ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Уйти по-американски: вызовы и угрозы вывода военного контингента США из Афганистана

10:52 19.07.2020 • Анна Ершова, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: flickr

Весной этого года Соединенные Штаты начали вывод своих войск с территории Афганистана. Поводом для этого послужило соглашение с Талибаном (движение запрещено в России), которое американцы подписали 29 февраля 2020 года в Дохе (Катар). Согласно документу США и страны НАТО, в течение 14 месяцев должны вывести из Афганистана весь военный контингент. Талибы же пообещали не использовать территорию страны для действий, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности для американцев и их союзников, а также взяли на себя обязательства бороться с исламистами и вести мирные переговоры с Кабулом.  Американцы уже начали выполнять договоренности, завершив первый этап вывода военных, но Талибан, похоже, не спешит выполнять условия сделки.

На этой неделе официальный представитель Пентагона Джонатан Хоффман заявил: «Соединенные Штаты согласились сократить свой контингент в Афганистане до 8600 человек и покинуть пять баз, как это предусмотрено в соглашении. Мы выполнили это обязательство. Численность контингента США продолжает составлять около 8500 человек. Пять баз, которые раньше занимали военные Соединенных Штатов, были переданы нашим афганским партнерам». На данный момент известно, что американцы покинули базы в провинциях Гильменд, Урузган, Пактика и Лагман.

Для начала, чтобы больше погрузиться в историю вопроса, предлагаем вспомнить, откуда вообще появились талибы.«Движение Талибан» (от араб. талиб – «обучающийся» было сформировано в 1980-е годы при содействии спецслужб Пакистана. Его адепты – последователи радикального суннизма подключились к гражданской войне в Афганистане в сентябре 1994 года. Спустя 4 года под их контроль перешло около 90% территории страны, а 28 октября 1998 года талибы свергли действующую власть и провозгласили Исламский эмират Афганистан. По указу нового правителя – эмира Мохаммеда Омара – мужчины должны были отрастить бороды, а женщины надевать чадру и не выходить без сопровождения, им также запрещалось учиться и работать. В эти годы в стране под строжайшим запретом оказались телевидение, фото- и видеосъемка и даже изобразительное искусство. Основой экономики ИЭА стал наркобизнес, а сам эмир Омар «водил дружбу» с лидером «Аль-Каиды» (террористическая группировка, запрещенная в России) Усамой Бен Ладеном.  Мировое сообщество было не намерено терпеть подобное положение вещей: Совет Безопасности (СБ) ООН заморозил активы талибов  и ввел военное эмбарго. В ответ на это Талибан признал самопровозглашенную Чеченскую Республику Ичкерия на Северном Кавказе, а в марте 2001 взорвал крупнейшие в мире статуи Будды в Бамиане – объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

В итоге после событий 11 сентября в США и  на основании резолюции СБ в страну были введены «International Security Assistance Force» (ISAF), состоявшие из войск Соединенных Штатов, Великобритании и союзников. После свержения режима талибов американцы добились решения Лоя джирги (всеафганский совет старейшин) о провозглашении Исламской Республики Афганистан с ее новым президентом Хамидом Карзаем.

Однако эта власть едва ли распространялась за пределы Кабула. В регионах продолжали действовать различные вооруженные группировки, в том числе и талибы. В 2015 году миссия ISAF была замещена операцией Resolute Support Mission, уже с меньшим количеством военного контингента (13 тыс.), но все с той же целью – содействие правительственным силам  ИРА.

Соглашение США и Талибана: провал американской политики в Афганистане или почему американцы решили договориться?

Еще в 2016 году во время своей избирательной компании Дональд Трамп обещал прекратить все начатые США дорогостоящие войны. Однако переговоры о мире в Афганистане его администрации удалось начать лишь в октябре 2018 года.

На самом деле последние пару лет для всех стало очевидно, что военное присутствие США и их союзников по НАТО в Афганистане направлено больше на поддержку правительства в Кабуле, чем на борьбу с международным терроризмом. К концу 2019 года ситуация сложилось так: Талибан форсировал свое присутствие в Афганистане. 22 января 2019 года талибы-смертники атаковали Управление национальной безопасности в центральной провинции Вардак, в результате чего около 130 афганских силовиков погибли. Многие аналитики расценили это как «прямое» послание талибов американцам: «мол, мы продолжим вести себя так агрессивно, пока нас не признают главной военно-политической силы страны».

Ультиматум сработал: на следующий день представитель США Залмай Халилзад сел за стол переговоров с  талибским руководством в Дохе. Уже в  феврале было подписано соглашение, и каждая сторона воспринимала это как свою личную победу: Талибан наконец-то добился признания, а для Трампа это стало неким козырем в предвыборной гонке, особенно если учесть, что активная фаза вывода войск, согласно американским планам, придется именно на октябрь-ноябрь 2020 года.

Что получилось в итоге? На дворе уже лето, и американские власти успешно выполнили первый этап договоренностей. Однако, похоже, талибы не спешат следовать правилам сделки. По последним данным, уровень насилия в Афганистане с марта по июнь вырос в 2 раза по сравнению с прошлым полугодием. Изначально многие эксперты ассоциировали это с действиями ИГИЛ (запрещено в России), но если копнуть глубже то, мы увидим: что еще в прошлые выходные (12 июля) Талибан совершил атаку на афганские службы безопасности. Аналитики оценивают это как первое признание того, что следующие действия талибов будут нацелены уже на афганское правительство. Также из проверенных источников нам стало известно, что руководство Талибана не разрывало связи с некоторыми террористическими группировками. Впрочем, однозначно говорить о том, что в дальнейшем вывод американских войск будет завесить только от действий талибов – нельзя. В США  также существует своя оппозиция. Как известно демократы обвиняют Трампа в том, что он «безрассудно» достиг этой договоренности и вообще, что ни к чему хорошему она не приведет.

Давайте предположим, что вывод войск все-таки продолжится и будет окончательно завершен так, как хочется Трампу. Что это означает для региональной безопасности? Во-первых, по оценкам многих экспертов «сердце Азии» может превратиться в безопасную гавань для террористов. Существует вероятность, что как только США выведут свои войска с территории Афганистана, а у талибов появится больше власти, «Аль-Каида» активизирует там свою деятельность. Во-вторых, возможно усиление противоречий в области безопасности между Индией и Пакистаном. Как известно, Дели всецело выступает против контроля Талибана над афганскими провинциями, Исламабад – за. Эта конфронтация может привести к тяжелым последствиям для многих стран Центрально-азиатского региона.

Международное участие в межафганском диалоге

Несмотря на сохраняющуюся напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Россией, Афганистан и борьба с терроризмом остаются одними из немногих вопросов  для конструктивного двустороннего диалога Москвы и Вашингтона. Нельзя не признать, что  достижение договоренностей между США и Талибаном все-таки значительно поспособствовало появлению некого оптимизма в межафганских переговоров.

Диалог потребует огромных усилий не только от Кабула и талибов, но и  от международного сообщества. Очевидно, что без содействия внешних сил афганские стороны вряд ли смогут договориться и достичь принципиально важных, компромиссных решений:  пока ни нынешняя центральная власть, ни талибы не готовы к значительным уступкам. Не исключено, что по мере запуска и продвижения межафганских переговоров нынешняя верхушка Талибана может подвергнуться давлению со стороны боевых командиров движения, которые уже сейчас опасаются, что в результате сделки их лидеров с Кабулом может быть нанесен ущерб их собственным интересам и влиянию на местах.

В сделке «США-Талибан» важную роль сыграло именно американо-российское понимание. Общие позиции наших стран – констатация необходимости вывода иностранных войск как часть мирного процесса – стали главной поддержкой межафганского диалога. Однако на пути запуска процесса продолжают возникать субъективные трудности. Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров заметил, что соглашения, достигнутые между США и талибами, «пробуксовывают». Москва готова помочь, если переговоры будут учитывать интересы всех афганцев и их ближайших соседей в регионе. Российский дипломат напомнил, что такой подход был выработан в Московском формате урегулирования при участии всех действующих сторон афганского конфликта и формате «тройки» (Россия, США, Китай) с подключением Пакистана.

Негативная динамика отношений Вашингтона с Москвой способна оказывать весьма нежелательные последствия для их скоординированных усилий по запуску межафганского переговорного процесса. Складывается достаточно парадоксальная ситуация: с одной, стороны Соединенные Штаты вроде бы нуждаются в содействии России по афганскому вопросу, но с другой стороны, противники нынешней администрации Трампа делают все, чтобы окончательно подорвать взаимное доверие между Москвой и Вашингтоном на афганском треке. В этом плане свою роль сыграла достаточно провокационная статья в The New York Times, в которой говорится, что Россия якобы платила деньги талибам за то, чтобы те убивали американских военных. При этом в статье отмечалось, что Трамп якобы был проинформирован об этом, но бездействовал. Власти США опровергли данные материалы, заявив, что это очень похоже на уловку демократов.

Россия выступает против нестабильности Центральной Азии. В Москве не считают, что вывод американских войск из Афганистана  может представлять собой угрозу для государств региона. Скорее, присутствие контингентов США и НАТО является раздражителем для вооруженной оппозиции и препятствием для стабилизации обстановки в стране. В этой связи российская сторона рассчитывает, что реализация американо-талибского соглашения, подписанного 29 февраля сего года в Дохе, приведет к полному выводу иностранных войск и достижению межафганского национального примирения.

Американское присутствие в Афганистане продлилось  более 18 лет. За это время, по данным Пентагона, через страну прошли порядка 100 тыс. солдат США, были убиты более 1900 американских военных и более 20 тысяч ранены. Стоимость операции в Афганистане с 2011 года составила 776 млрд. долларов.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати