Российский совет по международным делам (РСМД) в партнерстве с британским Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI) провел на платформе Zoom экспертный диалог «Взгляд России и Великобритании на европейскую безопасность». Диалог состоялся в рамках проекта РСМД «Новая повестка российско-британских отношений». Он был посвящен обсуждению совместного доклада РСМД − RUSI «Диалог по безопасности между Великобританией и Россией − европейская безопасность», который был подготовлен по итогам проведения в феврале 2021 года семинара РСМД – RUSI, где были проанализированы российская и британская точки зрения на состояние современной европейской безопасности. На сессиях февральского семинара были рассмотрены угрозы, с которыми сталкивается континент, будущее механизмов контроля над обычными вооружениями, включая Договор по открытому небу и растущая напряженность в Северной Атлантике, Арктике и Балтийском море.
В нынешнем экспертном диалоге с российской стороны участвовали соавторы доклада д-р Андрей Кортунов, генеральный директор РСМД и профессор Малкольм Чалмерс, заместитель генерального директора RUSI. В дискуссиях также приняли участие д-р Сергей Уткин, руководитель отдела стратегической оценки ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова и д-р Нил Мелвин, директор по исследованиям международной безопасности RUSI. Модератором диалога была Мария Воротнюк, научный сотрудник RUSI.
С вступительным словом к интернет-аудитории обратился профессор Чалмерс. Он отметил, что диалог, который ведется между экспертами РСМД и RUSI на протяжении вот уже шести лет, в этом году носит особенно откровенный характер. Британские и российские аналитики согласились в том, что отношения между Великобританией и Россией сегодня находятся на очень низком, почти нерегулируемом уровне, что является не только нежелательным, но и неприемлемым положением для наших государств. По его словам, это худшее состояние отношений за последние годы после пресловутой «аннексии» Крыма Россией в 2014 году. В подготовленных английскими специалистами аналитических обзорах по обороне и национальной безопасности России дается оценка как наибольшей угрозы для Великобритании, особенно после «покушения» на Скрипалей в Солсбери. Это говорит о том, что необходимы новое осмысление и инициативы в двусторонних отношениях.
Чалмерс, анализируя внешнеполитический курс своей страны, сравнивает позицию Лондона в отношении Китая и России. По его оценке, если отношения с КНР еще могут ухудшаться, то с РФ – это критическая возможность для «перезагрузки». Говоря о российском векторе в британской политике, заместитель руководителя RUSI выразил мнение, что он формируется не без оглядки на позицию Евросоюза и, особенно, Франции. При этом, Туманный Альбион не склонен участвовать в совместных европейских инициативах в отношении России.
Эксперт также обратил внимание на роль новой администрации США в выстраивании европейской архитектуры безопасности. Он отметил, что подход Байдена к вопросам укрепления трансатлантического союзничества и, следовательно, безопасности выгодно отличается от подхода Трампа, который был склонен переложить всю ответственность за благополучие европейцев на них самих.
Андрей Кортунов признался в том, что его надежды на преодоление разногласий и противоречий между Западом и Востоком перед лицом начавшейся больше года назад пандемии коронавируса не оправдались. Решению проблем в отношениях западных стран с Россией также не помогли ни инициативы французского президента Эммануэля Макрона, ни визит в Москву главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Генеральный директор РСМД охарактеризовал нынешнюю ситуацию, как «топтание на месте», когда ни одна сторона не хочет ее ухудшения, но и не готова к односторонним уступкам. Такая ситуация нежелательна и вызывает сожаление, но она допустима и приемлема.
В докладе РСМД и RUSI о февральском двустороннем семинаре говорится, что детонатором и точкой отсчета ухудшения отношений между Западом и Россией стал кризис на Украине 2014 года. Но, по мнению Кортунова, он не был основной причиной, но был самым ярким проявлением этого ухудшения. Он считает, что даже если бы не было украинских событий 2014 года, то сегодня отношения между Москвой и западными столицами были бы ненамного лучше. И это не из-за разногласий по вопросам контроля за вооружениями и не из-за проблем с европейской безопасностью. С точки зрения эксперта, такое состояние отношений обусловлено разными подходами и взглядами политических элит двух сторон на миропорядок и систему международных отношений. Как он себе представляет, отношения между Западом и Россией в перспективе будут определяться не тем, «кто потерпел тактическое или стратегическое поражение», а тем, чье мировоззрение окажется более точно отражающим реальность: Владимира Путина или Джо Байдена и Бориса Джонсона. В связи с этим не следует ожидать каких-то больших позитивных сдвигов в ближайшем будущем.
Д-р Нил Мелвин в своем выступлении остановился на вопросах эволюции британской внешней и оборонной политики в последние 10 лет. Он указал, что в докладе делается вывод, что под воздействием внешних условий Великобритания отошла от умиротворенного «оборонительного» восприятия внешнеполитической и военной реальности в Европе и мире и заняла более жесткую позицию по отношению к «конфронтационно настроенной России». Это выражается в модернизации британских обычных и ядерных вооруженных сил и придании им более наступательного характера. Уделяется внимание усилению британских возможностей в кибернетическом противостоянии. При этом Великобритания настроена на сотрудничество с Россией в некоторых сферах, важных для обеих стран, например, в борьбе с пандемией коронавируса.
С точки зрения Мелвина, при оценке политического курса Англии необходимо учитывать фактор брексита, который привел к тому, что теперь в Европе три государства не являются членами Евросоюза – это Россия, Турция и Великобритания. В связи с таким положением, Великобритания, оставаясь членом НАТО, сейчас пытается найти для себя роль «третьей силы». В частности, она пытается разыграть карту «клуба ядерных государств», а также притянуть к совместному обеспечению безопасности Европы страны, которые не являются членами Североатлантического альянса – Швецию и Финляндию. Другим важным направлением британской внешней политики и дипломатии является наблюдение за урегулированием конфликтов на Украине и в Нагорном Карабахе. В том, что касается ситуации вокруг Донбасса, тут Великобритания полностью поддерживает мониторинговую миссию ОБСЕ и выступает за ее возобновление. По мнению эксперта, эволюция также выразилась в том, что Туманный Альбион сегодня играет более активную роль в построении систем безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и в Северной Африке. Делается это в противовес усилившемуся там влиянию России.
О новых моментах в негативной динамике российско-британских отношений рассказал Сергей Уткин. Он считает, что в последние годы в ней на первый план стали выходить вопросы безопасности. Однако, он видит в этом положительную сторону − безопасность может стать площадкой для диалога, в ходе которого можно будет искать подходы к созданию новой системы безопасности взамен утратившей эффективность. Другая проблема, которую обозначил эксперт, − «контроль над негативизмом», то есть предотвращение разрушения всех ранее созданных в двусторонних отношениях положительных наработок. Он также призвал Лондон и Москву оставить в стороне те вопросы, которые их разделяют и перейти к тем, по которым у наших стран нет разногласий или они минимальны. Например, политическое урегулирование в Афганистане, СВПД и ядерная программа Ирана и т.п. Уткин, говоря о выводах, содержащихся в отчете о февральском семинаре, выделил один, на его взгляд, очень важный. Это вывод о необходимости восстановления каналов коммуникации между военными двух противостоящих сторон – Запада и России, и возобновление работы Совета Россия – НАТО.
Подводя итоги, российские и британские эксперты согласились, что несмотря на все противоречия между правительствами России и Британии, которые возможно еще будут сохраняться очень долго − на протяжении многих лет, честный и откровенный диалог между учеными двух стран должен сохраняться для поиска взаимоприемлемых компромиссов и выхода из самых трудных и запутанных ситуаций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs