Более полувека назад этот молодой тогда журналист, писатель, адвокат Эдуардо Лабарка Годдард опубликовал у себя в стране сенсационную книгу – «Вторжение в Чили» (Chile invadido). Ныне ему 85 лет, и он до сих пор помнит этот ошеломляющий эффект своей работы, которой посвятил больше года – собирал материалы о деятельности агентов ЦРУ и других разведслужб США в своей стране, а также различных демохристианских организаций ФРГ. Кроме того, активно против прихода к власти в Чили блока левых партий Народного единства «трудились» крупные американские компании, прихватившие природные ресурсы в этой стране, - таких, как «Кеннекот» или «Анаконда», или связанная с ЦРУ телекомпания ИТТ, не скупились на «пожертвования», предназначенные для подрывной деятельности против правящего блока партий Народного Единства. Шпионская и подрывная работа против Чили велась по всем направлениям, предупреждал Лабарка в своих статьях и книгах. На эти цели ассигновались миллионы и миллионы долларов. Вашингтон не мог допустить образования и развития в Латинской Америке второй Кубы.
До военного переворота пиночетовской хунты Чили славилась в Латинской Америке своим либерально-буржуазным демократизмом, допускающим проведение свободных выборов. Тем большим потрясением для всего мира стал кровавый путч военных, присягавших на верность законному правительству.
Книга Эдуардо Лабарки «Вторжение в Чили», выражаясь языком рецензентов того времени, жила и пульсировала. Его книга необычайно насыщена фактами и документами, конкретными именами. В ней автор зафиксировал сложную картину социально-политической жизни Чили. А впоследствии и сам журналист Лабарка стал ценнейшим историческим документом…
Армия и профсоюзы, политические партии и массовые, особенно католические организации, государственные исследовательские центры и международные представительства, школы и вузы по подготовке технических и сельскохозяйственных кадров, религиозные организации, службы информации при посольстве США в Сантьяго, печать, радио, телевидение – таковы главные средства замаскированного вмешательства американцев в Чили. Но тогда и теперь, благодаря книге-репортажу Эдуардо Лабарки, все это тайное стало явным. И об этом в 1972 году, когда работа была переведена на русский язык и вышла в московском издательстве «Прогресс», о ней в предисловии и сообщила Ирина Николаевна Зорина, известный специалист по странам Латинской Америке.
Еще за несколько лет до избрания кандидата-социалиста Альенде президентом Чили, в 1960-е годы, ЦРУ начало этому всячески препятствовать. Именно об этом и рассказывает в своей книге Эдуардо Лабарка, основываясь на достоверных документах и свидетельствах. Фактически он, приводя реальные факты о деятельности США в связке с реакционной верхушкой чилийской армии, предупредил народ и руководство своей страны о возможном силовом решении отстранения от власти Народного Единства. «Американское правительство ведет активную битву за умы взрослых, молодежи и детей в мире, где господствует «свобода». – отмечает Эдуардо Лабарка в своей книге «Вторжение в Чили». Часть этой работы осуществляется в Сантьяго на 5 этаже посольства США, расположенного в 100 метрах от дворца президента «Ла Монеда» на улице Агустинас 1343. Там находится резиденция шефа информационной службы Соединенных Штатов ЮСИА… По мнению сотрудников Информационного агентства Соединенных Штатов, являющегося отделом госдепартамента, который координирует работу филиалов ЮСИА в различных странах, настал момент для принятия чрезвычайных мер…
Как сообщает в своей книге Эдуардо Лабарка, американцы очень серьезно взялись тогда за дело, в своем стремлении не допустить страну к «сползанию» влево. Так, в посольстве Чили в Вашингтоне, пишет журналист, в то время работали 8 чилийских сотрудников. В посольстве же Соединенных Штатов в Сантьяго – 225 дипломатов и сотрудников и около 200 «местных» служащих. Такая разница вполне понятна, поскольку деятельность миссии США выходила далеко за рамки дипломатического представительства…
Формальная обязанность посольства США – поддерживать официальные контакты своей страны с правительством Чили. Однако его сотрудники выполняли одновременно массу «неофициальных заданий». И это самая важная сторона деятельности посольства.
К своей деятельности против возможного прихода к власти левых сил США подключили всех, кого только могли, включая такую организацию, которую обвиняли в том, что она – «рассадник» агентов ЦРУ и существует за его счет. Лабарка цитирует высказывание одного из так называемых добровольцев корпуса мира: «Мы прибыли сюда главным образом для того, чтобы выполнять работу, которую должны были бы сделать сами чилийцы. Но по многим соображениям они отказываются или неспособны ее сделать. Тем самым мы должны пересечь реку со множеством препятствий (первое из них – это то, что мы являемся американцами) и выполнить работу, которую должен кто-то делать сейчас, иначе потом будет слишком поздно»…
И вот этот момент наступил: на президентских выборах 1970 года социалист, кандидат от блока партий Народного единства одержал победу. А после вступления Сальвадора Альенде в должность президента ему сразу стали поступать настойчивые предложения отказаться от своей предвыборной программы. Но Альенде приступил к ее реализации. Помимо, улучшения
отношений с СССР, Кубой и другими странами социализма, проведения аграрной реформы, направленной на поддержку мелких и средних землевладельцев, президент объявил о национализации предприятий медеплавильной отрасли, принадлежавших североамериканским компаниям. Именно удар по интересам корпораций США и стал последним шагом Альенде, который «вынудил» Вашингтон начать кампанию по свержению правительства Народного Единства. Хотя, повторяю, власти США мечтали об этом и в мыслях своих планировали путч еще с самого мирного, демократичного прихода блока левых партий к власти. И подобные планы вызревали в их прагматичных американских головах еще и в 1960-ых годах…
Первоначально в борьбе с Сальвадором Альенде Вашингтон делал ставку на экономическое давление. Сам Альенде, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1972 года, говорил: «Нас хотели изолировать от мира, задушить экономически, парализовать нашу торговлю медью, которая является нашим основным экспортным продуктом, и лишить нас возможности получения внешних кредитов. Нам понятно, что, когда мы разоблачаем финансово-экономическую блокаду, которой подвергается наша страна, не только мировой общественности, но даже некоторым нашим соотечественникам не просто понять это, ибо речь идет не об открытом нападении, о котором было бы известно всему миру. Наоборот, это нападение всегда ведется исподтишка, окольным путем, хотя от этого оно не становится менее опасным для Чили».
11 сентября, ровно 50 лет назад, нападение чилийской армии на свой народ, на правительство, которому поклялись в верности, произошло. И этот кровавый переворот был негласно одобрен властями США. Тогда же, в одном из своих интервью журналистам, Пиночет цинично скажет: «Демократия в самой себе несет зерно собственного разрушения. Говорят, демократию необходимо время от времени купать в крови для того, чтобы она продолжала оставаться демократией». Что же еще можно было ожидать от генерала, поклявшегося в верности законному правительству?
В день переворота в Чили начались массовые аресты активистов левых партий. Главный стадион страны «Насиональ де Чили» был превращен в концентрационный лагерь, в котором содержались тысячи человек. Среди арестованных оказался поэт, театральный режиссёр и певец Виктор Хара. Спустя несколько дней он был найден мертвым на одной из улиц Сантьяго. Впоследствии расследование установило, что Виктор Хара после жестоких пыток был убит путчистами. В июле 2018 года девять отставных чилийских военных были признаны виновными в жестоких пытках и убийстве Виктора Хары. Большинство подсудимых были приговорены к 18 годам лишения свободы. Кроме того, они должны были выплатить около двух миллионов долларов родственника убитого. Спустя две недели после путча в больнице Сантьяго умер Нобелевский лауреат по литературе, близкий сторонник Альенде, коммунист Пабло Неруда. Результаты экспертизы 2017 года позволили сделать предположения, что Неруда был умерщвлен при помощи инъекции неизвестного яда. Так это или нет, однако точно то, что тяжело больной Неруда не смог пережить трагедии фашистского переворота, совершенного военными и всячески поощряемыми из США. Сторонники партий Народного единства подвергались пыткам и бесследно исчезали…
Прошли годы. В 1988 году Пиночет решил провести в стране референдум о продолжении своего единоличного правления Чили. Однако, по результатам этого референдума он не получил нужного числа голосов. И вскоре, в 1990 году, генерал был вынужден передать власть гражданской администрации…
…Родственники и сторонники замученных в застенках людей все же потребовали посадить Пиночета на скамью подсудимых. Причем, раздавались и голоса за то, чтобы оставить старика в покое, мол, Бог ему судья. И все-таки значительная часть чилийцев потребовала наказать главаря путчистов за «Караван смерти», то есть, за уничтожение более 70 известных политических сторонников Сальвадора Альенде и 19 арестованных и бесследно пропавших без вести. В вину Пиночету вменялось и убийство чилийских политиков, вырвавшихся из страны за рубеж и погибших там от рук спецслужб диктаторского режима, действовавших в рамках секретной операции «Коломбо». В общей сложности Пиночету, управлявшему Чили с 1973 по 1990 год, было предъявлено 154 иска и обвинений в причастности к убийству и исчезновению более 3 тысяч человек. Всего же, по разным данным, режим диктатора уничтожил и репрессировал от 30 до 40 тысяч человек. Сам Пиночет не раз обвинялся в преступлениях против человечности. И даже в Англии, куда он выехал на лечение, был арестован и обвинен в нарушениях прав человека и коррупции. Но и оттуда через какое-то время был отпущен домой. Верховный суд Чили освободил кровавого диктатора от ответственности по состоянию здоровья. И увы, справедливое возмездие так и не свершилось. Шесть лет спустя, в декабре 2006-го, генерал-палач тихо скончался в столичном военном госпитале в возрасте 91 года. Чилийская фемида оказалась благосклонной к Пиночету. И до сих пор у покойного экс-тирана в стране немало сторонников в армии, полиции, в олигархических кругах и среди зажиточных обывателей. Они-то и создают в обществе атмосферу героического образа Пиночета как спасителя нации от «коммунистического хаоса» и отца успешных экономических реформ. Мораль же, которая помогала бы чилийцам жить не только сытно, в достатке, но и достойно, честно, с уважением к власти и друг другу, пиночетовцами, как и раньше, не учитывается. Но без моральных устоев, без высоких человеческих принципов успешная экономика и нынешний высокий мировой рейтинг развития Чили будут мертвы, как Птица Счастья без свободы.
Некоторым нынешним чилийским чиновникам и бизнесменам, изображающим из себя цивилизованных неолиберальных демократов, многие местные эксперты советуют, пока не поздно, начать по капле выдавливать из себя Пиночета. Иначе молодежь сделает это с ними без них…
Вопрос «Нужна ли стране реальная депиночетизация?» до сих пор волнует сотни тысяч граждан этой далекой южноамериканской республики. Но, разумеется, только сами чилийцы могут дать на него окончательный ответ.
Убийц чилийского поэта Виктора Хары, например, погибшего в дни переворота, осудили только в 2018 году. Некоторых других палачей приговорили к длительным годам заключения. Большинство же и вовсе были помилованы. Книги Эдуардо Лабарки, конечно, взбудоражили Чили. И «Вторжение в Чили» о вмешательстве США, и вышедшая следом его книга «Чили, раскаленная докрасна», в которой автор объясняет читателям суть чилийского революционного процесса, особенности и своеобразие чилийского исторического развития, а также показывает заговорщическую деятельность реакционных сил, которые стремились не допустить победы народных сил на выборах и пытались после прихода его правительства Народного единства к власти свергнуть его путем военного переворота.
Но… Несмотря на реальность фашистской опасности, о которой так убедительно сообщал и доказательно предупреждал Эдуардо Лабарка (и не только он один), к сожалению, должного понимания у прогрессивных сил Чили так и не получила. Помимо тревоги никаких решительных действий не последовало. Слишком верили они в традиционные для страны демократические устои и не верили в наличие на земле Чили широкой социальной базы для возникновения фашизма. Однако, как позднее отмечали наши и ведущие иностранные латиноамериканисты, анализируя причины событий 11 сентября 1973 года, «инструментом для установления террористической диктатуры наиболее шовинистических элементов финансово-промышленного капитала явилась реакционная военщина, которой всегда были близки фашистские идеи и которая получила поддержку со стороны монополистической буржуазии как в самой стране, так и за ее пределами».
Примерить тысячи жертв с их палачами не получится. Фашистский переворот останется в памяти чилийцев навсегда. И в этом – один из самых внушительных и грозных уроков истории этой южноамериканской страны. Этот фашистский переворот в Чили ни в самой Чили, ни в мире никогда не забудут. И не простят. Такова логика истории.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs