ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

13:24 27.09.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Chatham house: Реализм Байдена будет стимулировать конкуренцию среди союзников США

Речь Джо Байдена на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ГА ООН), безусловно, была мощной, провозглашавшей, что мир находится на «переломном этапе истории», подчеркивающей тем самым актуальность проблем, которые «содержат ключи к нашему коллективному будущему». Байден также отмечает, что демократия «повсюду» и остается лучшим инструментом для «полного раскрытия нашего человеческого потенциала», и отвергает утверждения о том, что США стремятся к холодной войне.

Но по мере того, как он приближается к заключительному кварталу своего первого года на посту президента США, очевидна явная решимость Байдена реализовать свои собственные внешнеполитические приоритеты. Главным из них является то, что США будут действовать, чтобы защитить себя и партнеров, но только, как сказал президент, «когда это возможно».

Речь Байдена прозвучала резко вслед за летними потрясениями, когда США решительно приступили к выполнению давно обещанной переориентации своих глобальных обязательств. Всего через несколько недель после драматического выхода из Афганистана, появилось объявление о создании АУКУСА, поскольку США, Австралия и Великобритания образовали новое стратегическое партнерство, которое включает флот атомных подводных лодок для Австралии, чтобы обеспечить ее «стабильное» положение в Южно-Китайском море.

Прагматизм, решительность и реализм

Все эти шаги являются призывами к пробуждению для ближайших демократических партнеров Америки, поскольку каждый из них «телеграфирует» о будущем направлении политики США, показывая, что Америка не будет тормозиться сентиментальными привязанностями – вместо этого это будет жесткий прагматизм, чистая решимость и трезвый реализм, который движет политикой, где  повестку дня, определяют либеральные ценности.

Европейские партнеры Америки были застигнуты этим врасплох, оставшись неуверенными в том, просто ли США не проконсультировались или решили попросить прощения, а не разрешения, в то время как остальной мир наблюдал, не станет ли трансатлантический раскол главной темой, отвлекающей от более насущных проблем.

Недавние шаги также вызвали беспокойство в Европе по поводу ее места в иерархии партнеров Америки, и речь Байдена на ГА ООН не развеет эти опасения. Он перечислил партнеров, необходимых для решения наиболее насущных глобальных проблем, и, хотя НАТО и Европейский союз (ЕС) были на первом месте, едва ли была пауза, прежде чем он перешел к перечислению четырех стран и АСЕАН в качестве ключевых региональных партнеров Америки в Азии.

Но такое энергичное выполнение политической повестки дня США не должно быть неожиданностью для тех, кто слушал. Приоритеты внешней политики Байдена уже давно предельно ясны – сосредоточить мощь Америки и ее дипломатию в Индо-Тихоокеанском регионе, защищать демократию и права человека, коллективно работать над решением основных глобальных проблем, особенно климата, безопасности здравоохранения и технологических изменений – и все это с одной целью улучшить положение американских граждан.

«Срочность» происходящего усугубляется проблемами внутри страны, поскольку он сталкивается с серьезными проблемами внутри своей собственной партии, поскольку стремится принять бюджет в размере 3,5 триллиона долларов и план развития инфраструктуры, который обеспечит внутреннюю повестку дня. COVID-19 продолжает свирепствовать по всей стране, и рейтинги президента в опросах снизились.

По крайней мере, на данный момент дипломатия, возможно, предотвратила переход летних трансатлантических разногласий в более длительную стадию. АУКУС отвлек внимание от негативной реакции, которая развернулась в парламенте Великобритании после, казалось бы, резкого и политически дестабилизирующего выхода США из Афганистана. И телефонный звонок между Байденом и президентом Франции Эммануэлем Макроном, помог направить американо-французские отношения в лучшее русло.

Кроме того, Великобритания становится столь же прагматичным партнером, поскольку ее премьер-министр Борис Джонсон мудро прекратил любое серьезное давление на президента США в отношении соглашения о свободной торговле между США и Великобританией, вместо этого подчеркнув готовность Великобритании использовать жесткую силу и бороться за «глобальные общественные блага».

В свою очередь, заявление Байдена о том, что он удвоит обязательства США по финансированию климата и объединит развитые страны для достижения целевого показателя в 100 миллиардов долларов для климатических инициатив в развивающихся странах, является сильным признаком поддержки Америкой Великобритании в преддверии КС26. Любые опасения, что Германия и Европа могут вытеснить Великобританию, были временно устранены.

Неуместные опасения

В более широком смысле опасения многих в Европе по поводу того, что администрация Байдена будет отдавать предпочтение Азии перед Европой, неуместны. АУКУС просто сигнализирует о том, что США очень прагматичны и могут выбирать партнеров в каждом конкретном случае среди своих соратников.

https://www.chathamhouse.org/2021/09/bidens-realism-will-drive-competition-among-us-allies

 

The Brookings Institution: Что будет дальше с политикой сокращения бедности в Китае?

Ранее в этом году правительство Китая объявило, что оно ликвидировало абсолютную бедность, измеряемую по стандарту, эквивалентному 2,30 долл. США на человека в день, применяемому в сельских районах. Последнее обследование домашних хозяйств по данным о доходах, расходах и условиях жизни, проведенное Национальным статистическим бюро Китая  за 2018 год, показывает, что при международной черте бедности в 1,90 доллара США в день уровень бедности снизился до уровня ниже 0,5 процента. Это говорит о том, что с 1980 года Китай сократил число бедных почти на 800 миллионов человек. Какими бы ни были конкретные цифры, сокращение бедности в Китае является замечательным достижением. Тем не менее, это не может быть поводом для приостановки дальнейшего движения в этом направлении. В то время как страна смотрит в будущее, важно понять, какие уроки можно извлечь из последних 40 лет и что должно быть в центре внимания политики?

Успехи Китая в сокращении масштабов нищеты с 1980 года - это прежде всего история устойчивого экономического роста. В первое десятилетие реформ наблюдался быстрый рост доходов в сельском хозяйстве, поскольку Китай устранил некоторые из самых больших ошибок эпохи Мао. Во втором десятилетии промышленность взяла на себя ведущую роль, как в городских, так и в сельских районах, по мере расширения и углубления реформ. В течение третьего десятилетия динамизм ориентированных на экспорт прибрежных районов Китая распространился дальше вглубь страны, поскольку миграция в городские центры ускорилась, инвестиции в инфраструктуру (например, в рамках “Западной стратегии развития”) увеличились, и растущая доля территории Китая стала экономически интегрированной в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. В этом десятилетии также наблюдалось расширение социальной политики Китая, включая реформы на местах в наиболее отсталых округах и создание базовой системы социальной защиты для сельского населения Китая. В течение последнего десятилетия эта социальная политика была расширена, кульминацией которой стала целенаправленная кампания по искоренению нищеты, проводившаяся в течение последних пяти лет. Только в этот заключительный период трансферты стали более важным фактором сокращения бедности, чем трудовые доходы.

Китай в 1980 году был одной из беднейших стран мира, и все же имел относительно здоровое и хорошо образованное население, сопоставимое с другими странами Восточной Азии с гораздо более высоким уровнем доходов. Нормы сбережений в Китае также были высокими, а распределение земли равным — начальные условия, которые позволили другим странам Восточной Азии быстро расти в 1960-х и 1970-х годах. Таким образом, Китай в 1980-х и 1990-х годах в какой-то степени догонял своих коллег.

Рыночные реформы способствовали расширению экономических возможностей. Быстрая трансформация Китая из преимущественно сельской и аграрной страны в преимущественно городскую индустриальную державу последовала за использованием рыночных подходов для создания соответствующих стимулов и конкуренции между региональными правительствами и стимулирования роста производительности. Китай постепенно вводил рыночные стимулы. Но его история трансформации и роста согласуется с классическими экономическими теориями развития.

Хотя рынки и бизнес играли ведущую роль, государственная политика также играла важную роль. Китайское государство наделено высоким административным потенциалом, и правительство использовало его для обеспечения общественных благ и преодоления «неудач» коллективных действий. Это наиболее очевидно проявляется в расширении общественной инфраструктуры, которая помогла интегрировать сельские районы в городскую экономику, и в координации усилий заинтересованных сторон в целенаправленном сокращении масштабов нищеты. Мощные стимулы в управлении государственной службой Китая создали сильную ориентацию на производительность, в то время как высокая степень децентрализации позволила политике реагировать на «местные» условия.

Сегодняшние условия в Китае создают неоднозначные перспективы для роста и увеличения доходов среди бедных слоев населения. Технологические возможности Китая и конкурентоспособность его ведущих компаний находятся на одном уровне со странами с высоким уровнем дохода, а его лучшие школы и учащиеся занимают первое место в мире. Но эти возможности не являются широко распространенными. Разброс уровней производительности в китайских компаниях высок. Средний уровень образования рабочей силы низок по сравнению со странами с высоким уровнем дохода, и доступ к хорошему образованию остается неравным. Китаю необходимо уделять больше внимания этому неравенству.

Рыночные реформы могли бы стать важным катализатором более широкого распространения технологических возможностей и расширения доступа к качественным услугам. Среди компаний выравнивание игрового поля в доступе к финансам может помочь перспективному малому и среднему бизнесу расти и создавать рабочие места в будущем. Снятие оставшихся ограничений на мобильность рабочей силы, связанных с хукоу, может помочь нынешнему поколению школьников получить доступ к лучшим услугам в области образования и здравоохранения в городских районах, улучшив социальную мобильность и экономические возможности. Это со временем помогло бы снизить риск нехватки квалифицированной рабочей силы, в том числе в секторе городских услуг, что, вероятно, будет способствовать росту производительности в будущем.

Административный потенциал Китая является преимуществом в его переходе к высоким доходам, но роль правительства в поддержке бедных и уязвимых слоев населения должна будет измениться. Черта бедности в Китае ниже уровня большинства стран с доходом выше среднего и составляет менее половины от 5,50 доллара в день, типичного для стран с доходом выше среднего. При 5,50 долл. США, например, около трети из примерно 180 миллионов бедных будут проживать в городских районах, и многие из них будут неформальными рабочими-мигрантами, не занятыми в сельском хозяйстве. Среди этих групп бедность, скорее всего, будет временной, связанной с периодами безработицы и расходами на здравоохранение и образование из собственных средств. В социальной политике необходимо будет учитывать эти различия, точно так же, как целенаправленное сокращение масштабов нищеты основывается на оценке потребностей домашних хозяйств в сельских районах.

После искоренения абсолютной нищеты Китай установил 2035 год в качестве целевого срока для достижения всеобщего процветания. Это понимается как предоставление возможности для достойного уровня жизни всем гражданам Китая. Обеспечение равного доступа к образованию, здравоохранению и другим услугам, использование рыночных механизмов и конкуренции для поощрения инноваций, распространения технологий, а также постоянная корректировка государственной политики для обеспечения того, чтобы социальные трансферты были нацелены на ключевые уязвимые места и помогали гражданам Китая справляться с риском быстрой социально-экономической трансформации - вот уроки последних 40 лет. Они будут и впредь хорошо служить Китаю в будущем.

https://www.brookings.edu/blog/future-development/2021/09/24/whats-next-for-poverty-reduction-policies-in-china/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати