Европейский союз готовится вступить в глобальную конфронтацию с Китаем и его торгово-экономическими и инвестиционными проектами. Главным адресатом противодействия со стороны Брюсселя выступает здесь проект Пекина «Один пояс, один путь». В противовес ему ЕС намерен запустить собственный аналогичный проект «Глобальные ворота». По словам главы Еврокомиссии немки Урсулы фон дер Ляйен, благодаря новому проекту у Евросоюза появляется шанс построить партнерские отношения со странами по всему миру. «Нам нужны инвестиции в качественную инфраструктуру, соединяющую товары, людей и услуги», - заявила она, добавив, что «для Европы нет смысла строить идеальную дорогу между китайским медным рудником и гаванью. Мы должны стать умнее, когда дело касается такого рода инвестиций». При этом Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что китайский проект «Один пояс, один путь» создан для расширения стратегического влияния Пекина через создание долговой зависимости. [1]
В разворачивающемся торгово-экономическом противостоянии ЕС может рассчитывать на поддержку США, так как у них сходная стратегия. Но здесь есть вопросы. Нынешняя американская администрация, в отличие от своей предшественницы времен президентства Дональда Трампа, отдает предпочтение военно-политическим методам давления на Китай. Примером стало объявленное на днях создание тройственного альянса США, Великобритании и Австралии, - уже вызвавшее резкую реакцию со стороны Франции, лишившейся выгодного контракта на поставку австралийцам подводных лодок. По мнению Парижа, действия США, направленные против Китая, де-факто наносят ущерб евроатлантической солидарности и НАТО. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что «по просьбе президента Франции НАТО инициировало обсуждение своей концепции. На следующем саммите НАТО в Мадриде будет проведена работа над новой стратегической концепцией. Очевидно, что то, что произошло, будет иметь отношение к ее определению». [2]
Тем не менее, главные трудности для ЕС в его противостоянии Китаю связаны не с односторонними довольно агрессивными действиями США или Великобритании. Согласно имеющейся информации, новый проект «Глобальные ворота» ставит перед собой цель либо продублировать существующие транспортные и иные инфраструктурные системы с тем, чтобы создать новые маршруты, свободные от китайского контроля, либо вытеснить китайский капитал из уже существующих проектов. Однако и то, и другое выглядит слабореализуемым, учитывая финансовое превосходство Китая и временной гандикап инициативы «Один пояс, один путь». Ее концепция впервые была провозглашена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году и изначально была нацелена на создание и модернизацию портовой, береговой, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на широком пространстве Восточной, Центральной и Южной Азии, Европы и Африки. А основы для данной инициативы начали формироваться еще раньше – в 2005 году. Именно тогда была впервые сформулирована идея укрепления взаимосвязанности региональных и трансрегиональных государcтв с Китаем по суше («Экономический пояс Шелкового пути») и по морю («Морской Шелковый путь XXI века»). Позднее эти проекты вошли в качестве ключевых элементов в инициативу «Один пояс, один путь». Речь шла о расширении инфраструктурных связей на еще более широком пространстве - в Юго-Восточной Азии, Индийском океане, Латинской Америке, Восточной Африке и Евразии.
Вице-премьер КНР Чжан Гаоли в 2015 году обрисовал важнейшие направления работы по продвижению инициативы «Один пояс, один путь», включив в нее не только сооружение объектов инфраструктуры, но и сотрудничество в таких аспектах, как финансы, электроэнергетика, информационно-коммуникационная сфера, кадровое и научно-техническое сотрудничество, туризм и гуманитарные обмены. Таким образом, Китай предлагает целый пакет услуг, выходящий далеко за пределы физической инфраструктуры, который другие страны могут принимать как целиком, так и по частям. По данным министерства торговли KHP, уже в 2014 году Китай заключил и начал реализовывать контракты с 50 странами в рамках китайской инициативы. На сегодняшний день эта программа объединяет свыше 60 государств – причем важное место уделяется регионам, находящимся непосредственно в зоне ответственности ЕС. В частности, в 2013 - 2019 годах совокупные инвестиции Китая на Балканах составили около 30 млрд. долларов, примерно треть из которых получила входящая в Евросоюз Греция, а 2 млрд. долларов – другой член ЕС Словения. В брюссельских (и вашингтонских) коридорах проводят недвусмысленные параллели между китайской инициативой и послевоенным «планом Маршалла», подчеркивая, что «Один пояс, один путь» уже сейчас превосходит американский проект по своим объемам и амбициям в том, что касается стимулирования экспорта и прямых инвестиций. Так что же не устраивает ЕС?
В сложившейся ситуации очевидно, что презентованная главой Еврокомиссии инициатива на деле может стать дополнительным фактором, порождающим раскол в собственных рядах ЕС, поскольку многие европейские государства уже сейчас тесно связаны с Китаем в торгово-экономическом, финансовом и инвестиционном плане, и просто не могут себе позволить пойти на разрыв этих связей. «Понятно, что европейцы возмущены тем, что их не воспринимают всерьез ни противники, такие как Россия и Китай, ни друзья, такие как США и Австралия. Но вместо того, чтобы беспомощно злиться, им лучше честно взглянуть на себя, чтобы найти причины этого», - весьма обоснованно иронизирует в этой связи американское агентство деловых новостей The Bloomberg, напоминая, что многие государства-члены Евросоюза «активно ведут дела с Китаем - крупнейшим торговым партнером, например, Германии». [3]
Что же касается России, то она также является одним из ключевых участников инициативы «Один пояс, один путь» в том числе по линии созданного в 2015 году Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), где Москва изначально выступила крупнейшим после Китая и Индии акционером. В связи с этим есть основания предполагать, что новый проект ЕС будет направлен и против российских интересов, что потребует от Москвы быть готовой к соответствующим ответным мерам, как со своей стороны, так и совместно с партнерами.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://lenta.ru/news/2021/09/15/eu_china_competition/
[2] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/09/19/887322-frantsiya-posledstviyami
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs