НА ЮГЕ ГЕРМАНИИ в земле Баден-Вюртемберг, севернее Боденского озера, есть городок Вайнгартен. Недалеко от него - небольшой лес, уже более 200 лет известный у местных жителей как "русский". На его окраине, среди деревьев - холм. На ухоженной площадке на холме, к которой ведет гранитная лестница, камень высотой более двух метров. На нем высечены православный крест и надписи на русском и немецком языках: "Суворовским чудо-богатырям". У подножия холма другой камень поменьше в виде православного креста с русским и немецким текстом: "Здесь покоятся суворовские чудо-богатыри. 1799".
Какими судьбами оказались здесь суворовские солдаты? Почему около 2 тыс. русских и австрийцев погребены здесь? И почему так долго могилы героев, совершивших беспримерный швейцарский поход, были нам неизвестны?
Европа конца XVIII века представляла собой почти сплошной театр военных сражений: одна военная кампания следовала за другой. Наполеоновская Франция теснила позиции монархических режимов европейских стран. Последние сопротивлялись, создавая различные по составу стран коалиции. В 1798 году российский император Павел I выступил инициатором создания антифранцузской группировки, в которую вошли Россия, Великобритания, Австрия, Турция, Неополитанское королевство.
Согласно общему плану, военные действия против "республиканской гидры" должны были вестись на территории Нидерландов, Германии, Швейцарии, Италии. Верховное командование российско-австрийскими войсками было поручено А.В.Суворову. Сделано это было по настоятельной просьбе австрийской стороны. Российский полководец был уже известен в Европе своими военными достижениями, в том числе по предыдущей кампании. В результате его смелых и энергичных наступательных операций Франция к концу 1799 года лишилась большей части территориальных завоеваний периода 1796-1797 годов. "Виной тому был практически один только старый рыцарь без страха и упрека - русский фельдмаршал Александр Суворов" - говорится в энциклопедическом издании "Всемирная история войн" авторства Р.Эрнеста Дюпюи и Тревора Н.Дюпюи1.
Отношения А.В.Суворова с австрийскими союзниками, пышно приветствовавшими его в Вене, но требовавшими от него следованию своим правилам ведения военных операций, были достаточно сложными и даже конфликтными. Австрийский военный совет, который отдавал ему соответствующие распоряжения и требовал их исполнения, А.В.Суворов, острый, как всегда, на язычок, характеризовал невежественным, с "неискоренимой привычкой битым быть".
После успешного и быстрого освобождения Северной Италии дворы Санкт-Петербурга и Вены намеревались изгнать французов из Швейцарии с дальнейшим маршем на Париж. Для этого в Гельвецию с севера подтягивался корпус А.М.Римского-Корсакова. Союзники, хотя и объединились ради единой политической цели, преследовали различные интересы, что сказывалось и на принятии военных решений. Одно из них касалось переброски также российских войск из Италии в Швейцарию. А.В.Суворов, получив это указание, понял, что его военные планы, успешно до этого реализованные, перечеркнуты и плоды его побед в Верхней Италии украдены австрийскими союзниками.
Австрийский двор, добившийся от Павла I перевода А.В.Суворова в Швейцарию, предательски вывел оттуда почти все свои войска, не дожидаясь прибытия русского фельдмаршала. Историки отмечают, что подобное решение имело роковые последствия для хода всей швейцарской кампании. Российские войска под командованием А.В.Суворова, идущие из Италии в Швейцарию, и корпус А.М.Римского-Корсакова, двигающийся туда же с другой стороны, не успевали воссоединиться, чтобы затем объединенными силами вести военные действия против французской армии. Они оказались в сложном положении, их снабжение, которое должно было обеспечиваться австрийской стороной, было отвратительным. Французские войска, воспользовавшись сложившейся ситуацией, перехватили инициативу и 14-15 сентября разгромили А.М.Римского-Корсакова и оставшийся корпус австрийцев Линкена. А.В.Суворов остался в Швейцарии один, закупоренным в долине, выходы из которой контролировались французами.
Изнуряющий переход с боями через Альпы маленькой армии Суворова, лишенной продовольствия и артиллерии, и решительные победоносные действия фельдмаршала принесли ему всемирную славу. Впоследствии французский военноначальник Андрэ Массена говорил, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова. Следуя приказу Павла, выйдя из Швейцарии в Германию, полководец отправляется в Россию. Историки отмечали, что железной воли А.В.Суворова хватило, чтобы вывести войска из окружения, но ее не было достаточно, чтобы далее продолжить наступление на французов.
В своей небольшой, но очень содержательной книге "Как русские шли через Альпы" немецкий исследователь Вилли Биркенмайер скрупулезно прослеживает путь возвращения войск А.В.Суворова в Россию из Швейцарии через южные немецкие земли. Во введении он отмечает, что в 1799 году впервые в европейской истории российские войска появились в странах Западной Европы не как завоеватели, а по ясно выраженной воле соответствующих правительств. В исторической памяти европейцев фигура русского генерала А.В.Суворова оценивается по-разному, отмечает автор, в Германии он забыт, в Швейцарии же его имя знает каждый школьник. Здесь он воспринимается как освободитель от французского господства. "И хотя в Южной Германии могло бы быть достаточно оснований для благодарности суворовской армии, российское присутствие здесь в 1799 году находится в забвении"2.
В.Биркенмайер объясняет это тем, что в течение последних 200 лет российско-германские отношения характеризовались в большей мере (до 1989 г.) как конфронтационные, а не базирующиеся на сотрудничестве и кооперации. Видимо, уместна некоторая коррекция данного авторского утверждения. В целом ряде баварских городов на зданиях, где останавливался А.В.Суворов по пути в Россию, установлены памятные знаки. Наши современники также не забыли его заслуг. Однажды во время приема в баварском парламенте для глав консульского дипломатического корпуса один из сотрудников Ландтага спросил меня: знаю ли я, что в здании парламента Баварии есть зал с изображением знаменитых людей и среди них портрет А.В.Суворова? Я, естественно, попросил показать и был препровожден в зал, включили свет: я увидел фигуру в полный рост "генерала А.Суварова" (так звучит в немецкой транскрипции). Но с В.Биркенмайером отчасти можно и согласиться: сегодняшним и российским, и немецким современникам не мешает освежить историческую память.
Изнуряющий переход через зимние Альпы и кровопролитные битвы с французами обошлись дорого: суворовские войска потеряли треть своего состава. В Линдау, пограничный баварский город со Швейцарией на Боденском озере, в октябре 1799 года пришло 15-16 тысяч из первоначальной численности в 21 тысячу. Предстоял длинный путь в Россию: через баварские города Мемминген - Аугсбург - Регенсбург. Далее - в направлении Праги. Такой маршрут упоминается в разных исторических описаниях похода, в том числе и у В.Биркенмайера.
Однако в некоторых исторических записях, достоверность которых неизвестна и может быть сомнительной, фигурирует и Вайнгартен. Из них следует, что те дни по долине Рейна спустился из города Кур Суворов и через Линдау и Равенсбург прибыл в Вайнгартен. Остановился на почтовой станции. Но сначала прибыли квартирьеры. Из помещения велено было вынести все зеркала, картины, кровать и перины. Поставили для Суворова жесткую койку. Затем появился сам Суворов на тройке с казачком на облучке. Полководец был укутан в темную шинель. Шляпа с перьями лежала у него на коленях. Острые черты лица, совершенно седые волосы, орлиный взгляд. На рассвете опять сел в кибитку и окруженный казаками отбыл в Мемминген. В течение нескольких суток проходили через Вайнгартен русские войска, следуя за своим полководцем.
Авторитетными источниками и биографиями А.В.Суворова не подтверждается, был ли он в Вайнгартене. Не исключено, что в городок близ Линдау были отправлены раненые и изможденные солдаты, среди которых начались массовые заболевания (холера, дизентерия и др.), не способные идти далее. Очевидно, было принято решение оставить их в каком-либо монастыре, как это делали с ранеными в Швейцарии при переходе через Альпы. Выбор пал на большую католическую базилику Вайнгартена. Монахам, чтобы те ухаживали за оставленными там больными, был подарен сундук золота. Все монастырские строения и проходы были забиты ранеными и умирающими. От сильного холода согревались тем, что стелили солому, а на дворах жгли громадные костры. Умерших хоронили в стороне от селения.
Из воспоминаний местного жителя Йохана Баптиста Пфлуга, хранящихся в летописной книге в городской ратуше: "Русские с большим уважением относились к своим покойникам, чем австрийцы. Австрийцы бросали трупы в большой ящик, отвозили на место погребения и сваливали их в общую яму… Русские не так. Для каждого солдата сколачивали они гроб из хорошо выструганных досок. Священник кропил гроб святой водой. Умерших их товарищи относили на кладбище, неся гроб на руках на расстоянии получаса ходьбы. Засыпая могилу руками, следили, чтобы на гроб не попадали камни, а только мягкие комья - чтобы "легка была " земля павшему на чужбине воину. Выровняв могильный холм, укрепляли его крупными камнями. И над каждой могилой ставили ровно сделанный крест…" Могил этих уже давно нет. На их месте раскинулся "Русский лес".
Есть сведения, что уже в начале XIX века в "Русском лесу" в память о суворовских солдатах был установлен камень, впоследствии снесенный французами в 1850 году. Сегодняшний камень установлен 14 ноября 1948 года русскими эмигрантами бывшими военнослужащими царской армии. Не исключено, что речь может идти о советских военнопленных, оставшихся в западной зоне оккупированной Германии. Вообще русские эмигранты старались не забывать эту частицу русской истории. В частности, к камням водили отряды русских скаутов, проводились богослужения.
Происхождение камня рядом поменьше в виде православного креста пока неизвестно. Метрах в десяти от него третий - австрийский камень.
Своеобразный небольшой мемориальный ансамбль из этих трех камней находится в хорошем состоянии, уход за ним (уборка мусора, посадка цветов) добровольно осуществляет местная жительница В.Пфунд из числа российских немцев. Надлежащее внимание уделяется властями города, всегда проявлявшими к "Русскому лесу" должное отношение. На пасху и по другим праздничным дням у памятников собираются наши соотечественники. Богослужения проводят священники Русской зарубежной православной церкви из Мюнхена. От них, а именно от протодьякона О.Кобро в 2003 году генконсульство в Мюнхене узнало о существовании "Русского леса". Таким образом, благодаря РПЦЗ захоронение суворовских воинов вернулось для России из небытия.
18 мая 2003 года в годовщину смерти А.В.Суворова на торжественной церемонии у памятника присутствовали представители правительства земли Баден-Вюртемберг, руководства Вайнгартена во главе с обербургомистром, вооруженных сил Германии, России, Австрии и Франции, сотрудники генконсульства России в Мюнхене, священники зарубежной православной церкви, многочисленная группа горожан, в том числе российских соотечественников, и т.д. После молебна состоялось возложение венков, несколько позднее открыт красиво оформленный щит с информацией о суворовском походе.
Историческая память конкретна. Воинские подвиги русских солдат под командованием А.В.Суворова не должны ограничиваться сугубо героическим переходом через Альпы, они заслуживают того, чтобы быть восстановленными в полной мере, в том числе и в "постшвейцарском" измерении. "Русский лес" на юге Германии - лишь малая часть богатой истории российско-западноевропейских отношений, но все-таки найденное захоронение заслуживает того, чтобы не оказаться в забвении.
1 Дюпюи Р. Эрнест, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн. Книга вторая, 1400-1800 годы. СПб. М., 1997, с. 792.
2 Birkenmaier W. Als die Russen uber die Alpen kamen. (Der Marsch Suworows durch Suddeutschland im Jahre 1799). Hamburg, 1999.