ГЛАВНАЯ > Рецензии

Новые публикации о дипломатии молодых российских исследователей*

12:47 02.03.2020 • Татьяна Зонова, д.полит.н. профессор кафедры дипломатии МГИМО заслуженный деятель науки Российской Федерации

Можно с удовлетворением отметить, что в последнее время все чаще именно молодые международники увлеченно занимаются проектами и аналитическими исследованиями в области дипломатии и дипломатической службы. Это не случайно. В настоящее время многое указывает на то, что изменения на международной арене приобретают довольно радикальный характер. Процессы глобализации обретают далеко не линеарный характер, наталкиваясь на сопротивление сил, выступающих за отстаивание суверенитета. Проблемы экономической глобализации, стремительное совершенствование новых технологий и расширение противоречивого информационного пространства, неконтролируемые финансовые потоки вносят коррективы в приоритетные направления внешнеполитического курса стран и повестку дня международных организаций. В этом турбулентном контексте плотно переплетаются интересы и цели участников мировой политики, рушится прежняя система договоренностей в сфере безопасности. Угрозы и риски значительно возрастают в результате стратегической нестабильности, повышается уровень милитаризации политики, понижается порог применения военной силы, в том числе и ядерной. Все это неизбежно порождает взаимное недоверие и ведет к «варваризации» международных отношений. Перед лицом этих вызовов именно дипломатия, по своей природе нацеленная на диалог и решение конфликтов мирными средствами, обретает особый смысл.

В самом начале 2020 г. Центром перспективных управленческих решений, созданном в 2019 г. в качестве негосударственного евразийского think-tank, опубликован аналитический обзор «Реформы дипломатических ведомств на фоне новых внешнеполитических вызовов». Избранная Центром тема вполне оправдана, ибо дипломатическая служба является одной из важнейших отраслей государственного управления. В то же время ее отличие в том, что деятельность дипломатов разворачивается за пределами собственной страны. Авторы Олег Шакиров и Дмитрий Соловьев (под редакцией Михаила Комина) предприняли весьма непростой труд, попытавшись дать картину реформ различных дипломатических ведомств, вынужденных оперативно реагировать на вызовы современной мировой политики. Как отмечают авторы, их аналитический обзор основан на изучении опыта преобразований дипслужб в разных странах за последние 10 лет. Очевидно, что проходящие в указанных странах реформы дипломатической службы обусловлены уже упомянутыми бурными процессами, происходящими на международной арене. В основу исследования положена методика сопоставления конкретных примеров реформ (comparative case study), проведенных одиннадцатью странами – Нидерландами, Германией, Великобританией, Новой Зеландией, Канадой, Австралией, Данией, Францией, США, а также Узбекистаном и Казахстаном.

Обзор предполагает характеристику национальных черт той или иной дипломатической службы, выявление особенностей подготовки и имплементации реформ, а также знакомство с примерами адаптации структур дипломатических ведомств к глобально меняющимся внешнеполитическим условиям. Именно реформы позволяют дипломатическим службам по-прежнему оставаться эффективным инструментом проведения внешней политики государств. Компаративный анализ реформирования дипломатических структур проводится авторами по следующим параметрам: исследуется общий контекст проведения реформ в конкретной стране, излагается содержание намеченной реформы и ее ход, приводится оценка качества нововведений на основе их соответствия глобальным внешнеполитическим вызовам. В итоге читателю предлагаются «лучшие практики», зарекомендовавшие себя в ходе их реализации. Авторы сосредотачивают свое внимание на трех основных характеристиках международной среды: на росте влияния экономического фактора и, соответственно, повышенного внимания к экономической дипломатии; на изменение коммуникационной среды и, в частности, неизбежности цифровизации, прежде всего, в области публичной дипломатии; на усложнении характера связей между государствами, что требует координации их внешнеполитических шагов. Успешность предпринятого труда объясняется, прежде всего, широким кругом источников и литературы, положенных в основу анализа. Это и официальные документы, отчеты и пресс-релизы министерств иностранных дел, экспертные материалы, подготовленные по заказу ведомств, выступления лиц, участвовавших в проведении реформ, доклады высших органов аудита и, наконец, новостные материалы, появившиеся по этой теме в масс-медиа. Читателя заинтересует также целый ряд интервью как с представителями дипломатических ведомств, участвовавших в проведении реформы в своей стране, так и с экспертами в сфере внешней политики и дипломатии. Эти интервью дают представление об общем контексте проведения национальной реформы МИД и ее итогах. Опубликованы также ответы внешнеполитических ведомств на запросы, касающиеся отдельных аспектов реформ и достигнутых результатов. Реформируются внешнеполитические ведомства и в связи с учетом новых приоритетов. Не случайно, указывают авторы, во Франции к 2025 г. четверть сотрудников Кэ д’Орсэ будет дислоцирована в странах G20, а самое большое представительство по количеству сотрудников будет в КНР, при этом в целях экономии расходов 25 посольств за границей будут расположены в зданиях, арендуемых Францией совместно с представительствами других стран Европы. В США внимание сосредоточено на «улучшении управлением глобальным американским присутствием». Авторы исходят из того, что современная дипломатия занимается не только проблемами международного плана, но неизбежно вовлекается в решение вопросов, связанных с коренными вопросами национальной жизни: от обеспечения безопасности в ее современном, «глобальном» прочтении до вопросов качества жизни, включая сохранение и создание рабочих мест. В связи с этим авторы справедливо отмечают, что помимо факторов, называемых «внешними драйверами», влияние на деятельность внешнеполитических ведомств оказывает и целый ряд внутриполитических «национальных драйверов», в частности, проблемы в системе государственного управления и, конечно, необходимость повышения эффективности дипломатической службы в условиях сокращения бюджетов и усиления роли экономической дипломатии. Например, в Узбекистане в МИД было создано Главное управление экономического сотрудничества, таким образом, министерство стало играть центральную роль в межведомственной координации внешнеэкономической политики, а в МИД Франции было учреждено Управление по делам бизнеса, занимающееся также поддержкой экспорта и продвижением имиджа Франции как привлекательной страны для бизнеса. По пути слияния МИД с ведомствами по международному развитию и помощи пошли в Канаде, Новой Зеландии и Австралии. В Казахстане в состав МИД был передан Комитет по инвестициям.

Учитывая возрастание роли общественного мнения, интересен, например, приведенный авторами опыт Германии, где МИД разработал новые форматы диалога дипломатов с общественностью - «гражданские мастерские» - для обсуждения внешнеполитических вопросов, что являет собой элемент «достойного правления» (good governance). При этом МИД публикует расписание открытых для участия встреч, проводимых в разных городах ФРГ. Следует отметить, что к обсуждению актуальных проблем внешней политики и реформы германского МИД привлекались и иностранные исследователи, что позволило выявить зарубежную оценку роли Германии в мировой политике, также были запущены специальные тематические сайты «Слухи о Германии» с разъяснением германской политики. Принимая во внимание новые обстоятельства, МИД Узбекистана преобразовал свою пресс-службу в Управление по связям с общественностью и средствами массовой информации. В США произошло слияние Бюро по связям с общественностью с Бюро международных информационных программ. В условиях расширения числа участников международных отношений, логичным представляется практикуемое многими МИД прикомандирование дипломатов к организациям частного сектора или другим ведомствам «для приобретения дипломатами новых навыков». Пожалуй, особо ценным представляется заключение исследования, которое подводит итог и сопоставляет соответствие результатов проведенных в разных странах реформ глобальным внешнеполитическим вызовам. Такое сопоставление делает возможным на основе избираемых странами вариантов решения проблем выявить те, которые могут послужить моделью при разработке дальнейших проектов реформы дипломатической службы. Опубликованное исследование может служить хорошим пособием для изучающих дипломатию и для тех, кто занят совершенствованием работы российского внешнеполитического ведомства.

Подчеркивает возросший интерес молодежи к дипломатии и недавно увидевший свет при поддержке Российского совета по международным делам экспертный обзор «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России». Он подготовлен коллективом авторов-экспертов РСМД и членов уже зарекомендовавшей себя общественной НКО «Центр поддержки и развития общественных инициатив “Креативная дипломатия"», учрежденного в 2011 г. группой молодых международников. Исследователи Центра обращают внимание на теорию и практику российской дипломатии и продвигают экспертную дискуссию и общественное обсуждение проблем и перспектив публичной дипломатии, активно сотрудничают с европейскими и американскими исследователями. Авторы обзора: Наталья Бурлинова (президент Центра), Олег Шакиров, Виктория Иванченко и Полина Василенко предлагают свою трактовку основных терминов и определений, связанных с публичной дипломатией, интерпретацией ее направлений, форматов и методов работы. При этом они опираются на опубликованный под эгидой РСМД еще в 2017 г. учебно-методический «Курс общественного дипломата». Читатель имеет возможность познакомиться с описанием конкретных российских инициатив в области публичной дипломатии в 2018-2019 гг. Особо обращают на себя внимание предложенные авторами рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы публичной дипломатии России. В частности, речь идет о включении проектов, касающихся публичной дипломатии, в операционную деятельность Россотрудничества. Авторы выступают также за межведомственную координацию государственных и общественных структур, вовлеченных в проведение российской политики «мягкой силы». Важной считают они подготовку кадров проводников публичной дипломатии путем создания соответствующих, в том числе и дистанционных, магистерских программ. Хочется пожелать молодым исследователям дальнейших успехов, в частности, в последующих трудах уделить внимание, например, столь актуальным проблемам, как интеграционная дипломатия, парадипломатия субнациональных регионов или осветить гендерные проблемы дипломатической службы России.



* О.Шакиров, Дм.Соловьев, М.Комин (редактор). «Реформы дипломатических ведомств на фоне новых внешнеполитических вызовов» https://cpur.ru/research_pdf/diplomatic_reforms.pdf

Н. Бурлинова, О.Шакиров, В.Иванченко, П.Василенко. «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России» https://russiancouncil.ru/papers/RussianPublicDiplomacy-Report52-Rus.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати