ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

17:08 24.02.2022 •

Бог, богатство и недвижимость

Мировые религии сталкиваются с «постпандемической» расплатой. Многим необходимо продать свою собственность; некоторые ветви должны объединяться.

8 января 2022, Берлин

Давайте

Спросите викария, раввина или имама о самой большой проблеме, стоящей перед его или ее общиной, и необходимость укрепления духовных ценностей в светском мире сорвется с языка. И все же мировые религии сталкиваются с равной по остроте, но иной проблемой: как остаться на плаву в материальном, конкурентном смысле. В религии, как и везде, Covid-19 помог выявить победителей и проигравших. Церкви, которые успешно справлялись с нуждами своих паств и до пандемии, зачастую процветали, поскольку люди больше беспокоились о смерти, — и в условиях изоляции нашли больше свободного времени для богослужений и молитвы.

Но церквям, которые и без того испытывали сложности, стало еще труднее сохранять свои общины. Пандемия ускорила переход к онлайн-сервисам, дав многим из некогда верующих повод перестать приходить на службы. Многие религиозные учреждения закрыли свои двери на ночь, переведя службы в Zoom. Теперь же, когда их помещения вновь открываются, они не знают, сколько верующих вернется. Если, как представляется вероятным, вернется меньше людей, две тенденции, которые намечались и раньше, могут усилиться. Многие религиозные организации будут избавляться от своей невостребованной собственности. И все больше церквей объединятся.

Экономисты долгое время анализировали религиозные группы так, как если бы они были бизнес-предприятиями. В 1776 году шотландец Адам Смит в книге “Богатство народов” заявил, что церкви - это предприятия, подобные мясным лавкам, пекарням и пивоварням. На свободном и конкурентном рынке, где они рассчитывают на пожертвования и волонтеров, чтобы свести концы с концами, духовенство должно действовать с “рвением” и “усердием”, чтобы заполнить свои скамьи. Слияния, поглощения и банкротства неизбежны.

Сегодня религиозный рынок постоянно меняется, возможно, сильнее, чем когда-либо.

Что касается спроса, то церкви в западном мире страдают от глобальной секуляризации, которая началась еще задолго до пандемии. Даже в Америке, самом наглядном примере богатой страны, которая процветала наряду с религией (некоторые полагают, что благодаря ей), доля граждан, определяющих себя как христиане, снизилась с 82% в 2000 году до менее чем 75% в 2020 году. Согласно последнему опросу World Values Survey, глобальной сети, чей секретариат находится в Австрии, около 30% американцев заявляют, что посещают религиозную службу не реже одного раза в неделю. Это очень высокий показатель по сравнению с другими богатыми странами, но и он неуклонно снижается с 45% на рубеже тысячелетий.

Что касается предложения, то конкуренция, как правило, обостряется там, где правительства не диктуют, какой религии должны следовать люди. Джон Гордон Мелтон из Университета Бейлора в Техасе подсчитал, что в Соединенных Штатах действует около 1200 христианских конфессий, наряду с множеством других вероучений. Чтобы заинтересовать своих прихожан, они должны делать богослужение привлекательным во всех отношениях. Три четверти американцев, согласно опросу Гэллапа, считают важным фактором музыку; 85% находят заманчивой социальную активность. По выражению Роджера Финка из Университета штата Пенсильвания, ключ к плюрализму заключается не в том, чтобы существовало “больше религий”, а в том, чтобы они “совпадали” со вкусами потребителей.

Covid подстегнул нововведения в церквях по всему миру. Христианский центр Milton Keynes в Великобритании, например, разработал курсы религиозного образования и молитвенные группы как в онлайн, так и в очных форматах. Он обеспечивает продовольственный банк и открыл то, что называет “сенсорными апартаментами” (“успокаивающее, умиротворяющее пространство”) для детей с трудностями в обучении. “Церквям приходится пересматривать свои стратегии служения, чтобы убедиться, что они соответствуют нашей сегодняшней культуре”, - утверждает Тони Морган, основатель The Unstuck Group, церковной консалтинговой компании, консультирующей приход в Милтон-Кейнсе и базирующейся в Атланте.

Однако, многие церкви не смогли пойти в ногу со временем. Их духовенство не выходило в Интернет в период локдауна - либо потому, что им не хватало технологий, либо потому, что им не нравилась эта идея. Некоторые не спешат открывать свои двери. Между тем, потоковое вещание служб облегчило прихожанам “церковный переход”. В опросе действующих христиан в Америке в 2020 году, выполненном Barna Group – организации, проводящей всемирные религиозные исследования, - 14% прихожан поменяли церковь, 18% посещали более одной церкви, 35% посещали только свою «допандемическую» церковь, а 32% вообще перестали посещать церковь.

Важным шагом для любой церкви, независимо от того, испытывает ли она трудности или процветает, является приведение в порядок своих бухгалтерских книг, а это в настоящее время неизменно означает упорядочение ее имущественного портфеля. Организованная религия сражается с теми же преградами, с которыми сталкиваются владельцы «уставших» торговых центров и пустующих офисов, поскольку бизнес выходит в Интернет. Неужели им просто стоять в стороне и наблюдать, как сокращается число прихожан? Если нет, то как им распределить свои активы?

Приобретайте недвижимость

На протяжении веков религии накапливали материальные богатства в форме собственности. Ватикану принадлежат тысячи зданий, некоторые из которых находятся в самых шикарных районах Лондона и Парижа. Церковь Сайентологии владеет лучшими адресами в Голливуде стоимостью 400 миллионов долларов, замком в средневековом стиле в Южной Африке и особняком 18 века в Сассексе, Англия. Ват Пхра Дхаммакая - храм, которым владеет самая богатая секта буддистов Таиланда, - может похвастаться залами для медитаций по всему миру. Остается загадкой, какой суммой располагает Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, более известная как церковь мормонов; говорят, что она владеет американскими инвестициями на сумму 100 миллиардов долларов, включая ранчо для крупного рогатого скота, тематический парк на Гавайях и торговый центр рядом со своим храмом в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Более мелкие религиозные институты также зависят от собственности в плане своего материального богатства.

Храмы, синагоги и мечети с опаской наблюдают за ростом цен на недвижимость. Это становится еще более важным фактором по мере того, как падает официальная посещаемость религиозных мероприятий, а вместе с ней и объемы пожертвований. За последнее десятилетие церковные здания в Великобритании закрывались со скоростью более 200 в год. Еще сотни могут быть проданы или снесены в ближайшие несколько лет. Даже в Америке десятки тысяч зданий рискуют навсегда закрыть свои двери. За последние два десятилетия закрылась примерно треть американских синагог.

Эту тенденцию подтверждает церковь Святой Марии в Берлине – огромное готическое строение из красного кирпича. Она полна фресок и каменных барельефов, датируемых веками. Но ее скамьи, однако, пусты. Число прихожан сокращается со времен второй мировой войны. Лютеранский пастор этой церкви Грегор Хохберг рассказывает, что у молодых берлинцев все еще есть “религиозные потребности”, но они восполняют их на занятиях йогой и в группах медитаций. Общественность, по его словам, не осознает, что церковь приветствует гомосексуальные семьи и что многие пасторы - женщины. Отец Хохберг также утверждает, что большинство немцев находят церковь устаревшей.

В то же время, стремительно растущие во всем мире расходы на коммунальные услуги и срочный ремонт становятся непомерно высокими. Англиканская церковь заявляет, что ей потребуется 1 млрд фунтов стерлингов (1,3 млрд долларов) — это более чем в семь раз превышает ее годовой доход в 2020 году — на ремонт в ближайшие пять лет. За последние 30 лет английские церкви закрывались с угрожающей скоростью. В Америке расходы на содержание зданий составляют более четверти церковных бюджетов. При этом считается, что в церквях по всей стране на 80% больше места, чем им необходимо. Многие мечети, особенно на Западе, также испытывают финансовые трудности. Хотя они зачастую привлекают больше верующих, чем хорошо финансируемые церкви, их годовой бюджет, оцениваемый примерно в 70 000 долларов для средней мечети в Америке, как правило, слишком мал, чтобы поддерживать здания в хорошем состоянии.

Интернет стал одновременно и благословением, и проклятием. Виртуальную проповедь архиепископа Кентерберийского в 2020 году прослушали примерно 5 миллионов человек — это более чем в пять раз превышает число прихожан, еженедельно посещавших церковь в Великобритании до пандемии. Тем не менее, онлайн-формат имеет свою цену. Если верующие перестанут посещать церкви, то древние здания рискуют прийти в негодность. В этой связи, религиозные группы продают недвижимость быстрее, чем раньше, или изучают другие способы ее применения. Духовные лидеры, ищущие место на Небесах, учатся приспосабливаться, продавая или сдавая в аренду недвижимость на Земле, где ту пожирают моль и ржавчина.

Свидетели Иеговы, которые утверждают, что во всем мире насчитывается 9 миллионов их последователей, продали свою британскую штаб-квартиру, где печатались их листовки и журнал "Сторожевая башня". Хиллсонг, австралийская мегацерковь, которую еженедельно посещает 150 000 верующих в 30 странах, арендует театры, кинотеатры и другие площадки для воскресных служб. Однако, расставание со «священной» недвижимостью может быть довольно неловким. В 2020 году смотрители знаменитого индуистского храма Венкатешвара в Тирумале в индийском штате Андхра-Прадеш были объявлены “антииндуистами” за попытку выставить на аукцион десятки “нежизнеспособных” имущественных активов, пожертвованных прихожанами. Их заставили отказаться от этой идеи.

Двигайся или тебя сожрут

Еще один, более радикальный подход к подобным проблемам становится все более распространенным: если ваша церковь не может процветать сама по себе, объединитесь с другой. Несколько месяцев назад Джим Томберлин, пастор, ставший консультантом, прислушался к жалобам церкви недалеко от Детройта, штат Мичиган, которая сражалась с тем, что при едва ли пятидесяти прихожанах расходы по ипотеке на имущество составляли 450 000 долларов. Ее руководители решили присоединиться к другому приходу в 15 минутах езды, чья церковь насчитывает тысячу прихожан и имеет положительный финансовый баланс. Как и многие другие мелкие рыбешки, попавшие в подобную ситуацию, они попросили мистера Томберлина выступить посредником. “Они признают, что остается либо объединиться, либо погибнуть”, - как он это описал.

Тенденция к объединению церквей началась еще до ковида, но ее темпы могут ускориться. Это продиктовано не теологией, а управлением, поскольку бюджеты сокращаются, а пасторы уходят. Подобная консолидация происходит между римско-католическими церквями, между синагогами и в рамках других религий. Но в особенности это распространено среди основных протестантских церквей Америки.

Как и в любом бизнесе, когда две церкви объединяются, их лидеры могут вступить в конфликт, культурные изменения могут отпугнуть прихожан, а объединенные финансы не всегда приносят доход. При слиянии церквей более слабая из них, вероятнее всего, лишится своих последователей. Согласно опросу, проведенному в 2019 году среди примерно тысячи церковных руководителей, прошедших через слияние за последнее десятилетие, около одной пятой из них потеряли более 40% своей паствы в течение года после объединения. Однако, возникло около 1750 протестантских “мегацерквей” с более чем 2000 постоянными прихожанами и многомиллионными бюджетами - некоторые в результате слияний. У многих из них есть сайты.

Уоррен Берд, американский пастор, эксперт по мегацерквям, утверждает, что удачное объединение приходов сродни благополучному браку. Каждый партнер должен привнести свой собственный вклад в это соглашение, поскольку испытывающая трудности церковь, которая объединяется с процветающей, может быть запросто поглощена.

Экономисты не одиноки в том, что считают религиозную конкуренцию здоровой. “Если бы в Англии была только одна религия, - утверждал французский писатель Вольтер в 1730-х годах, - существовала бы опасность деспотизма. Если бы их было две, они бы перерезали друг другу глотки, но их 30, и они живут в мире и счастье.” Возможно, он был чересчур оптимистичен. Но вирус, безусловно, заставил благочестивые институты проанализировать свои как коммерческие, так и духовные активы. ■


Источник: https://www.economist.com/international/2022/01/08/the-worlds-religions-face-a-post-pandemic-reckoning

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати