ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Владимир Евсеев: Мюнхенская конференция не видит реальных проблем, которые стоят перед Европой и перед другими регионами

18:43 14.02.2020 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

С 14 по 16 февраля в Германии проходит 56-ая Мюнхенская конференция по безопасности. В ней принимают участие свыше тридцати глав государств и правительств, а также более семидесяти руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств, которые обсуждают актуальные вопросы международной повестки. Начало работы конференции традиционно предваряет доклад организаторов, в котором авторы рассуждают о распаде Запада как единстве стран, приверженных либерально-демократическим ценностям, а Россию позиционируют как опасного противника, который бросает вызов западным странам.

 «Что касается доклада, новые вызовы не будут рассматриваться во время Мюнхенской конференции. Она ориентирована на вызовы позапрошлого и вчерашнего дня. При этом, необходимо думать и о новых договорах. Кроме того, скоро мир столкнется с двумя серьезными международными проблемами. Первая – борьба за новые пространства, которая уже началась, в частности, за север, а скоро начнется борьба и за океанические пространства. Однако это в Мюнхене пока что не обсуждают. Вторая проблема – крупные международные конфликты из-за воды. Мы сейчас формируем группу, которая будет заниматься технологическими, экономическими, финансовыми и военно-политическими вопросами, связанными с обострением водных проблем. В Мюнхене этот вопрос тоже не рассматривается. Однако через 15-20 лет борьба за воду будет острее, чем за нефть и газ, поскольку она затронет всех. Мюнхенская конференция, конечно, важна и значима. При этом, она демонстрирует, что сознание отстает от развития реально существующих опасностей и вызовов, поэтому мы должны, в том числе, в интеллектуальном плане наращивать усилия, чтобы и наша точка зрения принималась во внимание, и чтобы мы постепенно приступали к обсуждению тех серьезных проблем, с которыми мы вскоре столкнемся». Об этом заявил заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов во время круглого стола на тему «Россия и Запад: вызовы международной безопасности».

Андрей Бакланов также рассказал о недавно прошедшей встрече российских и американских экспертов в Монтрё. «Я только что вернулся из Монтрё, где впервые за очень длительный период времени прошли российско-американские переговоры экспертов высокого уровня по военно-политической проблематике. Стороны не смогли договорить о том, чтобы встреча прошла в Вашингтоне или Москве. На помощь нам пришли европейцы, в частности Посол Швейцарии в России. Во время встречи было ясно, что американцы находятся на подходе к критическому переосмыслению ситуации на Ближнем Востоке и в целом всей военно-политической ситуации в мире. У американцев нет чувства удовлетворения от сложившейся ситуации. Так, они потратили 1,4 триллиона долларов за 15 лет на зарубежные экспедиции, а авторитет у них особо не вырос, при этом у России он возрос. Поэтому сейчас США будут пытаться выработать альтернативную линию. При этом, я не вполне уверен, что то, что предложат специалисты, одобрит американское политическое руководство, и может получиться то же самое, что было с «планом Трампа», когда специалисты подготовили документ, а политики на высоком уровне его изменили до неузнаваемости и представили идеи, которые на данном этапе не надо обсуждать»,- отметил заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов. Во время встречи был поднят также вопрос и о фейках. «Мы выразили крайнюю озабоченность тем, что международные органы работают по фейковой информации. Мы предложили вернуться к совместной проверке фактов, в том числе между Россией и США. Американцы нам откровенно сказали, что идея очень хорошая, но они ее не поддержат ни при каких обстоятельствах»,- сообщил Андрей Бакланов.

Во время Мюнхенской конференции вопрос о том, как мировое сообщество должно реагировать на вызовы, подобные коронавирусу, обсуждаться не будет, как и многие другие актуальные вопросы (Андрей Сидоров)

Во время круглого стола, декан факультета мировой политики, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров отметил, что 9 февраля исполнилось 70 лет со времени выступления американского сенатора-республиканца Джозефа Маккарти с его знаменитой речью. «Представленный доклад является ее продолжением. Все идет в русле «холодной войны». В докладе Россия выдвигается на первое место как главный оппонент США. Китай, как бы Дональд Трамп не хотел его выставить на первое место, остается на втором плане. В докладе также содержится идея, которую Запад давно продвигает, о том, что России не выгодно работать с КНР и необходимо следовать политике равно удаленности, которая у нас была с начала XXI века, то есть не сближаться ни с Вашингтоном, ни с Пекином. На Западе сейчас вызывает обеспокоенность то, что мы больше сближаемся с КНР»,- заявил Андрей Сидоров. По его словам, в мире существует много бесполезных площадок. «Я считаю, что сейчас Мюнхенская конференция является одной из них. Дело в том, что в мире сейчас существует серьезная глобальная проблема – коронавирус, которая может объединить мировое сообщество. Это важно обсуждать. Если вы – глобалисты, если вы ставите вопрос о том, что существуют угрозы, которые есть у всего мирового сообщества, зачем сводить конференцию к обсуждению старой повестки дня? Вопрос о том, как мировое сообщество должно реагировать на вызовы, подобные коронавирусу, во время конференции обсуждаться не будет, как и многие другие актуальные вопросы. О какой безопасности тогда может идти речь»,- задался вопросом декан факультета мировой политики, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

При этом, он подчеркнул, что явно прослеживается тенденция обсуждения вопроса о необходимости поддерживания определенных негативных тенденций в отношении России, тем самым, сплачивая Запад, как это было во времена «холодной войны». «Одной из важных тем, которую США поднимут во время конференции, будет контроль над вооружениями, в частности, проблема, связанная с СНВ-3. США будут упрекать Россию в срыве СНВ-3, как это было и с ДРСМД»,- заявил Андрей Сидоров.

Говоря о продолжении политики США по вытеснению России с европейского газового рынка, анонсе дополнительных санкций против газопровода «Северный поток-2», он отметил, что США сделали все, чтобы приостановить этот проект. «Слишком вальяжно «Газпром» себя чувствовал. Он уже проиграл ряд дел в судах. Необходимо было не рассматривать противника как слабую сторону и заранее оценивать положение, в котором можно было оказаться и в котором оказались в итоге»,- подчеркнул эксперт.

В свою очередь, заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов заявил, что США правят миром через свои санкции, и никто им ничего противопоставить не может. «В силу того, что американцы являются одними из экономических лидеров мира, и большинство фирм работают на американском рынке, США без проблем принимают санкции против этих компаний, тем самым оказывая влияние на них в своих интересах»,- подчеркнул Владислав Белов.

Мы стоим на грани проведения не только пусков ракет большой дальности, но и возможности проведения новых термоядерных испытаний КНДР (Владимир Евсеев)

Военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев заявил, что Мюнхенская конференция не видит реальных проблем, которые стоят перед Европой и перед другими регионами. «Если раньше можно и нужно было серьезно обсуждать проблему терроризма, то сейчас появляется проблема, о которой в докладе ничего не сказано. Она заключается в том, что 21 февраля в Иране состоятся парламентские выборы, по итогам которых наиболее ожидаемым сценарием является следующий. Скорее всего, представители умеренного крыла иранской элиты не пройдут в новый парламент, которые станет более консервативным, что проявится летом 2021 года, когда пройдут в Иране новые президентские выборы. Почему это имеет отношение к Европе? В условиях мощнейшего давления со стороны США, когда экспорт иранской нефти по официальным данным сокращен до 150-300 тысяч баррелей в сутки, грубейшего нарушения международного права, которое было совершено в начале 2020 года (убийство иранского генерала), Иран может принять решение о создании ядерного оружия»,- сообщил военный эксперт.

При этом, по его словам, существует два сценария – быстрого создания ядерного оружия в течение года (Иран сейчас к этому не готов, но может стать готов к осени 2021 года) и сценарий более умеренных темпов создания ядерного оружия в течение 3-5 лет. «Если Тегеран примет решение о создании ядерного оружия, а я, как военный эксперт, могу сказать однозначно, что научно-технологические предпосылки для создания ядерного оружия и проведения испытания в Иране есть, то это может быть реализовано на практике»,- отметил Владимир Евсеев. В этом случае, по его словам, на Ближнем и Среднем Востоке три государства могут последовать примеру Тегерана – Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ. «Помимо этого на то, что произошло с Ираном, болезненно отреагировала КНДР. Позиция лидера страны Ким Чен Ына сейчас ужесточается по ядерной проблеме. Мы стоим на грани проведения не только пусков ракет большой дальности, но и возможности проведения новых термоядерных испытаний»,- обратил особое внимание заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Он также добавил, что и в Восточной Азии тоже есть государства, которые могут принять решение о создании ядерного оружия – Япония, которая имеет огромные запасы выделенного плутония и имеет носители, Республика Корея, которая имеет чрезвычайно развитую инфраструктуру, Тайвань. «Таким образом, речь идет о разрушении всего режима ядерного нераспространения. Экспертам, которые подготовили доклад для Мюнхенской конференции, эта проблема, видимо, показалась не столь значительной. Вместо этого они упрекают Россию»,- заключил Владимир Евсеев.

 

Во время круглого стола эксперты ответили на вопросы журналистов.

«Международная жизнь»: Евросоюз отверг предложенный Трампом в конце января ближневосточный мирный план («Сделка века») и собирается оспаривать планы Израиля по дальнейшей аннексии палестинских земель. К каким последствиям это может привести?

Андрей Бакланов: Изначальноамериканские специалисты разработали хороший документ. Речь шла о возможных новых шагах по расширению палестинской автономии, по продвижению вперед. Судя по всему, когда документ попал на самый высокий уровень, было принято решение добавить идеи, которые бы представляли собой «Сделку века». Поэтому они туда включили те вещи,  которые еще в 1991 году мы договорились до поры до времени не обсуждать – это Иерусалим и окончательный статус беженцев. Только когда будет снова запущен процесс обсуждения текущих вопросов, в частности, статуса земель на западном берегу Иордана, только после этого нужно приступать к наиболее крупным вопросам. В том окончательном плане, который Дональд Трамп в итоге принял, все эти темы перемешаны. «Сделка века» в том виде, в котором сейчас представлена, не может быть основой для переговоров. Если специалистам позволят выступить с предложениями, мы сможем вернуться к переговорам. Свидетельством этому является предложение Министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что Россия готова предоставить московскую площадку для переговоров по этому направлению.

Андрей Сидоров: Я считаю, чтоСША нужно на кого-то «перекинуть» Ближний Восток. Если европейцы будут и дальше выдвигать свой план, то Дональду Трампу это удастся сделать. Ближний Восток США не собираются покидать. Однако для них очень важно, чтобы европейцы взяли на себя ответственность. Сейчас там главными являются США, американские вооруженные силы, а не ЕС. Им необходимо привлечь туда своих европейских союзников, чтоб Европа заменила США. На мой взгляд, в этом и заключается основная задача Президента США на Ближнем Востоке в связи с Европой. Поэтому выдвигая собственные планы на замену американской «Сделке века», они способствуют достижению американцами своих целей.

«Международная жизнь»: Аргументируют ли американцы своё несогласие сотрудничать с российской стороной, в частности в том, что касается «фейковой информации»?

Андрей Бакланов: Этот вопрос предметно обсуждался в ходе состоявшихся на прошлой неделе в Монтре (Швейцария) первой за длительный период времени российско-американской встречи экспертов высокого уровня по ближневосточной тематике. Обе стороны сходились в том, что «фейковая информация» мешает принятию оперативных и взвешенных решений при возникновении острых военных и политических ситуаций. В этой связи мы предложили американским партнерам рассмотреть вопрос о формировании смешанных групп военных и гражданских специалистов для проверки фактов. Эта процедура использовалась ранее неоднократно по линии ООН. Мы подчеркнули, что отсутствие достоверной информации не дает возможности международным органам, ООН базировать свои решения на выверенных и достоверных фактах. Возникает опасность дискредитации этих органов в случае, если впоследствии выяснится, что решения, от которых зачастую зависит жизнь людей, принимались на основе «картинок» и сообщений фейкового характера. Однако наши американские коллеги сказали, что «общий климат» наших отношений не позволяет реализовать такого рода идею. Они при этом фактически уклонились от изложения каких-либо серьезных аргументов в пользу своей позиции. Сложилось впечатление, что американцы нацелились и далее использовать «индустрию» производства фальшивых фактов для того, чтобы иметь возможность манипулировать общественным мнением. Уверен, такая позиция должна быть пересмотрена. Хотелось бы надеяться, что США и другие западные страны примут предложение В.В.Путина о проведении саммита лидеров пяти постоянных членов СБ ООН. На этой встрече можно было бы поднять и тему «фейковой» информации.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати