Институт Латинской Америки РАН выпустил новую интересную и полезную, и в то же время полемичную, книгу – сборную монографию, в которой рассматривается проблема роли культурной идентичности в географических рамках ибероамериканского культурного ареала в контексте новых исторических условий, требующих переосмысления самого концепта «идентичность». (Ибероамерика: роль культуры в формировании и эволюции национальной идентичности. / Отв. ред. Константинова Н.С. – М.: ИЛА РАН, 2022. – 244 с.).
Книга состоит из Предисловия, пяти глав и Заключения. О чем идет речь в главах? Чтобы это понять, приведу их названия и авторов. Предисловие и Заключение написаны Наталией Константиновой. Главы же таковы: «Культура как способ бытия Латинской Америки. Характер и формы культурной детерминации латиноамериканской действительности» (Я.Г. Шемякин), «Испания и Латинская Америка: архитектура как идентичность региона, изобразительное искусство как нарратив и перформанс нации». (Н.А. Шелешнева-Солодовникова), «Историческое формирование и эволюция индихенизма в творчестве композиторов Латинской Америки». (В.Р. Доценко), «Историческое прошлое в кинематографе Испании в ракурсе проблем формирования национальной идентичности». (Л.В. Ростоцкая), «Африканский культурный компонент как фактор формирования национальной идентичности стран Ибероамерики». (В.А. Кузнецова).
Как считают авторы книги, тематика находится в числе лейтмотивов современного гуманитарного научного дискурса как в нашей стране, так и за рубежом, так как речь идет о глубинных пластах в структуре личности, соединяющих отдельного человека с социальным сообществом сограждан в плане синхронии, а также связывающих его с историческим прошлым того или иного сообщества в плане диахронии. Иными словами (выходя за пределы собственно культурологии) речь идет об основах самосознания, интегрирующего нацию в единое целое. Свои теоретические выводы авторы иллюстрируют конкретными примерами, взятыми из культурной реальности государств Ибероамерики, их прошлого и настоящего.
Интерес к проблеме культурной идентичности обусловлен целым факторов, в числе которых – глобализация с ее неоднозначным, противоречивым характером, переосмысление в новых исторических условиях самого концепта «идентичность», кризисные явления в современной культуре и ряд других, выходящих за рамки собственно культурологии, отмечает в предисловии Наталия Константинова. Впрочем, продолжает Наталия Сергеевна, в этой книге конкретно рассматривается одна из составляющих феномена идентичности, а именно национальная идентичность в географических рамках ибероамериканского культурного ареала. Эта тематика находится в числе лейтмотивов современного гуманитарного научного дискурса как в нашей стране, так и за рубежом, включая иберийские и латиноамериканские страны.
В основе же культурной самоидентификации, считает автор, лежит ощущение принадлежности к определенной нации как некому сообществу, имеющему общие отличительные черты.
Национальная идентичность – полисемантический концепт, включающий в себя политическое и социокультурное измерения, которые порой противостоят друг другу.
Знакомство с необъятной научной литературой по этой теме свидетельствует о том, что и сегодня не существует единого, общепринятого определения феномена национальной идентичности. На наш взгляд, отмечают авторы, одна из наиболее удачных из них принадлежит российскому культурологу Н.А. Хренову. «Национальная идентичность – пишет он – это чувство нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком».
Элементарная логика подсказывает, что говорить о национальной идентичности можно только в том случае, если существует ее носитель, а именно, нация. Об этом пишет Наталия Константинова. А учитывая, что и в иберийских, и в латиноамериканских странах нации, хоть и в разное время, сформировались, подобный дискурс правомерен.
Практически все исследователи единодушны в том, указывает Наталия Константинова, что в условиях новых моделей социальных связей, порожденных глобализацией, национальная идентичность характеризуется динамизмом и нестабильностью, усилением так называемой «изначальной» идентичности, которая обычно характеризуется как «традиционная» и включает в себя фольклорную культуру, религиозные и иные духовные ценности.
Любой дискурс, касающийся судеб идентичности в современную эпоху не обходится без темы кризиса идентичности. Сам этот феномен далеко не нов, а, следовательно, его следует рассматривать, как один из очередных в череде предшествующих, размышляет в книге Наталия Константинова. Главная же отличительная особенность состоит в том, что на этот раз кризис обусловлен беспрецедентным размахом процессов глобализации, ставшей своего рода маркером нашего времени…
И гарантом сохранения национальной идентичности выступает именно культура, что подтверждается бесчисленным числом примеров из ибероамериканской реальности. Национальная идентичность выступает в роли своего рода ориентира на пути развития нации, являясь с одной стороны, результатом предшествующей эволюции, а, с другой, вектором последующего развития. Многие исследователи подчеркивают роль творческой интеллигенции в создании дискурса национальной идентичности: писателей, музыкантов, художников…
Проанализировав на примере ибероамериканских стран вопрос о роли культуры в процессе формирования и эволюции национальной идентичности, авторы делают ряд выводов. Главный из них состоит в том, что данная тематика не только не утратила своей актуальности в современную эпоху, но, напротив, требует повышенного внимания, так как помогает искать и нередко находить ответы на многие вопросы современности, выходящие за рамки сферы культуры. Именно идентичность соединяет между собой звенья триады «личность – общество – культура»…
…По словам ответственного редактора этой книги Наталии Сергеевны Константиновой, изложенным в одной из своих статей вне этой книги, но которые, как мне представляется, важно добавить, одним из серьезных препятствий для осуществления успешного культурного сотрудничества России и государств Латинской Америки, несомненно, является их географическая удаленность. Иногда ее удается преодолеть, но порой возникают серьезные, в частности, логистические трудности. Особенно в сегодняшних условиях. В подобных случаях на помощь приходит виртуальное пространство с его новыми технологическими возможностями, которые год от года увеличиваются по мере дальнейшего развития и цифровизации в самом широком смысле. И тут интернету принадлежит первостепенная роль. Многие традиционные формы культурного обмена, например, фестивали музыки и кино, конференции, семинары, обучающие программы, с успехом реализуются в онлайн-формате. Это относится и к познанию перипетий эволюции национальной идентичности в далекой Латинской Америке...
Что касается представленной на суд читателей монография, то она рассчитана как на специалистов - культурологов, искусствоведов, политологов, этнографов, так и на широкий круг читателей. И, следует отметить, что авторы книги о роли культуры в формировании и эволюции национальной идентичности стран Ибероамерики блестяще достигли поставленных ими сложных целей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs