереотип в целом – это устоявшееся и массовое явление политического сознания и поведения, которое формирует политическое пространство.

Опираясь на стереотипное мышление населения, политтехнологи и PR-специалисты создают соответствующий имидж политического лидера, партии, государственного или негосударственного учреждения для формирования привязанности и признания или неприятия этого образа со стороны общественности. Если имидж соответствует сложившейся в обществе системе ценностей, устойчивым представлениям – стереотипам и непосредственным интересам людей, он будет эффективным и успешным. И, наоборот, несоответствие имиджа определенного субъекта политики системе стереотипов, которая существует в обществе, приведет к отторжению этого «продукта» гражданами.

Способность и склонность граждан к стереотипизации мышления учитывается политтехнологами при создании политических имиджей, которые имеют разные характеристики (например, публичность и связь с политической практикой, положительный и отрицательный, имидж открытый и имидж закрытый), зависит от того, для чего он создается, от механизма формирования и распространения и тому т.п. При этом, имидж не дает полное изображение политика, а создает оптимальный образ в конкретной социально-политической ситуации, соответствующей реалиям времени и политического рынка.

Надо помнить, что политический имидж часто выстраивается не на реальных фактах, а на искусственно слепленном образе, мифе[5]. Чтобы быть жизнеспособным, такой имидж должен основываться на реальной информации. Представленный в красивой раскрашенной обертке, он нередко безотказно срабатывает, потому что общественное мнение часто берет на веру не то, что есть в действительности, а то, во что ему хочется верить, воспринимает как правду то, что ему хочется признать правдой. Подобным образом создаются и негативные мифы, или «антимиф», направленные на обесценение, дискредитацию кого-то или чего-то в глазах общественности. Привлекательный имидж является залогом успешности как функционирования органа государственной власти, так и его отдельных руководителей.

Позитивный политический имидж власти помогает правящей элите сохранять выбранный путь развития общества и государства, оставаться у власти, а в период проведения активных социальных изменений формирует положительное настроение населения. Именно поэтому имидж должен быть четко структурированным, управляемым, соответствующим культурно-историческому достоянию государства, социальной, культурной и исторической базе сообщества, которая воспринимает и создает имидж в своем воображении. Очень важно учитывать современные политические события.

Для привлечения и удержания внимания общественности, формирования установки на достижение доверия народа, развития коммуникативных способностей управленца, чтобы ему удалось завоевать аудиторию и т.д., активно применяются различные технологии имиджмейкерства – отрасли, которая обеспечивает формирование и создание в общественном сознании виртуальных образов (имиджей) общественных институтов (государства, политических партий, организаций, учреждений) и отдельных политических лидеров, разрабатывает совокупность приемов, технологий и средств формирования в общественном сознании соответствующих образов реальных субъектов политики.

Созданный имидж распространяется через каналы коммуникации, в первую очередь через сеть Интернет – место хранения необходимой информации, причем практически в неограниченном объеме, поскольку Интернет в определенном понимании не контролируется любыми структурами, и в большинстве случаев доступ к информации является пока еще открытым. Хотя уверены, что уже найдутся люди, которые будут готовы оспорить данный тезис. Благодаря сети Интернет возможности распространения необходимых установок о чем-либо, в том числе и о власти, растут в разы[6].

Как инструмент массовой коммуникации социальные сети возникают в условиях, когда образуют кольцо обратной связи между индивидуумами и социальными группами, между политической системой и обществом, а также между элементами политической системы, обеспечивают общественный дискурс и таким способом выступают необходимым фактором развития демократии. Скоростное, мультимедийное общение становится возможным благодаря существованию многих социальных сетей – «Facebook», «ВКонтакте», «Инстаграм», «Twitter» (500 млн зарегистрированных пользователей), «Say.TV» и др. Итак, глобальная онлайн-среда расширяется каждый день благодаря привлечению в нее новых пользователей.

Наиболее универсальной по возрастному, гендерному и статусным критериям, а также по масштабу своего распространения, лидером среди других («Twitter», «Say.TV», «Одноклассники») являются социальные сети «Facebook» и «Инстаграм». Они позволяют создать собственный аккаунт и через него находить друзей и общаться с ними. Многовекторность общения в социальной сети «Facebook» предоставляет возможность доступа к разнообразной информации (как отдельных персоналий и организаций, так и в целом информационного потока, что касается событий в мире), прямого общения с возможностью обратной связи и создания отдельных сообществ и решения неотложных для такой группы проблем[7].

Такой способ является чрезвычайно важным в политической коммуникации, а в условиях современного социально-политического положения в стране активизация социальных сетей выступает как инструмент социализации нации и привлечения населения к государственным процессам.

Понимая ценность собственного присутствия в сети Интернет, на страницах различных сайтов один за другим зарегистрировались коллективные или индивидуальные субъекты высшей политической власти. Пользователи Интернета получили возможность не просто рассматривать страницу того или иного политика, на которой публикуются соответствующие тексты, фотографии и размещаются материалы, которые работают на имидж правителя, но и общаться в социальных сетях, хоть и виртуально, с представителем политического руководства страны, общественными деятелями. Для высокопоставленных лиц возможность прямого диалога с гражданами в социальной сети утверждает мысль о них как о политиках, которые пытаются прислушиваться к проблемам общества, дают возможность каждому обратиться к ним и почувствовать реальную помощь в случае необходимости. Прямой диалог обычных людей – пользователей социальных сетей с политиками высокого ранга способствует формированию положительного имиджа субъектов политической власти.

Кроме того, социальные сети – один из основных способов использования Интернета для общения с электоратом, приближение политика к избирателям. Общение в социальных сетях политиков или претендентов на занятие властных должностей с рядовыми гражданами позволяет последним контактировать с людьми, которых увидеть лично нет возможности. Политики создают собственные страницы с расширенным резюме, определенной информацией о себе, фотографиями и т.п. с целью быть ближе и более доступными для народа. Открытость и непосредственное общение политика в социальных сетях или блогах (интернет-журнал событий, дневник лица, доступ к которому имеет каждый пользователь сети Интернет) влияют на привлекательность его имиджа, потому что создают более человечный образ, которому не безразличны обычные проблемы, потребности и взгляды рядовых граждан.

Современные политики как «типичные представители профессиональных коммуникантов, действующих в условиях массового общения», создавая собственный имидж, используют для своих целей различные коммуникационные каналы: прессу (массовую и аналитическую), телевизионные СМИ, Интернет-каналы и радиосообщения.

Поскольку массовое сознание ориентируется преимущественно именно на имиджевые характеристики, которые выступают как определенные символы нашей политической реальности, у людей складывается обобщенный образ о политических субъектах.

Безусловно, имидж политической власти – это многофакторный феномен, который состоит из проведения системной, согласованной и последовательной работы всех ее органов, уверенности населения в неизменной цели руководства государства – обеспечивать своим гражданам достойный уровень жизни. Поэтому использование коммуникативных технологий, что «более адекватно обслуживают» социосистемы, создавая тот информационный продукт, который является более актуальным на сегодня, позволяет, с одной стороны, решить насущные проблемы политической коммуникации, а с другой – обеспечить соответствующее восприятие политиков через социальные сети и способствовать формированию позитивного имиджа политической власти.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Федотова Л. Н. Глобальные и национальные аспекты развития мировой информационной среды // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-i-natsionalnye-aspekty-razvitiya-mirovoy-informatsionnoy-sredy (дата обращения: 29.04.2019).

[2] Кузнецов Д. В. Полное или частичное копирование материалов сайта www.socionauki.ru разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки https://www.socionauki.ru/journal/articles/253072/ "Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания" // "Философия и общество" №3/2004

[3] Лебедева О.Н. Особенности института дипломатии в России // Международная жизнь. М., 2015. С.17.

[4] Национальная политическая энциклопедия // https://politike.ru/termin/stereotipy-politicheskie.html (дата обращения 25.05.2019 г.)

[5] Нейматова А. Я. Проблема имиджа в политике и политической науке // Вестник МГИМО. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-imidzha-v-politike-i-politicheskoy-nauke (дата обращения: 29.05.2019).

[6] Смирнов А.И. Фактор времени в жизни общества / А.И. Смирнов. М., 2014. С.96.

[7] Шаожева Н. А. Ценностные критерии современных гендерных комплексов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-kriterii-sovremennyh-gendernyh-kompleksov (дата обращения: 29.04.2019).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати