ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Без изоляции и с новыми партнёрами: итоги 2025 года для России

12:25 20.12.2025 • Наталья Дегтярева, журналист

Политолог, востоковед Елена Супонина в интервью журналу «Международная жизнь» подвела итоги 2025 года:

«Бурным, как мы и предсказывали, для Азии, особенно для Ближнего и Среднего Востока, стал 2025 год. Ритм событиям задавал президент США Дональд Трамп, и в итоге получился сплошной трамптарарамп. Вроде и восемь войн завершили, и третью мировую предотвратили, но всё те же конфликты продолжились и перенесутся, похоже, уже на 2026 год», — заявила эксперт.

«Ну, а для России 2025 год на восточном направлении сложился так, как загадывали. Изоляцию даже не пришлось прерывать — её просто не было. ШОС и БРИКС, две основные региональные организации с участием России, только укрепились. В начале 2025 года в БРИКС вошла Индонезия, а пополнившие её ряды годом ранее Египет, Эфиопия, Иран, Эмираты и Саудовская Аравия за прошедший год почувствовали себя в этой десятке ещё более уверенно», — считает Елена Супонина.

«С Ираном же Россия и вовсе заключила в 2025 году Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. В нём нет пункта о взаимной обороне, однако Россия приложила максимум дипломатических усилий, чтобы прекратить бомбардировки Ирана и его атомных объектов со стороны Израиля и даже США в июне 2025 года», — отметила эксперт.

«Приезд главы МИД Ирана Аббаса Аракчи в Москву в разгар кризиса и после, даже недавно, в декабре 2025 года, — одно из свидетельств этого. Вместе с Китаем Россия выступила против продления международных санкций в отношении Ирана осенью 2025 года, ведь, 18 октября завершилось десятилетие действия Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану, но европейцы настаивали на продлении санкций ООН. У них ничего не вышло», — сообщила Елена Супонина.

«В мае 2025 года Россия окончательно удалила из своего чёрного террористического списка афганских талибов. И с новым правительством Сирии, и с её президентом Ахмедом Аш-Шараа связи тоже развивались. Российские базы в Сирии сохранились. В мае 2025 года Ахмед Аш-Шараа встретился в Саудовской Аравии с Дональдом Трампом, который посетил это королевство, а также Катар и Эмираты. В октябре сирийский лидер провёл переговоры с президентом Владимиром Путиным в Москве», — отметила эксперт.

«Пожалуй, более активно могла бы Россия действовать на израильско-палестинском направлении. Но здесь флаг отдан в руки Трампу, хотя Москва постоянно держит руку на пульсе и этой темы, общаясь напрямую как с участниками конфликта, так и с посредниками в лице США, Катара и Турции», — считает Елена Супонина.

«Сотрудничество с ОПЕК — организацией стран — экспортёров нефти, где большую роль играют ближневосточные страны, — шло так же, как планировалось. Ну и главное — двустороннее сотрудничество. Самый яркий пример, пожалуй, — новый всплеск товарооборота между Россией и Объединёнными Арабскими Эмиратами — аж на 80%, а то и на 90% по сравнению с предыдущим 2024 годом. А ,ведь, ещё ранее увеличение составило более 150%. Теперь это уже стабильно 11 миллиардов долларов в год, а начинали с капель в море. Недаром Владимир Путин в ноябре 2025 года наградил посла Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммада Ахмада Аль Джабера, прекрасно владеющего русским языком, медалью Пушкина за вклад в развитие отношений. Пушкин в России — это наше всё», — рассказала эксперт.

«Из того, что планировалось, но было перенесено, стоит, наверное, упомянуть российско-арабский саммит, который должен был состояться в октябре, но его отложили из-за событий, прежде всего, на Ближнем Востоке. В 2026 году председательство в Лиге арабских государств перейдёт к Саудовской Аравии, и уже с этим королевством будут определяться новые сроки проведения российско-арабского саммита, первого в своём роде. Он состоится — ждём 2026 год», — подчеркнула Елена Супонина.

Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати