Фото: Xinhua
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе отметила 45-летний юбилей подписания хельсинского Заключительного акта. По случаюпамятной даты на площадке МИА «Россия сегодня» прошел онлайн-брифинг постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича.
«1 августа 1975 года – эпохальная дата начала нового мышления в европейской политике. Трудно поверить, что тогда две различные по своей идеологии системы все же нашли в себе силы и мужество подписать документ, который должен был определить новый геополитический порядок в Европе и Евроатлантике», – отметил постпред России при ОБСЕ.
Однако, по словам А. Лукашевича, сегодня Организация находится не в лучшем состоянии. Дипломат подчеркнул, что изначально все те принципы, которые закладывались в хельсинском Заключительном акте, были ориентированы на прекращение конфронтации, минимизацию конфликтов и развитие взаимодействия по целому ряду направлений. Другими словами, мир, который планировали построить страны-участницы, тогда еще Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), должен был функционировать по правилам мирного диалога и многовекторного сотрудничества. Но, к сожалению, все пошло совершенно по иному сценарию.
Александр Лукашевич считает, что ОБСЕ эволюционировала под сильнейшим воздействием внешних сил. По его мнению, переломными в развитие Организации стали 1990-е годы. Именно тогда, в ноябре 1990 года, при подготовке саммита в Париже и подписания Хартии для Новой Европы столкнулись два геополитических нарратива. Встал вопрос: кто же все-таки должен руководить процессами в Европе и Евроатлантике – НАТО и Евросоюз или появляющаяся новая реальность в виде ОБСЕ, которая «абсорбировала» государства, состоящие в этих альянсах?
По словам А. Лукашевича, в те годы ОБСЕ не воспринимали в серьез и выделяли роль «смотрителя за правами человека». В доказательство этому тезису дипломат привел любопытную фразу, сказанную президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем-старшим во время диалога с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, 24 февраля 1990 года. «СБСЕ не может заменить нам НАТО, которое является основой западной стратегии «сдерживания» и фундаментальным оправданием присутствия войск США в Европе…Если все же такое произойдет, мы получим реальную проблему».
«С тех пор мышление наших западных коллег не изменилось. Страны Североатлантического альянса и ЕС по-прежнему считают, что только они должны задавать тон европейским делам», – подчеркнул постпред России при ОБСЕ.
Также дипломат с сожалением констатировал тот факт, что юбилей Организации, практически никак не отмечался. «Мечта, которая зародилась в 1970-е и развивалась в 1990-е по-прежнему остается романтическим сюжетом развития европейской политики. Несмотря на все обязательства и обещания, которые давали западные государства, ОБСЕ так и не стала фундаментом нового мышления в Европе и Евроатлантике. Жизнь идет по другим правилам: сотрудничество и диалог в последнее время заменены оголтелой русофобией и конфронтацией по всем направлениям», – заметил он.
На данном этапе, по мнению А. Лукашевича, ОБСЕ нуждается в кардинальных реформах. В первую очередь постпред отметил, что Россия намерена добиться справедливого географического баланса внутри Организации. Дело в том, что многими станами ОБСЕ воспринимается исключительно как западная организация. За все время существования СБСЕ/ОБСЕ в руководящих структурах не было ни одного представителя от Содружества независимых государств (СНГ). «Разве это справедливо? Конечно, нет. Мы имеем право претендовать, если не на все четыре, то, по крайней мере, на некоторые должности, за что, безусловно, поборемся со всей революционной решительностью», – заявил дипломат.
Эту позицию также озвучивал министр иностранных дел России Сергей Лавров еще в 2018 году во время встречи с бывшим генсеком ОБСЕ Томасом Гремингером. «Для обеспечения объективности и беспристрастности необходимо реформировать организацию, чтобы исправить «давно обозначившийся дисбаланс» в ее работе. Назрела необходимость изменения методов и практики работы Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое должно руководствоваться интересами всех стран-участниц и не пытаться придерживаться односторонних подходов», – сказал глава российского МИД.
По мнению А. Лукашевича, страны – участники СНГ имеют большой шанс выдвинуть своего кандидата на пост Генерального секретаря ОБСЕ. «Впереди очень ответственный момент по выбору нового генсека. Процедурно конкурс должен завершиться 18 сентября, после чего начнется отбор и прослушивание кандидатов, которые заявились. На мой взгляд, у СНГ сейчас очень хорошие возможности выдвинуть кандидатов на этот пост и закрепить за собой лидирующие позиции в системе институтов организации», – поделился постпред России при ОБСЕ. Напомним, что окончательные решения будут приняты в декабре, то есть политическая интрига сохраниться еще как минимум 4 месяца.
Отдельно, во время брифинга Александр Лукашевич остановился на теме урегулирования конфликта в Донбассе. Дело в том, что 27 июля Донбасс и Киев договорились полностью прекратить огонь и ввести дополнительные меры по обеспечению перемирия. «Насколько эффективными окажутся эти меры будет зависеть от того как их будут соблюдать и Киев, и Донецк, и Луганск. Я не думаю, что это перемирие продержится долго, но мне очень хотелось бы ошибиться», – признался А. Лукашевич.
По мнению дипломата, политический трек урегулирования в Донбассе оказался в полном тупике после постановления Верховной рады по местным выборам. Напомним, что в прошлом месяце украинские парламентарии назначили проведение местных выборов на всей территории Украины за исключением Донецкой и Луганской областей на 25 октября. Как отметили в Киеве, выборы в Донбассе «будут назначены в установленном отдельным законом порядке при восстановлении полного контроля Украины над государственной границей, при восстановлении конституционного строя и правопорядка, при соблюдении безопасности в регионе, разоружения военных формирований, вывода техники». «Это прямое нарушение минского Комплекса мер, где четко прописаны модальности того, как должны согласовываться организационные параметры этих местных выборов с Донецком и Луганском, как должен оформляться особый статус, который должен фиксироваться на постоянной основе в Конституции Украины, и из каких элементов должен состоять этот особый статус», – подчеркнул Лукашевич. По его мнению, решение Верховной рады создало новую ситуацию, которая подвергаеточень большой опасности перспективы урегулирования конфликта.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs