Фото: najot.org.
В августе 2020 года отмечается 50-я годовщина подписания Московского договора между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии. Этот документ тогда имел принципиальное значение для европейской и международной безопасности, поскольку зафиксировал признание европейских территориальных границ и политических реалий, возникших после Второй мировой войны. Несмотря на целый комплекс как политических, так и идеологических противоречий, СССР и ФРГ нашли точки соприкосновения и сумели заключить взаимовыгодные соглашения. Сегодня у России и Запада другая реальность, в которой экономическая выгода может быть принесена в жертву политической конъюнктуре.
Что могло бы сблизить Россию и Германию? На этот вопрос ответили участники онлайн-конференции, проведенной накануне памятной даты заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов и политолог Александр Рар.
Владислав Белов напомнил, что 2020 год – особенный в истории отношений двух стран. Это год не только пандемии коронавируса, но и множества знаменательных дат, которые до сих пор определяют отношения между Россией и Германией. Во-первых, это 75-летие Победы над нацизмом. Во-вторых, в сентябре исполнится 65 лет установлению дипломатических отношений между СССР и Федеративной Республикой Германии (тогда «Западной Германией»), когда в ходе очень сложных переговоров, которые в любой момент могли прерваться, обеим сторонам удалось преодолеть многочисленные противоречия между Москвой и Бонном.
События 1955 года подготовили «разрядку» 1970-х годов. После Берлинского кризиса 1958-1961 гг. и принятия в Западной Германии «доктрины Хальштейна», направленной против признания Германской Демократической Республики, отношения Москвы и Бонна существенно ухудшились, а политика правящей партии христианских демократов и союзной им баварской партии Христианско-социальный союз (ХСС) была направлена на максимальную интеграцию в североатлантические структуры. И только приход к власти социал-демократов открыл новые перспективы для диалога двух стран. Первоначально инициатива экономического сближения с СССР была за Францией, но Бонн в лице федерального канцлера Вилли Брандта и главного идеолога «новой восточной политики» Эгона Бара перехватил эту эстафету. В итоге, по словам В. Белова, обеим сторонам удалось добиться практически невозможного. Московский договор, подписанный 12 августа 1970 года, фактически стал документом о мире, а также снял напряжение в отношении земель бывшей Восточной Пруссии, в том числе переданных Польше и в состав Калининградской области России. Он сделал возможными и другие договоры с социалистическими государствами, доказав способность тогдашних политиков СССР и ФРГ мыслить и действовать на перспективу.
Благодаря Московскому договору 1970 года стало возможно подписание Хельсинкских соглашений в 1975 году, образование Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). По сути процесс, начало которому было положено в те дни, со временем привел к неожиданному развитию событий уже в конце 1980-х годов – падению Берлинской стены и заключению соглашения «2+4» между ФРГ и ГДР, согласно которому 3 октября 1990 года произошло объединение Германии. 9 ноября 1990 года между СССР и ФРГ был подписан Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, предопределивший развитие отношений между нашими странами на протяжении последующих двадцати лет.
Кроме того, подписание Московского договора в 1970 году дало толчок развитию гражданского диалога. В 1972 году было образовано Общество «СССР-ФРГ» (ныне – Общество «Россия-Германия»), внесшего немалый вклад во взаимопонимание и доверительный диалог между двумя странами. «Это урок и для сегодняшнего дня. Без доверия, которое во многом на сегодняшний момент утрачено, невозможно продвижение вперед», - заметил В.Белов.
Исторический экскурс российского коллеги дополнил Александр Рар. По его словам, Московский договор заложил начало политике «перемены через торговлю». На основе экономического и технологического сотрудничества была предпринята попытка сблизить народы двух стран. Считается, что эта торговля привела к большому успеху и, в частности, к формированию новых реалий в Европе. «В США считают, что к падению СССР привела политика их президента Рональда Рейгана и его силовая риторика, а также политика по выводу вооружений в космос, но это не так. Воссоединение Германии было главной целью всех политиков ФРГ, и Брандт понял, что достичь этого против воли Советского Союза невозможно. Именно изменение парадигмы политики Бонна привело к этому успеху», - пояснил политолог.
Александр Рар особо акцентировал внимание на том, что Московский договор зафиксировал на вечные времена западные границы Польши. «Поэтому не может не вызывать недоумения позиция современной Варшавы, поливающей грязью Москву. Без доброй воли СССР и ФРГ этого события никогда бы не произошло», - подчеркнул он.
По словам эксперта, тенденция к нормализации отношений между Россией и Германией сохраняется и сейчас, но ей трудно набрать вес, поскольку современная Германия фактически сумела добиться своей цели, заключавшейся в объединении страны, а сопоставимой по масштабам задачи перед ней сейчас не стоит.
А.Рар заметил, что и Москва, и Берлин во многом «недорабатывают». Разумеется, с экономической точки зрения ФРГ заинтересована в тесном сотрудничестве с Москвой. Продолжает существовать формат «Петербургский диалог», в котором участвуют представители гражданского общества обеих стран. «Главная сложность в том, что у наших политиков нет фантазии понять, что «большую Европу» можно построить только вместе с Россией, а не против нее. Но цели ее строительства у современной Германии нет. В отличие от ситуации 50-летней давности, у нас есть влиятельная группа лиц, которая говорит, что позиция новых участников ЕС и НАТО – Польши, прибалтийских стран и Чехии – им ближе, чем позиция России. Поэтому при проведении восточной политики мы ориентируемся именно на эти государства вместо того, чтобы проводить более реалистичную политику», - заметил А.Рар.
Важнейшим вопросом российско-германских отношений остается введение в эксплуатацию магистрального газопровода «Северный поток -2». Разумеется, это категорически не устраивает США, которые пытаются «вытолкнуть» российские газовые компании из Европы, настаивая на закупке европейскими странами своего сжиженного газа. По сути, Вашингтон пытается уничтожить результаты усилий, которые прилагались Москвой и Берлином к установлению мирных и взаимовыгодных отношений на континенте. Необходимо восстанавливать и диалог на уровне гражданских обществ. С этой точки зрения было бы полезно возобновить деятельность Российско-германской группы историков по сложным вопросам истории.
Тезисы Александра Рара дополнил Владислав Белов. «Сложность взаимоотношений России с Европой и США в том, что в Вашингтоне и Брюсселе руководствуются не фактами, а предположениями и домыслами, на основе которых, естественно, крайне сложно определить верную стратегию. Неудивительно, что подобный подход лишь заводит любые попытки контактов в тупик. Что же касается взаимоотношений ЕС и США, то ситуация здесь очень сложна, и пока Брюссель и Берлин ничего не в состоянии противопоставить в ответ на беспрецедентное санкционное давление из-за океана, подрывающее энергетический суверенитет и безопасность Европейского союза. У Германии и ЕС есть законы, направленные на защиту своего экономического и хозяйственного суверенитета. Но к ним не апеллируют, предпочитая бездействовать», - отметил ученый-германист.
Далек Владислав Белов и от того, чтобы считать заявления президента США Дональда Трампа о намерении вывода войск из Германии «подарком Кремлю», как об этом заявляют некоторые политики в России и Германии: «Скорее это очередной пример дилетантизма Трампа как политика, ибо никаких понятных планов нет, есть только импровизация и спекуляция на эту тему вместо определенных планов. Приятным сюрпризом для России был бы вывоз ядерного оружия из Германии. О каком «подарке» может идти речь, если подразделения намерены перемещать в Прибалтику и Польшу?».
Что необходимо сделать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях между нашими странами? А.Рар полагает, что первым шагом должна стать отмена визовых ограничений в отношении бизнеса обеих стран, введенных в период пандемии коронавируса. Сложилась ненормальная ситуация: ФРГ открыла сообщение со всеми странами Евросоюза, в которых инфекция имела куда более тяжелые последствия, чем в России. Напрашивается вывод, что эти ограничения носят преимущественно политический характер и объясняются позицией антироссийского лобби, желающего «наказать» Россию за несговорчивость. «Конечно, немецкие политики не должны стремиться в объятия России, но признавать ее интересы и считаться с ними было бы разумной и прагматичной политической линией», - заметил политолог.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs