Книга известного чилийского писателя и публициста Эдуардо Лабарки «Сальвадор Альенде: сентиментальная биография» (Salvador Allende: Biografía sentimental) впервые издана в Сантьяго в 2007 году и сразу стала бестселлером. Второе издание книги на испанском языке, дополненное и доработанное, вышло в 2014 году. Книга Э. Лабарки – это яркое документальное повествование о жизни и деятельности замечательного сына чилийского народа С. Альенде, первого в истории Чили президента-социалиста. Интерес к его личности не угас и в нашей стране. В 2016 году издательство «Художественная литература» выпустило нашумевшее произведение Э. Лабарки на русском языке под названием «Любовь и смерть президента».
Ранее, еще в СССР, была выпущена книга отечественного автора о погибшем президенте Чили «Сальвадор Альенде». Она написана по горячим следам чилийских событий и издана в 1974 году. Книга принадлежит перу видного советского историка Иосифа Григулевича (вышла под псевдонимом И. Лаврецкого). Весь гонорар от стотысячного тиража автор передал Фонду советского комитета солидарности с чилийскими демократами. Читательская потребность в этом произведении тогда была настолько большой, что уже на следующий год свет увидело его второе издание. По книге И. Лаврецкого чувствуется, что она написана человеком одаренным и глубоко эрудированным. Но, к сожалению, в то время автору не были известны те исторические и личные документы, которыми сегодня владеет Э. Лабарка. Да и из Чили после военного переворота приходили весьма противоречивые сведения о последних событиях в стране и обстоятельствах гибели президента. Поэтому в работе И. Лаврецкого есть и ошибочные страницы. К тому же (это дань времени!) книга идеологизирована в советском духе. Э. Лабарка написал свое произведение со свободных позиций, не скованный никакими политическими обязательствами. Поэтому со страниц «Сентиментальной биографии» личность Альенде как политика и человека предстает перед нами в новом измерении, его образ во многом видится по-другому.
С. Альенде – это трагическая фигура в истории Чили и международного революционного движения. Э. Лабарка* прослеживает весь длительный и трудный путь его восхождение на Олимп власти, завер.
шившийся самопожертвованием. Одержимый идеями социальной справедливости, С. Альенде проявил поразительное упорство и целеустремленность. Восемнадцать лет продолжался его избирательный марафон, трижды он проигрывал президентские выборы (1952, 1958, 1964 гг.) и лишь выдвинув свою кандидатуру в четвертый раз, добился победы (1970 г.) С.Альенде пришел к власти вместе с блоком Народное единство, в котором объединились шесть левых партий при решающем участии социалистов и коммунистов. Став главой чилийского государства,С. Альенде первым в мире предпринял попытку мирного продвижения к переустройству общества на социалистических началах в рамках представительной демократии. Он хотел бескровных перемен, полагаясь на действующую конституцию, право и мораль.
С. Альенде считал неизбежной и оправданной вооруженную борьбу лишь в тех странах Латинской Америки, где не осталось иной возможности. Однако у себя на родине ему казался вероятным другой путь. Его открывали, по мнению президента, в достаточной мере развитые в Чили демократические институты, организованность и сознательность рабочего класса. Это и позволило ему самому прийти к власти с программой мирного перехода к социализму, оказавшейся привлекательной для многих чилийцев. По этим же причинам С. Альенде считал неприемлемой для Чили диктатуру пролетариата. В своей стране он хотел совместить социализм и свободу, строить новое общество в условиях идеологического и политического плюрализма, при соблюдении многопартийных свободных выборов.
За чрезмерную веру в парламентский путь одни называли его «доверчивым гуманистом», другие «идеалистом», который во многом заблуждался. Зная это, герой кубинской революции Че Гевара, когда-то подарил будущему президенту Чили свою книгу «Партизанская война» (La guerra de guerillas) с дарственной надписью: «Сальвадору Альенде, стремящемуся другими путями достигнуть того же смого» (147с.). Судьба распорядилась по-своему: и тот и другой пали в бою. «Героический партизан» Че Гевара погиб вместе со своим повстанческим отрядом в горах Боливии, а проповедник «мирного пути к социализму» Сальвадор Альенде – с автоматом в руках в президентском дворце «Ла Монеда» в день военного переворота 11 сентября 1973 года. Автор воспроизводит события, разыгравшиеся в резиденции чилийского президента, на основе свидетельств выживших участников той драмы, потрясшей Чили. Это делает рассказ о последних часах жизни президента особенно ценным, насыщенным многими потрясающими подробностями, которые не приводились в книгах других авторов. Тогда С. Альенде с презрением отверг предложение генералов покинуть страну на предоставлявшемся ему самолете. В неравной схватке вместе с ближайшими соратниками он защищал свой конституционный мандат. Президент не думал о спасении своей жизни. Он был озабочен тем, чтобы безоружный народ «не приносил себя в жертву» (406с.).Чтобы избежать большого кровопролития, он не призвал чилийцев подняться на борьбу против генеральской хунты. Гражданская война ему представлялась катастрофой для Чили, да и Народное единство оказалось совершенно не подготовленным к противодействию военному перевороту из-за чрезмерной веры в верность конституции вооруженных сил. Именно этим объясняется то, что у власти не было внятной военной политики. За три года правления Народное единство так и не смогло создать себе надежную опору в вооруженных силах. За это время не появился ни один революционно настроенный генерал. Небольшая группа генералов-конституционалистов, занимавших важные командные посты, накануне переворота предпочла уйти в отставку, чтобы избежать участия в надвигавшихся драматических событиях. В день переворота правительству пришлось столкнуться с единой позицией вооруженных сил, выступивших против законного президента. Ни одна дивизия, ни один полк не перешел на сторону конституционной власти.
Альенде знал, что приняв решение оказать сопротивление мятежникам во дворце «Ла Монеде», сам он идет на верную смерть. Но президент исходил из того, что бой, который он даст, будет его моральной победой. Верой в свою правоту и поразительным для того рокового момента самообладанием пронизано его последнее обращение к чилийцам из осажденной мятежниками «Ла Монеды». Когда до падения дворца оставались считанные минуты, С. Альенде покончил с собой. Он поступил как человек чести. Президент не мог позволить себе быть униженным, стать жалким пленником военной хунты. «Его смерть в Ла Монеде» достойна трагедии Шекспира» (305с.), – констатирует Э. Лабарка.
Автор, сам человек левых убеждений, критически относится к позиции тех руководителей Народного единства, которые пытались вымарать из биографии президента страницу о его самоубийстве. По словам Э.Лабарки, им казалось, «в политическом отношении было важнее, чтобы все поверили, что С. Альенде убили военные»(460с.). В этом сказывалось стремление лидеров проигравшей стороны создать возвышенный образ революционера – героя, который оставался знаменем левых сил. В результате было отвергнуто заключение военных о самоубийстве президента, хотя оно соответствовало действительности. Родился красивый миф: С. Альенде погиб, сраженный пулями мятежников. В укрепление этого мифа внесли большую лепту своим проникновенным словом Пабло Неруда и Габриэль Гарсия Маркес, поверившие в гибель президента от рук военных. Эта версия, глубоко вошедшая в сознание огромного числа чилийцев и широко распространившаяся за рубежом, продержалась долго и окончательно была развеяна лишь в 2011-ом году, то есть 38 лет спустя после смерти С.Альенде. Тогда эксгумацию останков президента провели 7 чилийских и 5 иностранных специалистов. Они пришли к общему выводу: короткой очередью из автомата АК-47 С. Альенде выпустил в свою голову две пули, прервавшие его жизнь. Но с восстановлением горькой исторической правды о гибели С. Альенде образ президента – мученика не померк в глазах его сторонников. Ведь осознанное решение главы государства покончить с собой, но не капитулировать перед путчистами, было не только проявлением большого мужества, но также актом политической борьбы, когда не осталось иных возможностей. По достоинству оценили самопожертвование президента даже многие его политические противники. Э. Лабарка приводит примечательное мнение известного историка с правыми взглядами Гонсало Виаля, который с самого начала верил в версию военных о смерти Альенде: «Не следует видеть в самоубийстве Альенде проявление отчаяния, это последовательный политический поступок, призванный доказать перед лицом истории его непобедимую веру в социализм, которому он посвятил всю свою жизнь»(467с.).
Ценой чудовищных репрессий чилийская армия насильственно прервала проводившийся в стране на протяжении трех лет необычный социальный эксперимент. Хотя С. Альенде не смог довести до конца программу глубоких преобразований, безусловно, надо признать многое позитивное, что он успел сделать для Чили. Как отмечает Э. Лабарка, одной лишь национализации чилийской меднорудной промышленности, находившейся в руках компаний США, было достаточно, чтобы президент вошел в историю.
С. Альенде, в отличие от своих предшественников на президентском посту, стал проводить независимую внешнюю политику. Его первым внешнеполитическим актом было восстановление дипломатических отношений с Кубой, которые в свое время под давлением Вашингтона разорвали все латиноамериканские страны, за исключением Мексики. С самого начала у С. Альенде сложились тесные дружеские отношения с руководителем революционной Кубы Фиделем Кастро. Как явствует из книги Э. Лабарки, кубинский лидер советовал новому президенту Чили придерживаться более умеренной политики по сравнению с той, которую он сам проводил на Кубе. Среди рекомендаций Фиделя Кастро была и такая: не слишком втягиваться в сети Советского Союза. К этому следует добавить: помощь СССР правительству С. Альенде не была такой же щедрой и весомой, как та, что оказывалась коммунистической Кубе. Москва занимала осторожную позицию к «чилийскому эксперименту», так как не было ясного представления, к чему может привести мирный путь к социализму в рамках «представительной демократии». Не было уверенности в том, что левый президент Чили продержится у власти весь шестилетний конституционный срок. И действительно, он пробыл на посту президента лишь три года.
После гибели С. Альенде о нем было написано много книг и в Чили, и в других странах. Личность чилийского президента привлекала к себе внимание разных авторов – и его искренних почитателей, и враждебно настроенных к нему как социалистическому политику. Документальное биографическое повествование Э. Лабарки выделяется среди множества изданных в мире книг о С. Альенде другими подходами к раскрытию темы. Автор рассказывает о погибшем президенте не только как о мужественном политическом и государственном деятеле, но и как о человеке из плоти и крови, со всеми его сомнениями и противоречиями. Э. Лабарка раскрывает тайны личной жизни С. Альенде. Его всегда окружали не только верные друзья и соратники по борьбе, но также красивые и образованные женщины, которыми он увлекался. Некоторые из них участвовали в командах поддержки С. Альенде во время его избирательных компаний. Романы президента были красивыми, он умел по-рыцарски галантно ухаживать, быть искренним и заботливым. В своем общении с любимыми женщинами он прибегал и к эпистолярному жанру. В книге приводятся подлинные любовные письма С. Альенде, переданные автору теми, кому они предназначались. С некоторыми из этих женщин Э.Лабарка встречался лично, когда они уже были в возрасте и сочли возможным признаться в своих отношениях с президентом, который уже давно ушел из жизни. Поведал автор и об одном весьма пикантном эпизоде из биографии С. Альенде. Оказывается, в 1952 году, еще будучи сенатором, он дрался на дуэли со своим коллегой по верхней палате Раулем Реттигом. Причины бескровно закончившегося поединка долгое время оставались неясными. Только 47 лет спустя, за год до своей смерти в 2000 году, девяностолетний Рауль Реттиг публично признается, что причиной той дуэли была женщина.
На страницах книги порой бушуют поистине шекспировские страсти, но романтические отношения С. Альенде со спутницами жизни представлены достойно, без какого-либо смакования любовных встреч. По мнению чилийского рецензента Марисоль Гарсии, «творение Э. Лабарки – это лучший аргумент в пользу того, что личная жизнь исторических фигур много значит, если рассказать о ней берется кто-либо талантливый»**. Другой чилийский рецензент Хорхе Вальдес Ромо (Хорваль) утверждает: «Написанная с элегантностью и драматизмом, и не лишенная юмора, эта книга обогащает современные формы биографического жанра»***.
Но у «Сентиментальной биографии» нашлись и противники из числа левых деятелей. Они жестко критиковали Э. Лабарку за «очернение и разрушение» образа президента-социалиста. Этих людей можно понять. С. Альенде остается для них непогрешимым моральным и политическим авторитетом, а Э. Лабарка вольно или невольно его «подрывает». Они сомневаются в степени достоверности тех или иных событий, над которыми автор приоткрывает завесу. Некоторые эпизоды из личной жизни своего героя, описанные Э. Лабаркой, действительно кажутся невероятными для человека, занимающего пост президента. Но ведь Альенде, судя по содержащимся в книге признаниям близких к нему людей, был непредсказуем в своих романтических увлечениях. Острая полемика, которую вызвала работа Э. Лабарки, по существу разгорелась вокруг вопроса: надо ли было делать публичным достоянием пикантные моменты из личной жизни С. Альенде? Сам автор, как бы предвидел будущие споры, он пишет в своем произведении:
«Где проходит эта граница, что разделяет жизнь личную и жизнь публичную людей известных? Существуют ли эти границы? Имеет ли кто –нибудь право ее провести. Чего стоит такая История, в которой разграничены свет и тень, в которой выставляется напоказ все «правильное» и «достойное», а «неправильное» тщательно скрывается? …Вызывая к жизни свои воспоминания, беседуя с оставшимися в живых свидетелями тех лет, поднимая старые документы и копаясь в архивах и библиотеках, автор этих страниц хочет сохранить для истории факты и детали жизни Сальвадора Альенде… В какой-то степени автор счел себя обязанным разрушить сложившийся образ Альенде с тем чтобы, опираясь на обилие информации, «реконструировать» его, создать образ более сложный, более полный и объемный… Он был одной из центральных фигур своего времени, историческим лидером, с которым связана жизнь нескольких поколений – нашего, нынешнего и грядущего: мы все имеем право знать, каким он был» (22с. ).
Конечно, у многих великих и выдающихся людей личная жизнь была далека от идеальной, но от этого их фигуры не становились исторически менее значимыми. С. Альенде, почтенный отец семейства, воспитывавший трех любимых дочерей, не сохранял верность своей жене Ортенсии Бусси – «Тенче», но и не думал разводиться с ней. Однако раскрытые для читающей публики тайны его личной жизни не умаляют значимость фигуры Альенде. В этом отношении примечателен проведенный в стране уже после выхода «Сентиментальной биографии» опрос на тему: «Великие чилийцы». Сначала это было сделано по Национальному телевидению, затем по интернету. В финале на первое место среди великих чилийцев вышел С. Альенде.
Хотя книга называется «Сальвадор Альенде: Сентиментальная биография», все-таки автор в большей мере рассказывает о бурной политической жизни своего героя. Она действительно была чрезвычайно насыщенной. С. Альенде прошел путь, отмеченной следующими вехами: создатель и руководитель отделения Социалистической партии в своем родном Вальпараисо, преследуемый и ссыльный молодой политик, депутат парламента, министр здравоохранения (Альенде – врач по профессии), генеральный секретарь Социалистической партии, сенатор, председатель сената и, наконец, президент республики.
Э. Лабарка проделал колоссальную исследовательскую работу длительного периода чилийской истории, в котором одним из главных действующих лиц был С. Альенде. Автор, сам участник многих последних событий того времени, много лет скурпулезно собирал материалы, беседовал с живыми свидетелями эпохи, особенно с людьми из ближайшего окружения президента. В оригинале книги на испанском языке содержится огромное количество примечаний с пояснениями и с указаниями на источники. В печати не раз отмечалась их ценность для исследователей, занимающихся современной историей Чили. Жаль, что они не сохранены в русском издании. Естественно, в своей книге автор делает особый акцент на годы президентской деятельности С. Альенде. Она рассматривается во всей сложности и противоречивости, проистекающей из того, что «Чили…капиталистическая страна с социалистическим правительством» (342с.). Действительно, государственное устройство Чили так и не было изменено.
Дело в том, что Народное единство не обладало всей полнотой власти, в руках левой коалиции находился лишь исполнительный орган – правительство во главе с президентом. В законодательном органе – Национальном конгрессе бал правила парламентская оппозиция, обладавшая большинством. Она отменяла многие декреты президента и со временем почти полностью блокировала преобразовательную деятельность правительства. Власть так и не смогло вырваться из этого заколдованного круга, так как все ее попытки провести через парламент конституционные поправки натыкались на глухую стену в парламенте.
Лабарка показывает Альенде страстным борцом, но борец никогда не побеждал в нем законника. Сам президент принадлежал к умеренному крылу Социалистической партии, ведущей силы в Народном единстве. Но радикальные круги левой коалиции требовали от главы государства «решительных действий», не считаясь с «буржуазной конституцией» и Национальным конгрессом. Альенде не пошел на нарушение конституции, остался верен предвыборным обязательствам: выполнять свою программу только мирным путем, в рамках действующего законодательства.
По существу, в Чили тогда установилось «двоевластие», которое проходило через противостояние правительства и парламента. Это привело к экономическому хаосу и дестабилизации политической жизни, загоняло страну в тупик, вызывая брожение среди военных и подталкивая многих из них в объятья заговорщиков. Верный себе, президент ищет конституционные пути урегулирования ситуации. Вопреки сопротивлению Исполнительного комитета Народного единства, он решает обратиться 11 сентября1973 года к стране и объявить о проведении плебисцита. С. Альенде надеялся на народное волеизъявление как на правовую возможность бескровного преодоления опасного кризиса власти. «Пусть народ решает, хочет ли он, чтобы я ушел» (387с.), – говорит С. Альенде своим соратникам. Но путчисты в вооруженных силах действовали на опережение. Именно 11 сентября рано утром вспыхнул военный мятеж, который возглавил новый командующий армией генерал А.Пиночет, еще две недели назад лицемерно поклявшийся при своем назначении в верности конституции. Президент оказался перед лицом невиданного вероломства, которое привело к его гибели и последовавшему затем почти 17-летнему правлению диктатуры, одной из самых жестоких в Латинской Америке».
Завершая размышления о прочитанном, хотелось бы добавить: Пиночету после его ухода с политической сцены, наверное, и в самом кошмарном сне не могло привидеться, что он доживет до нового восшествия на пост президента Чили социалиста, на этот раз – Рикардо Лагоса (2000-2006). Ныне в Чили снова правит представитель Социалистической партии Мишель Бачелет. Причем, она находится у власти уже второй срок (первое ее президентство было в 2006-2010). Но теперь это уже другие социалисты по сравнению с периодом С. Альенде. Они переосмыслили свою прежнюю политику, извлекли уроки из прошлого и, обновив свои программы в соответствии с современными реалиями, приблизились к позициям европейской социал-демократии. Мишель Бачелет – сторонница политической и социальной модернизации Чили, но выступает за такое реформирование чилийского общества, которое не сотрясало бы его основы и сохраняло гражданский мир. Она проводит умеренную политику, которая благоприятствует и эффективному развитию рыночной экономики, и осуществлению важных социальных проектов. Ныне мало кто в Чили хотел бы столкнуться с дилеммой «капитализм или социализм», которая привела к военному перевороту в сентябре 1973 года.
Книга Э. Лабарки поможет лучше понять процессы, которые привели к неудаче социалистического проекта С. Альенде в тех конкретных исторических условиях в Чили. Обобщение и осмысление автором большого фактологического материала с привлечением многих ранее неизвестных или малоизвестных источников и свидетельств самих участников политических событий делают труд Э. Лабарки заслуживающим внимания и специалистов по Чили и обычных читателей. В нем необычно соединились историческое исследование, публицистика и описание тайн личной жизни чилийского президента. Наверное, вокруг них еще не раз вспыхнут споры, но все творение Э. Лабарки останется одной из наиболее интересных и полных биографий выдающегося чилийского деятеля ХХ-го века, каким был С. Альенде.
__________________________
* Эдуардо Лабарка. Любовь и смерть президента. М.; «Художественная литература»,2016,544 с.
** http://www.eduardolabarca.com/libros/Salvador_Allende_MARISOL_GARCIA.pdf
*** https://es.wikipedia.org/wiki/Usuario:Jorval/Salvador_Allende._ Biografía_sentimental
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs