В западных комментариях стала чаще звучать мысль о возможности расширения «Четырёхстороннего диалога по безопасности» в Индийско-тихоокеанском регионе (ИТР), известного по аббревиатуре QUAD. Причем уже не только за счет Южной Кореи, но теперь еще Великобритании и Франции. В какой мере подобное развитие событий отвечало бы интересам ключевого участника «Диалога» - Индии?
Покинув Евросоюз, Лондон настойчиво ищет для себя «новую глобальную роль». В марте 2021 года Даунинг-стрит опубликовала Комплексный обзор по вопросам безопасности, обороны и внешней политики, основополагающий документ, формулирующий доктринальные подходы страны после выхода из ЕС. В регионе ИТР Соединенное Королевство контролирует и поддерживает достаточно разветвленную военную инфраструктуру. В декабре прошлого года глава МИД Великобритании Доминик Рааб обозначил Индию в качестве «ведущего стратегического партнера» в эпоху после Брекзит. При этом Великобритания прямо заявляет, что хотела бы присоединиться к QUAD во имя «сдерживания» не только Китая, но и России – давнего друга и стратегического партнера Индии.
Франция также рассматривает себя в качестве «де-факто» индо-тихоокеанской державы. Ее заморские департаменты и зависимые территории расположены как в Индийском океане, так и в Тихом. В них проживает более 1 млн. 700 тысяч французских граждан. Исключительная экономическая зона Франции в ИТР простирается на 9 млн. квадратных километров и является «второй по размерам в мире». Париж также поддерживает в регионе значительное военное присутствие. Британские и французские военно-морские силы всё чаще принимают участие в совместных региональных маневрах военными из стран-членов QUAD, включая Индию.
Южная Корея стала активнее заявлять о готовности присоединиться к QUAD после прихода к власти в мае нынешнего года президента Юн Сок Еля. Он уже заявил о желании «рассмотреть вопрос [присоединения к QUAD] в положительном ключе», судя по всему, по аналогии с тем, как Южная Корея стала «регулярным гостем» встреч «Большой семерки». В ходе предвыборной кампании, Юн критиковал своего предшественника за нежелание «занять твердую позицию по ряду вопросов, «которые вызывают напряженность в отношениях Вашингтона и Пекина». По словам нового южнокорейского лидера, его страна должна отбросить «робость», а также свою «подозрительно молчаливую» позицию в отношении «авторитарных сил», в пользу «лидирующей роли» по основным международным проблемам.[i]
И здесь, можно предположить, возникает первое, с точки зрения индийских интересов, противоречие. Отношения потенциальных новичков QUAD как с рядом его нынешних участников, так и между собой, отмечены глубокими противоречиями. Отношения между Парижем и Канберрой сильно обострились после отказа Австралии от многомиллиардного контракта на закупку французских подводных лодок в пользу поставки из США, а также присоединения Австралии к американо-британскому военному пакту AUKUS. Исторически «далеки от идеальных» отношения между Южной Кореей и Японией. А франко-британские связи испытывают всё большее напряжение вследствие обострения противоречий между Лондоном и ЕС.
С сугубо практической точки зрения, возникает угроза, что дипломатический ресурс QUAD будет серьезно отвлечен на модерацию разногласий между членами более широкой коалиции, что неизбежно снизит эффективность всей организации. Прежде всего, с точки зрения Индии, главный интерес участия которой в QUAD состоит в противодействии «напористости Китая». В заявлении по итогам недавнего саммита «Четырехугольника», прошедшего в Токио, уже упомянут вопрос денуклеаризации Корейского полуострова. В случае присоединения Сеула, его значение в повестке QUAD возрастет еще больше. А эта «тема» способна породить новую линию напряженности в индийско-китайских отношениях.
Другой насущный вопрос - готов ли Запад защищать фундаментальные индийские интересы? Соединенные Штаты неустанно призывают Нью-Дели как можно скорее сократить военно-технические связи с Россией. Однако сами американцы либо отказываются продавать Индии ряд наиболее современных систем вооружений. Либо заламывают непомерно высокую цену. А принимая решение о поспешном выводе своих войск из Афганистана, Вашингтон просто поставил индийцев перед крайне неприятным фактом, усилив позиции их стратегического противника Пакистана.
Возможный приход Лондона и Парижа в QUAD усилит попытки «подключить» Индию к противостоянию коллективного Запада с Россией. Западные политики и комментаторы не жалеют эпитетов, критикуя очень сдержанную и взвешенную позицию Нью-Дели в отношении украинского кризиса. В начале марта представители Госдепартамента США заявляли в Конгрессе о том, что администрация Байдена даже «прорабатывает вопрос» введения санкций против Индии, чтобы «наказать» своего номинального «союзника» за нежелание осудить Москву.
Дело в том, что именно проблема одновременного «сдерживания» и Москвы, и Пекина, всё больше тревожит западных стратегов, поскольку они хорошо видят, как сокращаются военные и экономические возможности Америки и, особенно, Европы. В этом контексте географические, природные и мобилизационные ресурсы, которыми располагает Нью-Дели, видятся Западу как важнейшее подспорье в реализации планов недопущения дальнейшего усиления геополитического альянса России и Китая.
В начале июня ТАСС сообщило, со ссылкой на телеканал NHK, что японский премьер-министр Фумио Кисида «рассматривает возможность участия» в саммите НАТО, который пройдет в конце июня в Мадриде. Ряд российских комментаторов предполагает, что уже в ходе мадридской встречи на высшем уровне могут быть объявлены планы трансформации альянса «в глобальный военный союз» для противодействия Москве и Пекину, который мог бы, со временем, включить в свои ряды Южную Корею, Японию и Австралию. А в перспективе, сделать «реверансы» и в адрес Нью-Дели.
С другой стороны, показателен тот факт, что нынешний участник QUAD, Япония, и потенциальный, Южная Корея, вошли в ноябре 2020 года в число учредителей торгово-финансового соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), ведущую роль в создании которого сыграл Китай. Тем самым, Пекин недвусмысленно посеял сомнения в жизнеспособности «Четырехугольника». Нью-Дели, в свою очередь, вышел из переговоров по ВРЭП незадолго до их окончания. Во многом - под влиянием опасений оказаться «на вторых ролях» на фоне КНР.
Волей-неволей, индийской стороне предстоит сформулировать понимание относительно надежности существующих и потенциальных партнеров по QUAD именно с точки зрения того, можно ли на них положиться в политике Индии на главных для нее направлениях. Ведущие страны Запада видят в Индии, в первую очередь, рычаг давления на Пекин, в том числе, в контексте торга вокруг лучших условий торговли Америки и Европы с Китаем. Следует помнить, что, к примеру, товарооборот между ЕС и КНР в 2021 году превысил аналогичные показатели между ЕС и Индией, по данным Eurostat, почти в девять раз.[ii] Но у Китая в этом торге довольно сильные позиции.
Индия, в свою очередь, нуждается в инвестициях, в развитии инфраструктуры, импорте передовых технологий, а также в природных ресурсах. Но в случае QUAD, основная цель, с точки зрения Вашингтона, отнюдь не помощь странам-членам в социально-экономическом развитии. Гипотетическое расширение торговых связей с нынешними и потенциальными новыми западными членами «квартета» может оказаться легко сведено на нет дополнительными расходами, которые Индии придется нести в области военных проектов, не имеющих прямого отношения к защите ее собственных интересов и безопасности. Нельзя исключать, что формат QUAD и вовсе задуман Вашингтоном в контексте формирования своего рода американо-китайской биполярности. Между тем, возможность появления подобной архитектуры международной системы как раз вызывает в Нью-Дели наибольшую тревогу.
Демонстративный геоэкономический эгоцентризм Запада, наряду с выходом Китая на роль одного из двух ведущих акторов нового миропорядка, ставят перед Индией непростые вопросы. Развитие отношений на всех важных направлениях и отказ от стратегических коалиций – традиционная парадигма внешней политики Нью-Дели на протяжении десятилетий. Индия старательно пытается избежать ситуации, в которой пришлось бы выбирать сторону в холодной войне между США и Китаем.
Западная идея «оторвать» Индию от России также крайне контрпродуктивна с точки зрения долгосрочных индийских интересов. Дальнейшее укрепление и диверсификация связей с Россией является одним из важных факторов на пути обретения Индией полновесного ранга великой державы. Москва и Нью-Дели обладают потенциалом кардинального расширения партнерского взаимодействия в решении самых разных вопросов – «от высоких технологий и обороны, до строительства современной инфраструктуры и снижения уровня бедности». Наконец, в ситуации, когда ведущим торговым партнером Индии уже являются США, развитие взаимовыгодных связей с Москвой позволяет Нью-Дели балансировать отношения с другими ведущими центрами силы. Не удивительно, что, несмотря на все требования американцев и европейцев осудить Москву, Индия занимает сдержанную и конструктивную позицию. А торгово-экономические связи двух старых партнеров расширяются буквально день ото дня.
В целом, Индия по-прежнему имеет основания рассматривать себя в качестве государства, которое во многом «определит, в каком направлении сдвинется геоэкономический маятник» в международной системе. Вместе с тем, пока остается неясно, насколько готова Индия гармонизировать свои интересы между проектами Большой Евразии и ИТР с учетом фундаментальных геополитических противоречий между ними. Это непростая для нее проблема. При этом несомненно, что, если Индия желает оставаться в числе держав, которые будут устанавливать правила в XXI веке, индийской внешней политике необходимо долгосрочное стратегическое видение и динамичное развитие отношений с теми центрами силы, которые заинтересованы в укреплении международного миропорядка, основанного на равноправном балансе сил в мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs