Фото автора
14–15 февраля ожидается чрезвычайная встреча в формате ОПЕК+ (страны экспортеры нефти и Россия) вместо запланированной очередной встречи в марте. С начала 2020 года цены на нефть упали. Биржевые котировки понижаются на фоне сокращения потребления нефти в Китае. По словам экспертов, в связи со снижением спроса на нефть из-за распространения коронавируса ОПЕК рассматривает меры по уменьшению ее добычи на полмиллиона баррелей в сутки.
«Сейчас остро стоит вопрос о продлении сделки ОПЕК+. Я не исключаю, что Россия пойдет на новую сделку с ОПЕК+. Крайне важно, что будет делать наше руководство, Минэнерго, поскольку мы уже видим, что у компаний есть усталость от выполнения этой сделки. Ни Венесуэла, ни Иран, ни Ливия не помогают с точки зрения нормализации общей ситуации на рынке». Такое мнение высказал первый проректор Финансового университета при Правительстве России, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симоновво время круглого стола на тему «Падение цен на нефть: коронавирус и мировой энергетический рынок».
Во время круглого стола, руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН, директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин отметил, что цену на нефть в ближайшей перспективе будет определять меняющаяся ситуация на рынке. «ОПЕК+ в целом выполнил свои обязательства. Кроме того, Саудовская Аравия заявляет том, что готова перевыполнить свои обязательства, если остальные будут следовать линии на поддержание договоренностей. При этом рынку нефти невольно помогли Венесуэла, которая достаточно сильно сократила добычу нефти, Ливия, Иран, Мексика. Однако коронавирус оказал негативное влияние на спрос на нефть, поскольку во многих китайских городах транспорт встал, авиаперевозки временно прекращены. В этой связи неудивительно, что на фоне сильного замедления работы транспортного сектора, который является основным источником спроса на нефть, мы наблюдаем снижение спроса. Кроме того, вирус охватывает и соседние страны. В этой связи транспортные потоки начали сокращаться. Думаю, что негативную динамику в этом году мы увидим и в России, в частности, в том, что касается российской железной дороги, поскольку грузопоток с Китаем сейчас прерывается из-за вируса. Кроме того, многие наши авиакомпании перестали туда летать. Таким образом, последствия не ограничиваются Китаем в части спроса, а находятся несколько шире»,- заключил Вячеслав Кулагин.
Комментируя сложившуюся ситуацию на рынке нефти, главный директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов заявил, что падение цен на нефть с начала года (почти на 20%) – это очень серьезный показатель. «Созыв чрезвычайной встречи в формате ОПЕК+ для выработки решения нацелен на недопущение снижения цены на нефть ниже 50 долларов за баррель. Если ОПЕК+ не примет никаких решений по новому сокращению добычи, мы можем получить психологический эффект гораздо более серьезный, чем падение цены, которое вызвано объективными факторами, связанными со снижением темпов спроса на нефть в этом году, с ожидаемым увеличением добычи нефти в США и многими другими»,- отметил Алексей Громов. При этом, он заявил, что встреча ОПЕК+ своевременна, поскольку если стороны приложат все усилия для того, чтобы выйти с позитивными для рынка результатами, можно ожидать, что цены на нефть стабилизируются.
По словам Алексея Громова, прямые потери, которые сегодня есть из-за вспышки коронавируса в Китае, будут иметь место максимум на протяжении февраля-марта, далее ситуация способна улучшиться. «Тем не менее, даже эти потери приведут к уменьшению добычи нефти в 500-600 тысяч баррелей в сутки. Нужно так же учитывать и косвенные эффекты – снизится туристический поток в Китай на протяжении всего года, во всем азиатском регионе снизится количество грузоперевозок и пассажиропоток. Негативный эффект от снижения спроса и сопутствующего относительно устойчивого роста добычи нефти в США мы можем ощущать на протяжении всего 2020 года»,- подчеркнул руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов». При этом, он отметил, что в том, что касается России, все обязательства по долгосрочным контрактам будут выполняться в полном объеме. «Основная проблема для нас заключается в том, что мы можем получить меньшую выручку от продажи нефти за рубеж в краткосрочной перспективе, поскольку цена на нефть будет ниже тех 65 долларов за баррель, которые мы видели в начале года»,- заключил Алексей Громов.
В свою очередь, руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Александр Курдин отметил, что даже если кратковременно, на протяжении квартала, мы попадаем в ситуацию, в которой цена будет держаться на уровне 40 долларов за баррель, Россия сможет из нее успешно выйти. «Не все так плохо, надежды есть»,- подчеркнул Александр Курдин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs