ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

XVII саммит БРИКС: от вопросов безопасности до искусственного интеллекта

20:17 10.07.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На круглом столе в информационном агентстве ТАСС. Слева направо: И.Макаров (НИУ ВШЭ), В.Голиней (Институт Латинской Америки РАН), Д.Зеленова (Институт Африки РАН), А.Журанков (модератор, ТАСС). Фото А.Торина.

В Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялся XVII саммит БРИКС. Главными темами для обсуждения в его рамках стали вопросы здравоохранения, торговли, инвестиций, финансов, изменения климата, управления искусственным интеллектом, укрепления мира и безопасности. С какими итогами вступает БРИКС в восемнадцатый год своей истории? На этот вопрос в рамках круглого стола, состоявшегося по итогам саммита на площадке информационного агентства ТАСС, ответили известные учёные-международники.

Исполняющий обязанности заместителя директора по науке, председатель Совета молодых учёных и специалистов Института Латинской Америки РАН Владимир Голиней отметил, что для Бразилии формат БРИКС важен именно своей многосторонностью. Многосторонность – это то, что Бразилия продвигает в своей внешней политике. Кроме того, страны Латинской Америки – как страны БРИКС, так и их партнеры – выступают за реформирование институтов глобального управления, и прежде всего Совета Безопасности и Секретариата ООН, а также Всемирного банка и Всемирной торговой организации, с целью их адаптации к изменившимся мировым реалиям.

В.Голиней также напомнил, что в сентябре 2025 года в Бразилии состоится COP30 – 30-я конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата: «Для официального Бразилиа климатическая повестка неотделима от социальных, экономических, энергетических и политических вопросов. Проблема продовольственной безопасности также неотделима от климатических изменений. Поэтому неудивительно, что в своем выступлении на саммите президент Бразилии Лула да Силва уделил этому вопросу максимум внимания», - подчеркнул эксперт.

«Важнейшим пунктом итоговой декларации является тот, в котором особо оговорена необходимость формирования “пула” баз данных по странам БРИКС. Как правило, в поиске международной экономической информации мы обращаемся к статистическим данным Международного валютного фонда, Всемирного банка и других глобальных институтов. Довольно сложно в этом массиве информации найти данные по отдельным странам. Если вы специалист, то эта задача для вас выполнима. Но для рядового гражданина здесь могут возникнуть большие трудности», - пояснил В.Голиней.

Руководитель департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики, заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров подчеркнул, что формату БРИКС идёт восемнадцатый год. «Образно говоря, он уже взрослый. А от взрослого не стоит ждать “чёрно-белого” мировоззрения в духе прямого противопоставления странам Запада. Скорее, перед нами объединение, пытающееся сформировать действенные пути решения сложных проблем… После своего расширения БРИКС – это голос глобального Юга, который прямо обозначен в декларации лидеров как двигатель позитивных изменений в мире. Проще говоря, это объединение, направленное не только на сотрудничество между его странами-участницами, а на совместное изменение мира к лучшему», - заявил учёный.

По признанию И.Макарова, нынешний саммит не принял никаких фундаментальных, прорывных решений. «Этого и не стоило ожидать. Во-первых, основные элементы совместной позиции по важнейшим глобальным проблемам были оговорены ещё в прошлом году. А, во-вторых, после масштабного расширения рядов БРИКС в 2024 году альянс должен “абсорбировать” новых членов. Это небыстрый процесс», - пояснил он.

Прокомментировал эксперт и усилия стран-участниц БРИКС по формированию новых платежных систем. «Речь не идет о тотальном отказе от доллара, это в настоящее время сделать нереально. Но ведется работа по развитию механизмов платежей в национальных валютах. Подход стран БРИКС в этом смысле радикально отличается от США, предпочитающих размахивать угрозы и шантаж. Никто не называет это дедолларизацией. Но о новых платежных инициативах широкая публика узнает только тогда, когда они заработают. Это вполне логично», - заявил И.Макаров.

И.Макаров также напомнил, что климатическая повестка, которой было уделено большое внимание на саммите БРИКС, давно перестала быть исключительно прерогативой стран Запада: «Есть показательные данные: если во всем мире на возобновляемые источники энергии приходится 60%, то на глобальном Юге – 87%. При этом доля углеводородов в мировой энергетике составляет 40%, а на глобальном Юге – 13%. Источников добычи топлива здесь немного, а энергопотребление постоянно растет. Отсюда повышенный интерес к электрификации. Например, в Малайзии электромобилей больше, чем в Соединенных Штатах Америки. А климатические изменения больше всего ощущаются именно на глобальном Юге. Все эти факты говорят сами за себя и объясняют, почему климатическая повестка настолько важна для стран БРИКС».

Кроме того, БРИКС развивает совместные подходы к темам, по которым глобальное управление отсутствует. «Это так называемые социально обусловленные заболевания и искусственный интеллект. Последнему посвящена отдельная декларация. Тем самым впервые озвучен международный подход к выработке принципов правового регулирования искусственного интеллекта», - добавил И.Макаров.

Директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, член Российского совета по международным делам Алексей Маслов отметил, что проблематика БРИКС становится исключительно актуальной для Китая. «Пекин был одним из основателей этого формата, но долгое время относился к ней как к вторичному по сравнению с более актуальной инициативой Пояса и Пути. Однако теперь в КНР поняли, что в одиночку такие грандиозные проекты прорабатывать и развивать невозможно… В этом смысле Китай на прошедшем саммите впервые за всю историю объединения выступил с очень содержательной и практичной повесткой. Форум в Бразилии для Китая стал важной международной площадкой, на которой его точно услышат. Пекин сейчас строит международную концепцию, подразумевающую, что нынешнее устройство мира несправедливо для многих стран, в том числе для государств, которые “выросли” в нем: Китая, Бразилии и Индии. Однако эти страны не участвовали в формировании нынешней архитектуры мира, поэтому необходимо ее пересматривать», - отметил востоковед.

По мнению А.Маслова, несмотря на инициированную Вашингтоном торговую войну против Пекина, в КНР сдержанно относятся к идее выхода из финансовой системы, связанной с долларом: «Китай в ней долгое время рос. Поэтому в этой стране, скорее, осторожно относятся к возможности введения совместной финансовой расчетной платформы в рамках БРИКС. Эту инициативу, кстати, поддерживает Россия. Пекин обладает всеми техническими возможностями для создания такой платформы, но очень аккуратно подходит к этому вопросу. Он не против платежей в нацвалютах и использования электронных валют, но создавать параллельную платформу не торопится».

А.Маслов подчеркнул, что Китай – одна из немногих стран в БРИКС, которая готова выступать спонсором и инвестором многих масштабных проектов в рамках объединения. «Прежде всего, это научно-техническое сотрудничество, формирование совместных научных и статистических баз данных. Также речь идет о расширении взаимодействия в области экологии и свободы торговли ключевыми товарами, включая сельскохозяйственные», - пояснил А.Маслов.

Заведующая Центром изучения африканской стратегии БРИКС Института Африки РАН Дарья Зеленова отметила, что XXI век можно вполне назвать «веком Африки». «Африканцы смотрят на БРИКС с оптимизмом, надеждой и энтузиазмом. Проблематика номер один для африканцев — это их представленность в институтах глобального управления. Имеется в виду реформа ООН, включая Совет Безопасности, реформирование ВТО и других институтов… Важнейшей темой для Африки остается развитие здравоохранения, и в особенности, борьба с такими заболеваниями, как малярия, туберкулёз и ВИЧ. Африканские страны заинтересованы в развитии цифровой медицины, в том числе телемедицины для труднодоступных районов континента», - отметила Д.Зеленова.

«Cаммиты БРИКС - особая международная среда. Африканцы стараются использовать такого рода саммиты для продвижения своих конкретных предложений. Например, президент Анголы Жуан Лоренсу, ныне председатель Африканского союза в данный момент, отмечал, что БРИКС является действительно важной платформой для всей Африки, поскольку именно в рамках объединения выстраиваются подлинные экономические связи, формируются основы суверенитета Африки», - подчеркнула Д.Зеленова.

Эксперт Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД России, доцент кафедры востоковедения МГИМО Никита Куклин посвятил своё выступление участию Индонезии в саммите БРИКС. «Она впервые участвовала в этом форуме как полноценный член объединения. В декларации саммита есть и ряд пунктов, которые продвигает на международной арене Джакарта. Среди них, например, урегулирование палестино-израильского конфликта и поддержка права Ирана на самозащиту. Изначально это была позиция, представленная АСЕАН. На саммите БРИКС она была представлена Индонезией, как одной из стран Юго-Восточной Азии», - пояснил эксперт.

«Индонезия не рассматривает БРИКС как какую-то конфликтную площадку. С точки зрения индонезийской идеологии, философии и внешней политики, изложенных в виде принципов доктрины “Панча сила”, Индонезия может активно участвовать везде, поэтому она присоединяется к БРИКС и в то же время развивает свое вступление, например, в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при поддержке стран Европейского союза», - добавил Н.Куклин.

В завершение круглого стола его участники сошлись во мнении, что все страны-участницы БРИКС выступают за укрепление многополярного устройства мира, консенсусное решение существующих глобальных и региональных проблем.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати