Леонард КОСИЧЕВ. До самого смертного часа. Три портрета сквозь призму времени: Альенде, Неруда, Хара.- М.:Издательство «Восточный экспресс», 2019. – 320 с.
Известный журналист и писатель Леонард Косичев выпустил в свет очередную замечательную книгу о Латинской Америке. Она посвящена Чили, его воспоминаниям о времени работы в этой далёкой стране, о встречах с выдающимися чилийцами – президентом Сальвадором Альенде, поэтом Пабло Нерудой и певцом-композитором Виктором Харой.
Новая книга маститого российского латиноамериканиста интересна тем, что в ней он вспоминает многие детали, события и факты чилийской действительности бурных и трагических 1970-х годов, которые практически неизвестны читателям в нашей стране.
Книга состоит из трёх частей, связанных с жизнью и деятельностью Альенде, Неруды и Хары.
Книга Леонарда Косичева, непосредственного свидетеля многих событий в Чили, где он в начале 1970-х работал корреспондентом советского радио и которую покинул после военного переворота Пиночета на последнем самолёте вместе с нашими дипломатами и специалистами, захватывает с первых же страниц.
Сальвадор Альенде – товарищ президент
Свои воспоминания о знаменитом президенте Чили, социалисте и друге Советского Союза Леонард Косичев начинает с весьма необычного эпизода. Он произошёл в 1952 году: сенатор Сальвадор Альенде, будущий президент Чили, стрелялся на дуэли. Поединок закончился бескровно. Считается, что это была последняя дуэль XX века в Чили. В советское время много писали об Альенде. Но этот пикантный эпизод из его жизни оставался неизвестным. «Я работал в этой стране в годы правления Сальвадора Альенде (1970-1973) и был знаком с другим участником того громкого поединка, тоже известным чилийским политиком Раулем Реттигом», - вспоминает Леонард Косичев.
Журналист выяснил истоки и последствия той дуэли. Конфликт произошёл в сенате во время острой политической дискуссии. Обсуждался вопрос о социальной поддержке горняков, больных силикозом. Реттиг выступал от правящей Радикальной партии, Альенде – от оппозиционной Социалистической. Оба входили в число лучших ораторов Чили, и умели убедительно отстаивать интересы своих единомышленников. Но до сих пор политические разногласия не сказывались на дружеских отношениях двух сенаторов. На этот раз страсти в дискуссии накалились. С обеих сторон прозвучали язвительные и довольно обидные обвинения. Словесная перепалка завершилась тем, что Реттиг в запале вызвал Альенде на дуэль. «К вашим услугам в любое время в любом месте», - ответил Альенде.
И оба политика стремительно покинули зал заседаний, а присутствовавшие даже толком не поняли, что же произошло.
Официально дуэли в Чили были давно запрещены. Однако иногда среди представителей высших кругов общества они случались. Сенаторы и их секунданты встретились в укромном месте Макуль Альто 6 августа 1952 года. По воспоминаниям очевидцев этого события, Реттиг и Альенде стрелялись на пистолетах. Однако то ли оба стрелка промахнулись, то ли в последний момент у каждого из них дрогнула рука, только пули были посланы мимо. Всё это осталось загадкой. А полтора месяца спустя, оказавшись в гостях у общих друзей, дуэлянты помирились и снова стали друзьями. А когда Альенде стал президентом, он выполнил просьбу Реттига – назначил его послом Чили в Бразилии. Этой страной друг Альенде грезил с юности. И президент сделал мечту Реттига реальностью.
Социалист Сальвадор Альенде продержался у власти лишь три года из положенных по конституции шести лет. 11 сентября 1973 года чилийская армия совершила один из самых жестоких военных переворотов в Латинской Америке, свергнув коалиционное правительство Народного единства. Альенде погиб в осажденном мятежниками дворце Ла Монеда. В знак протеста Рауль Реттиг на следующий день отказался от должности посла в Бразилии и осудил военную хунту Пиночета. Уже после заката преступного режима, когда к власти в стране в 1990 году путем выборов к власти пришло гражданское правительство, Леонард Косичев вновь оказался в Чили и встретился с Реттигом как давние добрые друзья. Им было, о чем поговорить и что вспомнить.
Рассказано в книге и о последних часах жизни законного президента Чили Сальвадора Альенде во дворце «Ла Монеда». Эти строки читаешь с комком в горле. Настолько правдиво, с документальной точностью и вместе с тем по-человечески просто и эмоционально Леонард Анатольевич передает эпизоды чилийской драмы в своей книге. В своем последнем обращении к чилийцам по радио «Магальянес», вспоминает Леонард Косичев, Альенде просил народ «не приносить себя в жертву». Автор успел записать это обращение на пленку, которую впоследствии чудом, передав в наше посольство, доставил в Москву и в своей программе по радио распространил на весь мир. «Соотечественники! Наверное, это моя последняя возможность обратиться к вам… Перед лицом этих событий мне остается сказать трудящимся одно – я не уйду в отставку! На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа… И я уверен – моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству».
Рауль Реттиг пережил своего друга Сальвадора на 27 лет. Он умер в мае 2000-го года в возрасте 90 лет, успев стать свидетелем избрания на пост президента Чили социалиста Рикардо Лагоса, когда-то молодого сподвижника Альенде. Новый глава государства объявил в стране трехдневный траур в связи со смертью Реттига, назвав его «важнейшей фигурой в восстановлении демократии в Чили».
В своей книге Леонард Косичев рассказывает о приверженности Альенде одновременно марксизму и масонской традиции, о чем раньше как в Советском Союзе, так и в России мало кто знал. Политик считал масонское движение важной частью своей жизни. По его мнению, в масонском движении в определенной степени отражается стремление к «идеалу общества». И заключает: Сальвадор Альенде до конца жизни оставался одновременно масоном и марксистом. Он решительно встал на защиту своего конституционного мандата, не покинул президентский дворец «Ла Монеда», который атаковали самолёты, танки и пехота. Предпочтя покончить с собой , он не склонил своей головы перед путчистами.
В главе об Альенде автор много и подробно раскрывает не только героические страницы деятельности правительства Народного единства, но и откровенно анализирует разногласия внутри него, а также его промахи и грубые ошибки. Полагаем, что российским читателям было бы очень полезно ознакомиться с этим вдумчивым критическим анализом.
Пабло Неруда: полнота и боль души
Вторая часть книги посвящена великому чилийскому поэту, дипломату и политическому деятелю Пабло Неруде. Кроме того, он был сенатором республики Чили, членом Центрального комитета Компартии Чили. Лауреатом Национальной премии Чили по литературе, Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» и Нобелевской премии по литературе.
В книге приведено немало малоизвестных и любопытных фактов из биографии этого общественного деятеля. Например, пишет автор книги, даже многие почитатели творчества поэта долгое время не знали, что его подлинное имя и фамилия – Рикардо Элиэсер Нафтали Рейес Басоальто. А псевдоним Пабло Неруда он взял себе еще в юности, чтобы свои первые напечатанные стихи скрыть от отца, который не одобрял литературные увлечения сына. Л.Косичев подробно рассказывает историю приобретения Нерудой в 1939 году в рассрочку, под будущие гонорары, дома на крутом берегу Тихого океана в местечке под названием Исла-Негра, о счастливых творческих годах, проведенных там вплоть до кровавого пиночетовского переворота 1973 года, который ускорил смерть поэта.
В небольшой рецензии трудно рассказать обо всех фактах биографии Неруды. Но несколько моментов, характеризующих его, стоит всё же привести. В жизни он был не только талантливым и ироничным литератором, но смелым человеком, отмечает Л.Косичев. В 1948 году поэт, будучи сенатором от компартии, произнёс в верхней палате чилийского парламента разоблачительную речь, обвинив тогдашнего авторитарного главу государства Гонсалеса Виделу в предательстве за отход от предвыборных демократических лозунгов и преследовании своих политических противников. Это выступление Неруды получило широкий отклик в мире. Президент пришёл в ярость. Под его давлением было принято решение лишить поэта-политика парламентской неприкосновенности и объявить в розыск. Но Неруда успел скрыться. А его друзья помогли ему нелегально выехать в Аргентину. И это был единственный раз, пишет автор, когда против своей воли поэт надолго покинул Исла-Негра.
Пабло Неруда много путешествовал, подвергался опасным приключениям. А когда был у друзей во Франции, получил приглашение посетить Советский Союз. Находясь в нашей стране, он проникся глубокими симпатиями к нашей стране и к ее национальному поэту Пушкину, на празднование 150-летия которого его был приглашён. «Видел я Пушкина, был он молод, он другом мне стал»… - писал в своих стихах Неруда. Портрет русского поэта он впоследствии всегда хранил у себя в Исла-Негра.
Когда чилийского поэта спросили, где бы он еще хотел побывать в СССР, он не раздумывая ответил: «В Сталинграде». Ведь его героических защитников Пабло Неруда воспел, когда в дни Второй мировой войны работал чилийским консулом в Мексике. Там тогда активно действовал Комитет помощи воюющей России, членом руководства которого и стал Неруда.
На одном из митингов солидарности с советским народом вместо речи поэт прочел свои стихи, в которых уверенно заявляет, что русских не сломить. Вот отрывок из его «Песни любви Сталинграду»:
«…Но, Сталинград,
Ты устоишь, хотя бы день и ночь
Тебя огнём пытали и железом!
Да! Смерть сама бессильна пред тобой!
Они бессмертны, сыновья твои…
Другие руки, алые, как ты,
Их гордый прах любовно соберут,
Чтоб из семян твоих, о Сталинград,
Взошёл посев прекрасной, новой жизни!
А потом Неруда сочиняет еще поэмы на эту героическую тему - «Новую песнь любви Сталинграду» и «Третью песнь любви Сталинграду». Примечательно, что во время своего посещения великого города в книге впечатлений музея обороны волжской твердыни поэт написал: «Я был рожден, чтобы петь о Сталинграде». Эти и многие другие подробности из его увлекательной жизни читатель узнает, когда возьмет в руки саму книгу Косичева, во многом написанную очевидцем, «от первого лица».
«Гитара и пончо Виктора Хары»
Заключительная часть книги посвящена широко известному и любимому в Чили певцу и композитору, которого в свою очередь люто ненавидела ультраправая проамериканская элита страны, горячо поддержавшая Пиночета.
«Минула уже неделя, как власть в Чили захватила военная хунта, - вспоминает в своей книге Л. Косичев. - Моё удостоверение иностранного корреспондента, аккредитованного при правительстве Сальвадора Альенде, уже недействительно. Но я всё еще оставался в Сантьяго. С раннего вечера выходить на улицу запрещено – комендантский час».
Чтобы хоть как-то следить за событиями, журналист проводил время у телевизора, по которому демонстрируют кадры облав на улицах, жестоких расправ над сторонниками Альенде. И вдруг диктор зачитывает коротенькое сообщение: «Умер известный певец-фольклорист Виктор Хара…» Сторонники Пиночета лгали. На самом деле музыкант был убит. Он ушёл из жизни, навечно оставшись молодым – таким, как на фотографии, которая в тот момент появилась на экране телевизора.
Когда тяжело больной Пабло Неруда за несколько дней перед своей кончиной услышал сообщение о гибели Хары, пишет Косичев, он воскликнул: «Боже, это ведь то же самое, что убить поющего соловья»!
«Страшно было представить, - отмечает автор книги, - что больше нет Виктора. В моей памяти, наслаиваясь одна на другую, всплывали встречи с певцом. Когда же я видел его последний раз?..» На страницах своей работы он делится воспоминаниями об этом великом чилийце. Напоминает, что именно припев известной песни-гимна Народного единства «Венсеремос» («Мы победим») в исполнении Виктора особенно мощно подхватывал народ на митингах - «Когда народ един, он непобедим»…
Автор с любовью рассказывает о жизни и творчестве Хары, о его поездке с Советский Союз, о песнях, которые транслировались и на нашем радио. А в июле 2018 года в Сантьяго, наконец, состоялся суд над участниками расправы над Виктором Харой. Приговор был вынесен группе отставных чилийских офицеров. Каждого из них осудили на восемнадцать лет тюремного заключения «за похищение и убийство» Хары и его товарища Литтре Кироги. Спустя 45 лет после их гибели справедливое возмездие настигло убийц, совершивших страшное преступление на стадионе «Чили».
В одной из песен Хары есть такие слова: «Я к звездам ищу дорогу». Эта мечта Виктора Хары сбылась, заключает Леонард Косичев. В космическом пространстве есть малая планета, носящая имя певца. Новое небесное тело обнаружил 22 сентября 1973 года астроном Крымской обсерватории Николай Черных и по праву первооткрывателя назвал ее в честь погибшего чилийского музыканта. Название было внесено в научные каталоги.
Как отмечает в своем предисловии к книге руководитель Центра культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Наталия Константинова, достоинства работы Косичева заключаются в том, что читатель на страницах ее встречается не с легендой и с реальными, живыми людьми, со всеми их сомнениями, противоречиями и человеческими слабостями. Таких публикаций об этих замечательных чилийцах раньше не было. Российский журналист первым решил откровенно, искренне о них рассказать, как свидетель и знаток их жизни.
И еще хотел бы отметить: в книге также публикуются редкие фотографии разных периодов жизни Чили, сделанные как самим автором, так и его коллегами. Хороший, умелый рассказчик, он прекрасно владеет русским литературным языком. Его книгу хочется читать и перечитывать.
Полагаем, что эта книга Леонарда Косичева, безусловно, привлечет внимание не только многих латиноамериканистов, но и тех любознательных читателей, которые интересуется историей стран далёкого континента и его выдающихся людей. Книга стоит того, чтобы поискать её в магазинах или библиотеке.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs