
(Рецензия на коллективную монографию «Иран и глобальные вызовы», подготовленную сотрудниками Института востоковедения РАН[1])
Монография ведущих учёных-иранистов Института востоковедения РАН детально освещает важнейшие тенденции социально-экономического, внутриполитического и культурного развития Ирана, ключевые направления его внешнеполитической деятельности на одном из переломных этапов его истории в наступающей эпохе глобальных перемен.
В рассматриваемый период Исламская Республика Иран с ее 85-и миллионным населением, креативным средним классом и значительным сегментом высокообразованной молодёжи укрепила своё положение как государство с развитым индустриальным и аграрным секторами, большим научно-техническим и культурным потенциалом.
Приобретение Ираном статуса «пороговой ядерной страны» делает его важной региональной державой, серьезно влияющей на развитие военно-политической ситуации в регионе.
В монографии авторы детально рассматривают «напряжённое для страны десятилетие» - 2013-2023, за начало которого взят период прихода к руководству исполнительной власти правительства либерала Х. Роухани, поставившего целью снятие международных санкций с Ирана. Первые годы этого периода наполнены региональными и глобальными проблемами, а также реальными угрозами, которым ИРИ активно противостояла, развивая свою ядерную программу, укрепляя обороноспособность и активизируя деятельность проиранских шиитских сил в регионе по обеспечению интересов безопасности Ирана.
Монография детально освещает этапы развития иранской ядерной программы (ИЯП), которая занимает центральное место в геополитических расчётах руководства ИРИ и является одним из серьёзных глобальных вызовов мировому сообществу.
Провозглашенные Тегераном планы мирного использования атомной энергии натолкнулись на жёсткое неприятие со стороны США и других западных стран, считавших, что главной целью Ирана является создание ядерного оружия. Компромисс в виде заключения Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной проблемы (СВПД) в 2015 г. оказался недолговечным. СШАуже в 2018 г. с приходом к власти президента Д. Трампа вышли из него в одностороннем порядке, западные участники уклонились от выполнения своих обязательств, а антииранские санкции Запада только усилились. Иран ответил отказом соблюдать взятые на себя ограничения, форсировал развитие ядерной программы.
Авторы монографии приходят к выводу, что реанимировать СВПД в его первоначальной редакции уже было невозможно и необходимо искать новые пути решения ядерной проблемы Ирана, чтобы предотвратить опасные последствия кризиса вокруг ИЯП. Делается вывод, что Тегеран может довести научный и технологический уровень своих НИОКР в ядерной сфере до такого уровня, который бы позволил быстро создать ядерное оружие, если руководство страны примет такое решение.
События рассматриваемого исторического этапа можно считать одними из самых драматических в развитии ИЯП, что и привело к израильским и американским военным атакам на Иран, в первую очередь на его ядерные и военные объекты, но и приведшим к жертвам среди населения и нанесшим значительный урон инфраструктуре.
В разделах, посвященных социально-экономическим проблемам ИРИ, исследователи отмечают, что, хотя санкционное давление на эту страну оказывалось со времени победы исламской революции, однако наиболее тяжёлыми стали рестрикции, введённые накануне исследуемого периода. Именно они, сформированные, как международные, стали оказывать крайне негативное воздействие на социально-экономическое положение, привели к снижению темпов роста ВВП, ухудшению финансовой ситуации, девальвации иранского риала, росту инфляции и безработицы, снижению общего уровня жизни иранцев и росту уровня бедности. Причем, короткий период действия СВПД (2016- май 2018 г.) несколько приостановил негативные тенденции в экономической жизни, продемонстрировав рост ВВП почти на 13%. Однако последующее восстановление и усиление санкций снова привели к снижению экономических показателей.
Наиболее тяжёлыми оказались санкции, направленны на ограничение экспорта нефти, продажа которой формирует львиную долю валютных поступлений в страну и их сокращение привело к росту бюджетного дефицита.
В монографии анализируются вопросы развития государственного и частного секторов, вопросы финансовой ситуации, изменения внешнеторгового баланса как результат сокращение нефтяного экспорта при росте ненефтяного экспорта и изменения его географических направлений. Особое внимание уделено ситуации в энергетической сфере, а также водной проблеме, так как нехватка воды ввиду изменений климата и неэффективного использования водных ресурсов превратилась еще в одну угрозу, как для роста сельхозпроизводства, так и обеспечения потребностей промышленности и населения.
В монографии большое внимание уделяется вопросам торгово-экономических связей между Ираном и Россией в рассматриваемый период. Отмечается, что они развивались крайне неравномерно и не занимали сколько-нибудь значительного места ни во внешнеэкономическом обороте обеих стран, ни в их экономиках. Основную долю взаимной торговли составляла сельскохозяйственная продукция, причем экспорт России значительно превышал ее импорт из Ирана.
Главной причиной этого являлось то, что Россия и Иран - крупные экспортёры нефти и газа, которые и занимали ведущее место в их экспортном потенциале. Кроме того, на развитие российско-иранских отношений влияли геополитические интересы и санкционное давление на Иран.
В то же время развивалось их взаимодействие в сфере мирного атома, набирало обороты сотрудничество в сфере космоса, транспорта, электроэнергетики. Активизировалось сотрудничество по реализации проекта МТК «Север-Юг».
Авторы монографии констатируют, что десятилетие 2013-2023 гг. характеризуется сложной внутриполитической динамикой, основным трендом которой стало усиление противостояния между консервативными политическими элитами и либерально-реформаторскими.
Первые ориентировались на сохранение основ исламского режима и выступали против любых компромиссов с США и странами Запада, вторые заявляли о необходимости демократизации внутриполитической жизни и достижения договоренностей с Западом по ядерной проблеме с целью снятия санкций и выхода из международной изоляции.
Верховный Руководитель ИРИ Али Хаменеи давал реформаторам шансы на компромиссное решение ядерной проблемы, но все их усилия разбивались о непримиримую позицию Вашингтона. Это привело к маргинализации либерально-реформаторских кругов и закреплению у власти консерваторов.
Ухудшение социально-экономической ситуации в стране и смена поколений в условиях расширения в Иране доступа к мировому информационному пространству, как подчёркивают авторы монографии, вели к росту протестных настроений. В разных регионах Ирана периодически вспыхивали забастовки, проходили демонстрации и антиправительственные митинги. Особенно беспрецедентный характер носили протестные выступления в начале 2018 года, когда протестующие наряду с экономическими требованиями обвиняли власти в удушении свободы, осуждали диктатуру духовенства. Волна так называемых «бензиновых «протестов накрыла страну осенью 2019 г. Ещё более представительными и продолжительными стали выступления в 2022 году.
Начавшиеся в знак протеста против жёсткого преследования иранок за несоблюдение норм исламского дресс-кода, они переросли в массовое протестное движение с участием молодёжи, представителей интеллигенции и деловых кругов.
Вместе с тем, значительная часть городского населения, а также жители сельских районов не принимали участия в протестах. По мнению авторов монографии, это отражает противоречия между традиционными слоями, опирающимися на религиозные ценности, и современными слоями общества, которые заинтересованы в социально-экономической и культурной модернизации страны, а также в изменении роли духовенства.
Обращает на себя внимание и тот факт, что не остался без внимания и еще один глобальный вызов периода 2020-2022 гг – эпидемия коронавируса, которая также внесла свой вклад в осложнение социально-экономической ситуации, потребовала значительных финансовых трат на оказание социальной поддержки населению, закупке необходимых лекарств и вакцин. Ирану, пусть и с некоторой задержкой, удалось произвести свою вакцину. Медицинская система страны выдержала этот вызов, что было отмечено ВОЗ.
Несколько глав работы посвящены вопросам внешней политики ИРИ. Прослеживается эволюция ее внешнеполитической деятельности при президентах Х. Роухани и И. Раиси, анализируются отношения с мировыми державами и региональными государствами. Этот большой раздел – результат работы нескольких авторов, в том числе арабистов и израилеведов, которые представили видение политики Ирана в регионе с позиций изучаемых ими стран.
Враждебная политика США и стран Запада в отношении Ирана скорректировала его внешнеполитические приоритеты. Единственной страной, региона, с которой отношения Ирана оставались враждебными, оставался Израиль как в силу идеологических постулатов ИРИ, так и военно-политических акций Тель-Авива против Тегерана и его «прокси» в регионе.
Тегеран, активно поддерживая «Ось сопротивления» и оказывая поддержку Сирии и Ираку в борьбе с «Исламским государством», в начале 2020-х годов сумел снять ряд раздражителей в отношениях с арабскими государствами, нормализовал контакты с участниками ССАГЗ.
Акцент стал делаться на развитие и укреплении отношений с соседними странами, была провозглашена политика «поворота на Восток», которая получила наибольшее развитие при правительстве И. Раиси, когда велась работа по выводу отношений с КНР и Россией на уровень стратегического партнёрства. С Китаем договор на 25 лет был заключен, началась подготовка соглашения с Россией о всеобъемлющем долговременном сотрудничестве, обращено особое внимание на развитие связей с Индией.
Специальный параграф внешнеполитической главы посвящен анализу российско-иранских политических связей.
С целью выхода из международной изоляции, ослабления санкционного давления и улучшения экономического положения Иран активизировал свою роль на Евразийском пространстве, вступив в ШОС, а также заключил соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, проявил интерес к участию в ЕАЭС на правах наблюдателя, присоединился к структуре государств БРИКС.
Отдельная глава работы посвящена вопросам культурной политики Ирана и культурного взаимодействия с другими странами. На фоне изменений, происходивших во внутренней и внешней политике иранского руководства в исследуемый период, происходили изменения и в культурной политике. Авторами отмечено продолжение и углубление курса на сочетание исламского и собственно иранского факторов при ослаблении жесткого идеологизированного антизападного тренда при президенте Х. Роухани и возглавляемом им кабинете. Подчеркнуто усиление внимание власти в этот период к проблемам этнонационального характера, в том числе в культурно-языковой сфере. Приведены факты, подтверждающие расхождение во взглядах на культуру и культурную политику президента и духовного лидера.
С приходом к власти президента И. Раиси изменения в политическом курсе иранского руководства также повлекли за собой определенные трансформации в сфере культурной политики. Этому в значительной степени способствовало единство мыслей и действий президента и духовного лидера в сфере культуры. Изменния выразились в достаточно твердой и последовательной критике влияния Запада на иранскую, пока еще исламскую иранскую, культуру, концентрированном усилении внимания власти ко всему тому, что связано с исламом и исламской идеологией, и появлении отдельных фактов «пренебрежительного» отношения к доисламским символам на фоне повторяющихся утверждений о начале второго этапа исламской революции.
В целом монография представляет большой научный интерес. Ее авторами проделана кропотливая работа по анализу важнейших аспектов внутренней и внешней политики ИРИ на важнейшем этапе ее исторического развития с использованием разнообразных информационных источников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1]. Иран и глобальные вызовы. Напряженное десятилетие 2013–2023. Колл. монография / отв. ред. Е. В. Дунаева, В. И. Сажин. М.: ИВ РАН, 2025. – 476 с. ISBN 978-5-907994-30-0
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:42 27.10.2025 • 























