ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

По стопам великого Суворова: 220 лет историческому переходу через Альпы

15:02 11.09.2019 • Аъзам Мурадов, стажер журнала «Международная жизнь»

«Переход Суворова через Альпы», Суриков, 1899 год

В этом году исполняется 220 лет со дня боевого перехода русской армии под командованием величайшего полководца Александра Суворова через Альпы. Швейцарский поход Суворова состоялся в сентябре 1799 года и пролегал через альпийские горные перевалы из Северной Италии в Швейцарию во время войны второй антифранцузской коалиции. Поход имел огромное стратегическое значение. По своему размаху и продолжительности он стал одним из крупнейших на горном театре военных действий. И чем продолжительнее временной интервал между прошедшим переходом Суворова через Альпы и днем сегодняшним, тем значительнее выглядит это исключительное событие с позиций отечественной истории и мировой военной науки. Швейцарский поход стал своего рода завершающим аккордом блистательной карьеры талантливого полководца Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни единого сражения. За свои военные подвиги во славу Отечества Суворов был удостоен звания генералиссимуса и заслужил благодарную память потомков.

В честь юбилейной даты по историческому маршруту русской армии между Миланом и Цюрихом 22-26 сентября пройдет автопробег «Суворов» на ретро-автомобилях советского производства, в ходе которого участники пробега также посетят многочисленные мемориальные места. Проект реализуется при поддержке Министерства иностранных дел РФ и Федерального агентства по туризму. Организаторами мероприятия выступают одна из ведущих туристических компаний страны «TUI Россия» и компания «Аукционный дом Егоровых», объединяющая видных специалистов российского антикварного рынка.

Автопробег, приуроченный к юбилею легендарного перехода Суворова через Альпы, ставит целью привлечь внимание к российской истории, рассказать о славном подвиге русских солдат не только на территории России, но и за рубежом. Инициатива организаторов автопробега открывает новые перспективы для событийного и приключенческого туризма и имеет большой потенциал в плане просветительской работы, воспитания патриотизма у подрастающего поколения россиян.

Фото: А. Мурадов

Ровно 220 лет назад, в сентябре 1799 года, завершился Итальянский поход Суворова и началась перегруппировка войск для дальнейшего движения в северном направлении. Предстоял нелегкий путь. Армия, которой командовал Суворов, была вынуждена перебраться из северной части Апеннинского полуострова в Швейцарию, чтобы соединиться с находящимся близ Цюриха корпусом под командованием генерала от инфантерии Римского-Корсакова. Там русские войска противостояли в четыре раза превосходящим силам французов. Но переход Суворова через Альпы казался почти невыполнимой задачей. Труднопроходимые горные перевалы надежно контролировались войсками противника.

Более чем двадцатитысячная армия с обозами и артиллерией должна была быть проведена через самые крутые склоны. Особую сложность представлял подъем на перевал Сен-Готард и так называемый Чертов мост – высокую и узкую каменную арку без ограждения над горным потоком с порогами и водопадами. Здесь и состоялось одно из легендарных сражений военной кампании. Естественное природное препятствие практически полностью контролировалось противником и было почти непреодолимым, но Суворову удалось добиться успеха.

Благодаря военной хитрости Суворова  русским войскам удалось обойти мост и атаковать противника с тыла. Полком генерала Каменского, завершил  тактический маневр глубокого обхода и обратил французов в бегство. Французы даже не успели до конца разрушить арку моста. Русским солдатам удалось восстановить переправу, закрыв брешь на мосту с помощью бревен разрушенного сарая и ремней от своих боеприпасов.

До наших дней Чертов мост не «дожил», увидеть можно лишь его руины. Туристы прокладывают сегодня маршруты по другому мосту, но с тем же названием. В скале напротив «моста дьявола» высечен огромный каменный крест, а небольшой участок земли, на котором он расположен, подарен России Швейцарией и считается российской территорией.

Памятник русским войскам в Швейцарских Альпах / Источник: rg.ru 

Пожалуй, это был самый яркий эпизод всего перехода Суворова через Альпы, но далеко не единственный. В экстремальных погодных условиях, часто по пояс в снегу, преодолевая по узким горным тропам крутые повороты и перевалы, русская армия упорно продвигалась к своей цели. По дороге она потеряла около трети своего личного состава, и переход Суворова закончился окружением. Корпус Римского-Корсакова, на соединение с частями которого двигался Суворов, к тому времени был разбит и вынужден был отступить. Это позволило французам закрыть все выходы из Мутенской долины.

Но даже в этом каменном мешке и в кажущейся безнадежной ситуации, осложненной к тому же вероломным предательством австрийских союзников, Суворов сумел найти выход. Перегруппировав силы, он пошел в отчаянную атаку и разгромил противника. Переправа Суворова через Альпы завершилась прорывом из Мутенской долины и вошла в историю.

В отсутствие необходимой для наступления поддержки со стороны австрийцев русские войска были вынуждены отступать через тяжелую гористую местность, в частности, через известный перевал Паникс, покрытый ледником. Как отмечали потомки, эта кажущаяся на первый взгляд неудачная компания принесла русским войскам больше чести, чем самая блистательная победа. За этот поход Александр Васильевич Суворов был удостоен от императора Павла I звания генералиссимуса.  Его действия как полководца. стали классикой военного искусства и вошли в мировые учебники по военной стратегии и тактике.

Легендарный поход русской армии в Швейцарии помнят и сегодня. В местах исторических сражений и тех кантонах, через которые прошла армия Суворова, установлены мемориалы и часовни в честь русских воинов. В ряде швейцарских городов созданы частные музеи Суворова. Самый большой из них находится в городе Ридерн. Его коллекция состоит из ядер, штыков, солдатских пуговиц и пряжек,
найденных на местах сражений с помощью металлоискателя.

Памятник Суворову на перевале Сен-Готард / Источник: rg.ru

Маршрут автопробега «Суворов» будет выстраивается по стопам следам движения великого полководца. Отправной точкой станет итальянский город Варезе, находящийся чуть севернее Милана. Далее участники автопробега продолжат движение на север через перевал Сен-Готард, а затем по территории Швейцарии, где остановятся возле музея Суворова в Лентале. Участники автопробега финишируют в Цюрихе, до которого Суворову, к сожалению, дойти не удалось. Маршрут автопробега не полностью повторяет все переходы русской армии, поскольку многие перевалы по-прежнему неприступны,  преодолеть их на автомобиле невозможно.

«Удивил – значит победил!», – говорил Александр Суворов, поэтому пробег будет осуществляться на советских ретро-автомобилях, представляющих в Европе гораздо большую редкость, чем дорогие спорткары. Состав экипажа также определяется по суворовскому принципу – «не числом, а умением»: из Москвы в пробег отправятся 6 автомобилей, в числе которых ГАЗ 20 Победа 1955 года. Еще несколько автомобилей из частных коллекций прибудет в строй на месте старта. Общая дистанция маршрута составлит порядка 460 км.

Переход Суворова через Чёртов мост. Художник А. Е. Коцебу

Организаторы автопробега заявили о своем желании продолжить в будущем проведение подобного рода проектов и выразили надежду на их успех и поддержку среди широких слоев населения.

 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати