Пандемия COVID-19, начавшаяся как очередная вспышка инфекции в регионе, эндемичном по целому ряду вирусных заболеваний, например гриппу, за несколько месяцев стала глобальным явлением, поставившим серьезные вопросы перед национальными государствами и международными институтами [2]. Помимо чисто медицинских аспектов, события такого порядка являются вызовом как для специализированных, так и других международных институтов.

Потенциал ВОЗ к началу пандемии

В системе ООН с 1948 года существует организация, которая должна реагировать на подобные угрозы. Это Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Ее целью было провозглашено здоровье для всех как одного из основных прав человека. С самого начала своей деятельности ВОЗ занималась как задачами, общими для системы здравоохранения, например созданием международной классификации болезней, которая должна была стать основой для анализа и статистики заболеваемости во всем мире, так и конкретными региональными проблемами. В частности, в начале 1950-х годов было создано Европейское региональное бюро ВОЗ для восстановления разрушенной войной системы здравоохранения.

Эти два направления развивались, пересекаясь и взаимодействуя, на протяжении всей истории ВОЗ. Среди успешных проектов ВОЗ - разработка вакцин и вакцинация от ряда заболеваний, таких как полиомиелит, корь и оспа. Самым заметным успехом была победа над оспой во всем мире в 1979 году после 12-летней кампании по оспопрививанию во всех странах, включая самые отсталые.

Еще одним важным достижением ВОЗ является стандартизация деятельности медиков в разных сферах: первичной медицинской помощи, которая позволила ввести одинаковые стандарты работы с больными, действиях по выявлению и пресечению распространения опасных эпидемических заболеваний, тропических болезней и т. п.

Серьезным испытанием для системы ВОЗ стало появление и распространение синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 1983-1987 годах приоритеты деятельности ВОЗ были сосредоточены на борьбе с этой эпидемией. В последние годы была вспышка болезни, передаваемой вирусом Эбола. Эта болезнь известна с 1976 года и отличается высоким уровнем смертности заразившихся ею. В 2014 году, начавшись в Западной Африке, болезнь стала распространяться далеко за пределами исходного региона. Усилиями ВОЗ распространение эпидемии к 2016 году удалось остановить.

Таким образом, ВОЗ накопила большой практический опыт в борьбе с эпидемиями и в организации международной деятельности по борьбе с ними. В системе ООН в 2019 году существовала организация, имеющая квалифицированный персонал, налаженную международную систему связей по мониторингу заболеваний и предотвращению эпидемий, а также налаженные связи с национальными медицинскими системами.

К началу пандемии COVID-19 ВОЗ имела разветвленную организационную структуру, включавшую штаб-квартиру в Женеве, шесть региональных и 149 страновых бюро. ВОЗ ведет деятельность в следующих регионах: Африканском, Американском, Юго-Восточной Азии, Европейском, Восточного Средиземноморья, Западной части Тихого океана.

В ВОЗ работают более 7 тыс. сотрудников, включая врачей, специалистов по общественному здравоохранению, научных сотрудников и эпидемиологов, а также специалистов по администрированию, финансовым вопросам и информационным системам, экспертов по статистике здравоохранения, экономике и действиям в чрезвычайных ситуациях [11].

Деятельность ВОЗ в период пандемии COVID-19 можно разделить на две основные составляющие: информационную и организационную. Лечением больных занимаются медицинские учреждения конкретных стран, национальными системами здравоохранения руководят национальные правительства. Производством лекарств, медицинских средств, разработкой и производством вакцин занимается бизнес. Это национальные и транснациональные компании. ВОЗ приняла на себя задачи по информированию, организации и согласованию усилий национальных государств, международных организаций, неправительственных структур, бизнеса и научных лабораторий, разрабатывающих средства борьбы с пандемией, включая разработку и производство вакцин.

Информационную деятельность ВОЗ можно рассматривать в двух направлениях. Во-первых, это сбор информации о протекании болезни, ее распространении и методах лечения, а также доведение этой информации до медицинской общественности и организаторов здравоохранения. Во-вторых, это подготовка рекомендаций для населения и их распространение.

Информирование медиков и населения

В начале эпидемии деятельность ВОЗ была сосредоточена на информационных аспектах, нацеленных на медицинское сообщество. Уже 31 декабря 2019 года страновое бюро ВОЗ в КНР приняло к сведению официальное заявление для СМИ Муниципальной комиссии здравоохранения города Уханя о случаях в этом городе «вирусной пневмонии». Сразу же, 1-2 января 2020 года, происходит обмен информацией между представительством ВОЗ и органами здравоохранения КНР, ВОЗ предлагает помощь, запрашивает информацию и приводит в состояние повышенной готовности группу реагирования на инциденты в области здравоохранения.

В 2005 году были приняты Международные медико-санитарные правила (ММСП), которыми руководствуется эта группа. Они предусматривают раннюю диагностику и оценку рисков, а также реагирование на них, которое включает систему управления, координации деятельности национальных и международных органов, техническую поддержку, операции в области здравоохранения, материально-техническое обеспечение [3]. Таким образом, ВОЗ уже в начале января включает ранее разработанную систему по борьбе с неожиданными бедствиями в сфере медицины и здравоохранения.

С 5 января ВОЗ распространяет информацию о новом заболевании через систему информирования о чрезвычайных ситуациях, к которой имеют доступ все страны. Информация имеет два формата. Один представляет собой сообщение о том, что есть новое заболевание, и основные меры предосторожности, необходимые при респираторных инфекциях. Другой формат - профессиональный. Он предназначен для медиков и содержит описание симптомов, количество заболевших и т. п.

Наконец, 9 января после того, как китайские медики заявили, что вспышка пневмонии вызвана новым коронавирусом, ВОЗ организует первую глобальную телеконференцию экспертов. После нее, 10-12 января, публикует набор рекомендаций для всех государств и их медицинских властей по борьбе с новым заболеванием. Также 14 января на пресс-конференции делается заявление, что окончательно установлено, что вирус передается от человека к человеку.

Начиная с 16 января региональные бюро ВОЗ стали распространять рекомендации относительно международных поездок, мер профилактики инфекций и инфекционного контроля и лабораторной диагностики.

Первая смерть от коронавируса зафиксирована в КНР 11 января, так что ВОЗ действовала на опережение, вводя в действие механизмы глобального реагирования до явного проявления опасных свойств нового заболевания. За полмесяца с начала определения заболевания на национальном уровне ВОЗ собрала, обработала и сделала доступной медицинской общественности и широкой публике основные сведения о новом заболевании, его опасностях, запустила механизмы мониторинга, методов борьбы со вспышками эпидемий, а также исследование возбудителя новой опасной инфекции.

С 17 января начинаются совещания исследовательской рабочей группы по моделированию и анализу нового коронавируса, а 20-21 января ВОЗ организует поездку экспертов в Ухань для изучения ситуации в очаге разгорающейся эпидемии. Начинается работа по поиску методов лечения новой коронавирусной инфекции, и 25 января ВОЗ выпускает первый общедоступный онлайн-курс по новому коронавирусу на своей учебной платформе.

Через месяц после получения информации о новом заболевании, 27-28 января, делегация ВОЗ во главе с генеральным директором посещает Пекин для встречи с китайским руководством для обсуждения мер, предпринимаемых КНР, и вариантов помощи со стороны ВОЗ. Генеральный директор ВОЗ встречается с Председателем Си Цзиньпином, и вопросы взаимодействия КНР и ВОЗ обсуждаются и решаются на высшем государственном уровне. Китай и ВОЗ договариваются о мерах по сдерживанию инфекции в Ухане, эпидемической безопасности в других городах КНР, а также о направлении в Китай международной группы специалистов для изучения нового вируса.

Конкретизируя и уточняя ранние рекомендации, 12 февраля ВОЗ публикует документ «Руководящие принципы оперативного планирования в целях содействия обеспечению готовности стран и принятию ответных мер» [7]. Этот документ описывает структурные блоки, по которым рекомендовано принимать меры для противодействия распространению COVID-19. Это координация, планирование и мониторинг на уровне стран, информирование о рисках и взаимодействие медицинских властей стран с населением, эпидемиологический надзор, работа бригад быстрого реагирования и расследования случаев заболевания, пункты пропуска через государственную границу, профилактика инфекций и инфекционный контроль, лечение пациентов, оперативная поддержка и материально-техническое обеспечение всех структур, задействованных в борьбе с эпидемией. Эти восемь направлений работы построены по опыту прошлых эпидемий, но структура в целом дает направление действий в новых условиях без ненужных экспериментов и ошибок. Новые рекомендации учли опыт, полученный, в частности, в ходе борьбы со вспышкой лихорадки Эбола.

Наиболее интенсивна деятельность ВОЗ в сфере информирования медицинского сообщества в первые два месяца после выявления нового заболевания. Позже этот вопрос не снимается, но частота появления документов значительно сокращается.

С 20 марта начинает работу канал ВОЗ «WHO Health Alert» на платформе «WhatsApp», доступный на арабском, бенгальском, дари, английском, французском, хауса, хинди, итальянском, суахили, латвийском, сомалийском, испанском, тамильском, португальском и урду [10]. Медики, владеющие одним из этих языков, получают прямой доступ к информации, проверенной и распространяемой ВОЗ.

Через полгода после начала эпидемии, 9 июля, ВОЗ публикует обновленную редакцию научной справки о механизмах передачи COVID-19, в которой обобщены накопленные к этому времени данные, 20 ноября ВОЗ публикует рекомендации по применению лекарственных средств для лечения COVID-19.

ВОЗ не ориентирована на работу с широкими слоями населения, поскольку эта деятельность относится к компетенции национальных медицинских органов, но она проводит работу по разъяснению населению правил поведения при новом заболевании, и 29 января ВОЗ публикует рекомендации по использованию масок среди населения. С 5 февраля в штаб-квартире ВОЗ начинается ежедневное проведение брифингов для СМИ с информацией о новой вирусной инфекции.

Усилия по информированию направляются и на широкую аудиторию, и 23 марта ВОЗ совместно с ФИФА запускает информационную кампанию «Точная передача: пять пасов, чтобы вывести коронавирус из игры». К ней привлечены всемирно известные футболисты, которые призывают своих болельщиков и всех людей принимать меры по охране здоровья в эпидемию: мыть руки, носить маски, не дотрагиваться до лица, держаться на расстоянии друг от друга, оставаться дома при появлении признаков болезни.

Через три месяца после начала вспышки эпидемии ее масштабы и острота привели к тому, что широкая публика стала лихорадочно искать способы защиты и появились субъекты рынка, которые стали активно продавать то, что могло сойти за панацею. Для борьбы с разворачивающейся фальсификацией медицинской продукции 31 марта ВОЗ выпускает предупреждение, в котором предостерегает рядовых потребителей, медиков и органы здравоохранения от приобретения и использования фальсифицированной медицинской продукции, якобы имеющей эффект при борьбе с COVID-19. Подробная информация запускается в чат-боте ВОЗ на базе приложения «Viber».

К середине года становится очевидной еще одна информационная проблема. Это переизбыток информации по поводу COVID-19 и распространение неточных и даже неверных данных, и 29 июня проходит первая конференция ВОЗ по инфодемиологии, то есть по борьбе с недостоверной медицинской информацией.

Координация деятельности медицинского сообщества

Первой по времени с начала эпидемии для ВОЗ стала функция организации исследований нового заболевания, анализ и повышение готовности медицинских организаций и структур управления к решению возникающих вопросов. В 20-х числах января особо важной стала проблема, является ли вспышка новой инфекции значимой для мирового здравоохранения или нет. Например, лихорадка Эбола, упомянутая выше, хотя и является опаснейшим заболеванием, но не вышла за пределы африканского очага. На совещании 22-23 января, созванном генеральным директором ВОЗ, 15 независимых экспертов из разных стран не смогли принять общего решения. Согласились вернуться к обсуждению этого вопроса через десять дней.

Генеральный директор ВОЗ 30 января еще раз созывает совещание экспертов для определения того, является ли вспышка нового заболевания значимой в международном масштабе. В отличие от предыдущего совещания эксперты отвечают на этот вопрос положительно, притом что в это время за пределами КНР зафиксировано меньше 100 заболевших, еще нет ни единого смертельного исхода вне Китая, а достоверно передача инфекции от человека к человеку подтверждена только в восьми случаях. На основании решения экспертов формируются рекомендации для КНР и других стран по борьбе с эпидемией.

К 3 февраля ВОЗ подготавливает Стратегический план по обеспечению готовности и реагирования, направленный на обеспечение выявления случаев заражения, а также на готовность мер реагирования в случае усиления вспышки эпидемии. На основе накопленных за месяц знаний сформулированы возможные стратегии действий для региональных и национальных организаций здравоохранения. Для небольших и небогатых стран, не имеющих развитой национальной системы исследований в области здравоохранения, такие рекомендации стали полезным руководством.

Также в начале февраля генеральный директор ВОЗ обращается к Генеральному секретарю ООН с просьбой привести в состояние повышенной готовности Группу кризисного регулирования ООН. Это происходит в то время, когда за пределами КНР зафиксировано менее 200 заболевших. Отметим, что структуры и механизмы ВОЗ правильно и вовремя оценивали риски разворачивающейся эпидемии.

Название нового заболевания COVID-19 появляется 11 февраля. Оно специально не содержит указаний на географические названия, категории населения, людей или животных, чтобы предотвратить возможные толкования термина СМИ и рядовыми гражданами для разжигания недоверия и ненависти.

В рамках программы ВОЗ в области НИОКР 11-12 февраля проходит глобальный форум по научным исследованиям новой инфекции. На нем присутствуют 300 экспертов и представителей финансирующих исследования организаций из 48 стран, и 150 участников работают онлайн. Задача форума - собрать все имеющиеся в биологии и медицине данные по подобным вирусным инфекциям и способам их лечения и предотвращения распространения, определение того, что необходимо исследовать как можно скорее, как организовать финансирование этих исследований, каким образом донести результаты до медиков всех стран.

16 февраля начинает работать совместная миссия ВОЗ - КНР, призванная на месте определить тяжесть нового заболевания, особенности передачи, а также эффективность мер китайской стороны по противодействию эпидемии. Специалисты посещают город Ухань и ряд других пунктов. Комиссия состоит из 25 экспертов из КНР, Германии, Японии, Республики Корея, Нигерии, России, Сингапура, США и ВОЗ. Состав комиссии отбирался в ходе международных консультаций.

По результатам поездки миссии ВОЗ в КНР 20-21 февраля были выработаны рекомендации для разных ситуаций по заболеваемости COVID-19: для КНР, где эпидемия была уже четко определена, для стран с завозными случаями инфекции, для стран, незатронутых новой инфекцией, общественности и международного сообщества. Для стран с завозными случаями рекомендовалось незамедлительно и на самом высоком уровне привести в действие национальные протоколы осуществления противоэпидемических мероприятий для обеспечения необходимого комплекса мер по сдерживанию COVID-19 с участием всех государственных и общественных сил.

Вместе с партнерами по борьбе с COVID-19 из разных стран 18 марта ВОЗ начинает международное клиническое исследование «Solidarity» [1] для определения максимально эффективных средств лечения нового заболевания. Обычно подобного рода исследования занимают несколько лет, и исследование «Solidarity» призвано сократить сроки за счет координации глобальных усилий. Проведение испытаний лекарственных средств во многих странах по единой согласованной схеме позволяет сравнить данные лечения, включая ранее не апробированные препараты. Такой подход призван получить статистически значимые результаты за счет географической широты исследования.

В начале второго полугодия, 1-2 июля, ВОЗ проводит второй саммит по научным исследованиям и инновациям в борьбе с COVID-19. В виртуальной конференции принимают участие более тысячи ученых и исследователей из разных стран. В ходе конференции обсуждаются основные схемы лечения, перспективные препараты, а также вопрос об использовании многострановых клинических исследований с созданием единого совета по мониторингу данных и безопасности, рассматриваются единые критерии прохождения всеми вакцинами этапов исследований.

К началу июля появляются результаты испытаний некоторых медицинских препаратов в качестве средств лечения COVID-19 в рамках объявленного ранее ВОЗ клинического исследования «Solidarity», и 4 июля ВОЗ объявляет результаты состоявшегося 1-2 июля саммита ВОЗ по научным исследованиям в области лечения COVID-19. Некоторые лекарственные средства, на которые возлагались надежды, оказались бесполезны для лечения. Информация об этом стала известна всему медицинскому сообществу.

Работа ВОЗ с правительствами

Первоначально противодействие COVID-19 рассматривалось ВОЗ как проблема в медицинской сфере, и в начале года основные усилия были направлены на информирование национальных медицинских организаций и работу медицинского сообщества по исследованию нового заболевания и борьбе с ним. По мере распространения эпидемии акцент стал смещаться на работу с органами власти на уровне государств, поскольку проблема стала явно шире чисто медицинских рамок. Нужно отметить, что ВОЗ своевременно стала поднимать вопрос о необходимости противодействия COVID-19 на государственном уровне.

Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности 15 февраля 2020 года, генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус призывает поспешить с повышением уровня готовности к распространению эпидемии, не полагаться только на силы медицинских организаций, а применять общегосударственный подход в борьбе с эпидемией, обращает внимание на необходимость в экстренном порядке объединить международные усилия для финансирования борьбы с новым заболеванием.

С 19 февраля ВОЗ начинает еженедельно проводить брифинги по COVID-19 для государств - членов организации, чтобы регулярно информировать их о ситуации и выводах относительно противодействия этой инфекции.

Для взаимодействия с правительствами 21 февраля генеральный директор ВОЗ назначает шесть специальных посланников по вопросам, связанным с COVID-19, для разъяснительной работы на высоком политическом уровне по регионам ВОЗ (Африканскому, Американскому и т. д.) из числа авторитетных функционеров и экспертов.

По итогам работы миссии ВОЗ в КНР 24 февраля была проведена пресс-конференция, на которой участники миссии предупреждали, что «значительная часть мирового сообщества пока еще морально и материально не готова к реализации мер, принятых в Китае для сдерживания COVID-19», что «для сокращения заболеваемости COVID-19 и смертности от нее необходимо в краткосрочной перспективе запланировать широкомасштабное осуществление высококачественных мер нефармацевтического характера, направленных на охрану здоровья населения» [4, 24 февраля]. Это выявление и изоляция заболевших, отслеживание контактов, помещение заболевших под наблюдение или в карантин и взаимодействие с населением для реализации этих мер.

Примерно через два с половиной месяца после получения первого сообщения о новом заболевании в КНР ВОЗ приходит к выводу, что вспышка COVID-19 может быть охарактеризована как пандемия по быстроте и широте распространения и тяжести последствий. В своем выступлении на брифинге для СМИ 9 марта генеральный директор ВОЗ подчеркнул необходимость для всех стран предпринять срочные решительные действия. Он подчеркнул, что борьба с COVID-19 не только медицинская проблема. Все сектора государственной власти, все общество должны мобилизоваться для предотвращения распространения болезни и ее негативных последствий.

Для организации совместных усилий государств в борьбе с пандемией 25 марта генеральный директор ВОЗ Т.Гебреисус, Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Лоукок и исполнительный директор ЮНИСЕФ Х.Фор представили принятый ООН Глобальный план по гуманитарному реагированию на пандемию COVID-19 [6]. Для продвижения этого плана и его реализации 26 марта генеральный директор ВОЗ выступает на чрезвычайном саммите «Группы двадцати» по COVID-19 и призывает ее лидеров к единству действий в борьбе с пандемией.

Этот призыв был услышан, и в своем заявлении, принятом на саммите, лидеры стран-участниц объявили, что будут предпринимать необходимые меры по борьбе с пандемией, совместно с ВОЗ укреплять системы здравоохранения во всем мире, более того, содействовать осуществлению в полной мере Международных медико-санитарных правил.

Лидеры стран - участниц совещания выразили готовность начать работу по поиску финансовых средств для нужд ВОЗ в борьбе с пандемией, а также призвали все страны, международные организации, деловые круги, благотворительные организации и частных лиц присоединиться к этой работе.

ВОЗ пришлось взять на себя рекомендации в такой сфере, как проведение религиозных мероприятий, и 15 апреля были высказаны рекомендации ВОЗ относительно хаджа к святыням ислама. Надо отметить, что власти Саудовской Аравии прислушались к этим рекомендациям, и такой опасный источник передачи COVID-19, как массовая международная миграция с целью паломничества, был нейтрализован.

Усилия ВОЗ поддерживает Генеральная Ассамблея ООН, принимающая 20 апреля резолюцию «Международное сотрудничество в целях обеспечения глобального доступа к лекарствам, вакцинам и медицинскому оборудованию для противодействия COVID-19». В резолюции признается ведущая роль ВОЗ в координации глобальных мер по сдерживанию пандемии.

73-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, проведенная 18-19 мая в виртуальном формате, приняла резолюцию об объединении усилий мирового сообщества для борьбы с пандемией COVID-19. Всемирная ассамблея здравоохранения является высшим органом ВОЗ, аналогом Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция была инициирована более чем 130 странами. В работе первого и заключительного заседаний сессии приняли участие 14 глав государств. В резолюции признается роль иммунизации в качестве глобального блага, содержится призыв обеспечить равноправный доступ ко всем необходимым медицинским технологиям для борьбы с пандемией.

Резолюция содержала призыв ко всем странам-членам предоставлять ВОЗ точную и полную информацию по заболеваемости COVID-19, а также обеспечить финансирование ВОЗ для ее международной деятельности по борьбе с пандемией. Резолюция сформулировала поручение генеральному директору ВОЗ как можно скорее в кооперации со странами-членами начать процесс беспристрастной, комплексной, независимой оценки мер по борьбе с COVID-19, выработать рекомендации по предотвращению распространения пандемии и борьбе с ней.

Руководство ВОЗ продолжает консультации экспертов по проблемам пандемии, и 31 июля проходит четвертое совещание Комитета по чрезвычайной ситуации. По его результатам 1 августа опубликовано заявление. Комитет приходит к единодушному согласию о том, что решение объявить вспышку COVID-19 чрезвычайной ситуацией и пандемией было верным, а положение по противодействию инфекции остается сложным. Для государств - членов ВОЗ выпускаются рекомендации для борьбы с пандемией. Они включают широкий набор мер - от обмена опытом до рекомендаций политическим лидерам в осуществлении противоэпидемических мероприятий и использовании достижений науки в реализации национальных стратегий по борьбе с COVID-19.

31 августа 2020 года ВОЗ публикует первые результаты предварительного опросного исследования воздействия пандемии COVID-19 на системы здравоохранения, в котором участвовало 105 стран. Почти в каждой стране (90%) наблюдались перебои в предоставлении услуг здравоохранения, причем наибольшие трудности отмечались в странах с низким и средним уровнями доходов.

Независимая комиссия по оценке готовности к пандемии и эффективности ответных мер 17 сентября проводит свое первое заседание. Комиссия приняла решение сосредоточить внимание на трех основных темах: проработка концепции укрепления международной системы, располагающей всеми возможностями для обеспечения готовности к пандемии и реагирования на нее; обзор мер реагирования на пандемию COVID-19, начиная с начальной фазы до настоящего момента, включая такие аспекты, как глобальное оповещение, ход распространения вируса, принятые странами ответные меры и масштабные социальные последствия пандемии; уроки, которые следует извлечь из глобального распространения вируса SARS-CoV-2 и его катастрофических последствий, в том числе в отношении таких вопросов, как особенности вируса и ответные меры правительств и организаций на всех уровнях.

Комитет Международных медико-санитарных правил после проведения пятого в году совещания 29 октября пришел к выводу о том, что пандемия по-прежнему представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение (ЧСЗМЗ), и представил генеральному директору свои рекомендации. Генеральный директор принял рекомендации, адресованные ВОЗ комитетом, и на их основе выпустил Временные рекомендации государствам-членам согласно положениям ММСП (2005 г.).

9-13 ноября 2020 года в виртуальном формате проводится 73-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. Ассамблея принимает резолюцию о мерах по повышению готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения. В резолюции вновь заявляется об обязательстве повысить готовность к чрезвычайным ситуациям санитарно-эпидемиологического характера, таким как пандемия COVID-19, путем «всестороннего» соблюдения положений Международных медико-санитарных правил (2005 г.).

В заключительных замечаниях генеральный директор ВОЗ отметил, что пандемия продемонстрировала «настоятельную необходимость в создании согласованной на глобальном уровне системы обмена образцами патогенов и клиническими образцами для содействия оперативной разработке медицинских мер противодействия в качестве глобальных общественных благ». Генеральный директор озвучил предложение по выработке «нового подхода, который будет предполагать: создание хранилища таких материалов, за которое будет отвечать ВОЗ и которое будет размещено в охраняемом объекте на территории Швейцарии; заключение соглашения, по которому предоставление материалов в это хранилище будет осуществляться на добровольной основе; наделение ВОЗ полномочиями по содействию передаче и использованию таких материалов; разработку критериев, на основе которых ВОЗ будет предоставлять образцы этих материалов» [4, 9-13 ноября].

Сбор средств для борьбы с пандемией и борьба за доступность вакцинации для всех

Уже через месяц после появления информации о новом заболевании проводится первое совещание сети снабжения материалами для борьбы с пандемиями. Эта сеть создана ВОЗ с помощью Всемирного экономического форума. Ее задача состоит в том, чтобы регулировать деятельность субъектов рынка, то есть частных фирм, сотрудничающих с ВОЗ. Сеть позволяет ВОЗ использовать возможности частных фирм в производстве и логистике необходимых для борьбы с пандемиями товаров в любой точке мира.

Поскольку через два месяца с начала эпидемии начинает проявляться дефицит необходимых для борьбы с эпидемией средств защиты, 3 марта ВОЗ обращается к деловым кругам и правительствам государств с призывом увеличить выпуск средств индивидуальной защиты на 40% для удовлетворения растущего глобального спроса [4, 3 марта]. Отсутствие средств индивидуальной защиты стало серьезной опасностью для здоровья медицинских работников во многих странах.

К началу марта становится понятно, что борьба с COVID-19 потребует больших затрат не только на национальном, но и международном уровнях. В связи с этим 9 марта Совет по мониторингу глобальной готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения, учрежденный ВОЗ и Всемирным банком, призывает незамедлительно выделить 8 млрд. долларов для обеспечения ВОЗ ресурсами для оказания помощи наиболее уязвимым странам, разработки средств диагностики, лекарств и вакцин, укрепления эпидемиологического надзора, координации международных усилий, защиты работников здравоохранения соответствующими изделиями.

Для сбора финансовых средств для борьбы с COVID-19 ВОЗ, Фонд ООН1 и Swiss Philanthropy Foundation в середине марта объявили о создании Фонда солидарности по борьбе с COVID-19, целью которого является сбор пожертвований частных лиц, компаний и организаций. За первые десять дней в фонд было собрано 70 млн. долларов от более чем 187 тыс. физических лиц и организаций. Пожертвования принимаются с минимального уровня в 25 долларов до крупных переводов.

К концу марта вместе с распространением пандемии стали вырисовываться масштабы потребности в средствах борьбы с ней, и 30 марта после консультаций с министрами торговли стран «Группы двадцати» генеральный директор ВОЗ призвал страны взаимодействовать с фирмами, выпускающими продукцию медицинского назначения, для наращивания объемов выпуска и беспрепятственного движения важнейших изделий как внутри стран, так и между странами. Генеральный директор ВОЗ также призвал к справедливому распределению этой продукции с учетом имеющихся потребностей, а не только покупательной способности нуждающихся в соответствующих изделиях.

В первую очередь речь шла о средствах защиты медицинского персонала. К этому времени ВОЗ уже поставила почти 2 млн. комплектов защитного снаряжения в 74 страны, наиболее нуждающиеся в нем [4, 30 марта]. Помимо этого, ВОЗ активно сотрудничала с несколькими партнерами для обеспечения поставок средств диагностики, медицинского кислорода и аппаратов для искусственной вентиляции легких.

С 8 апреля начинается работа целевой группы ООН по производственно-сбытовым цепочкам предприятий и фирм, задействованных в производстве товаров, необходимых для борьбы с COVID-19. Прежде всего решаются задачи активизации закупок и распределения средств индивидуальной защиты, лабораторной диагностики и медицинского кислорода среди наиболее нуждающихся стран.

В апреле намечается продвижение в создании вакцин, и 13 апреля ВОЗ публикует заявление 130 ученых, представителей финансирующих организаций и производителей из разных стран, в котором все они обязуются взаимодействовать с ВОЗ для скорейшей разработки вакцины против COVID-19.

По мере распространения пандемии нарастает угроза, что развивающиеся страны с невысоким уровнем благосостояния окажутся в стороне от достижений медицины по борьбе с COVID-19. 24 апреля ВОЗ проводит виртуальную встречу с Президентом Франции Э.Макроном, председателем Европейской комиссии У. фон дер Ляйен и Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Генеральный директор ВОЗ представляет Инициативу АСТ (Access to COVID-19 Tools) [8], которая является механизмом сотрудничества для ускорения разработки, производства и справедливого распределения вакцин, средств лечения и диагностики для противодействия пандемии COVID-19. В рамках этой инициативы объединяются усилия правительств, организаций сферы здравоохранения, ученых, деловых кругов, гражданского общества и благотворителей по борьбе с пандемией. Инициатива АСТ ведет деятельность по четырем основным направлениям - средствам диагностики, лекарствам, вакцине и укреплению систем здравоохранения. Таким образом, предполагаемый бюджет ориентировался на нужды борьбы с пандемией с учетом обеспечения доступности средств для всех стран.

Продолжая усилия по обеспечению нуждающихся стран в средствах борьбы с COVID-19, 5 мая ВОЗ представляет портал для снабжения средствами борьбы с эпидемиями, призванный принимать заявки национальных органов здравоохранения и других организаций, действующих в рамках национальных планов по борьбе с COVID-19, а 7 мая ООН представляет обновленный план гуманитарного реагирования, предусматривающий привлечение 6,7 млрд. долларов для финансирования борьбы с пандемией в 63 странах с низким и средним уровнями доходов [4, 7 мая].

В дополнение к усилиям по государственным каналам генеральный директор обращается к некоммерческим организациям и 26 мая проводит встречу с более чем 130 лидерами гражданского общества из 33 стран для обсуждения роли гражданского общества в борьбе с пандемией.

Поскольку финансовые вопросы не теряют свою остроту, 27 мая создается Фонд ВОЗ для финансирования деятельности этой организации, а также ее партнеров в целях удовлетворения потребностей в сфере общественного здравоохранения. В условиях пандемии основные усилия направляются на борьбу с COVID-19. Фонд призван аккумулировать пожертвования физических лиц, крупных доноров и корпоративных партнеров.

В это же время, 29 мая, 30 стран, а также международные партнеры ВОЗ представляют пул доступных технологий для борьбы с COVID-19 (WHO COVID-19 Technology Access Pool (C-TAP). Эта инициатива призвана обеспечить сбор и широкое распространение вакцин, тестов, лекарственных средств и других медицинских технологий, нацеленных на борьбу с COVID-19. Создается единый центр обмена научными знаниями, опытом, данными и объектами интеллектуальной собственности на основе принципов общественной солидарности.

6 июля ВОЗ публикует результаты опроса стран о наличии антиретровирусных препаратов, которые были признаны важнейшими лекарственными средствами в условиях пандемии. По результатам опроса, 73 страны сообщили о риске исчерпания необходимых препаратов, 24 - о критически низком уровне запасов антиретровирусных препаратов или перебоях в снабжении ими.

Помимо ВОЗ, другие подразделения ООН также анализируют ситуацию, складывающуюся под влиянием COVID-19, и 13 июля был опубликован доклад ООН «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2020», согласно оценкам которого в результате пандемии к концу 2020 года численность страдающих от хронического голода может вырасти на 130 млн. человек [9].

Мировое сообщество с пониманием относится к инициативам ВОЗ, и к 15 июля более 150 стран, в которых проживает более 60% мирового населения, заявляют о своей готовности участвовать в механизме COVAX, который должен обеспечить справедливый и равноправный доступ к вакцинам [4, 15 июля]. COVAX - направление Инициативы АСТ, отвечающее за обеспечение вакцинами. Механизм COVAX предоставляет странам целый портфель вакцин-кандидатов для обеспечения населения эффективными вакцинами по мере их появления. Инициатива ACT реализуется ВОЗ, Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизации (GAVI - Global Alliance for Vaccines and Immunisation) и Коалицией за инновации в области готовности к эпидемиям (CEPI - Coalition for Epidemic Preparedness Innovations) совместно с производителями вакцин из числа транснациональных корпораций и компаний из развивающихся стран.

GAVI и CEPI не являются подразделениями ВОЗ. Это партнерства международных и частных организаций для решения экономических вопросов иммунизации и борьбы с эпидемиями. GAVI существует с 2000 года. Он поставляет вакцины в развивающиеся страны в основном для прививок детям. Основной финансовый вклад обеспечивает Фонд Билла и Мелинды Гейтс. CEPI была создана в Давосе в 2017 году для содействия разработке и внедрению новых вакцин для предотвращения будущих эпидемий [5].

10 сентября 2020 года генеральный директор ВОЗ и председатель Европейской комиссии У. фон дер Ляйен совместно проводят первое заседание Координационного совета Инициативы по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19 (Инициативы ACT). Мировые лидеры, в том числе более 30 глав государств и министров, обязались: обеспечивать устойчивое политическое лидерство, выступать в поддержку целесообразности вложения средств в реализацию Инициативы АСТ и работать над тем, чтобы всем странам и группам населения был в скорейшие сроки и на справедливых основах обеспечен доступ к недорогостоящим новым вакцинам, лекарственным средствам и средствам диагностики, которые будут разработаны благодаря Инициативе АСТ.

15 сентября - 2 октября на виртуальном заседании высокого уровня 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ВОЗ выступает с призывом к мировым лидерам поддержать Инициативу по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19, сохранять темпы достижения Целей в области устойчивого развития и совместными усилиями уже сегодня готовиться к следующим пандемиям. На заседаниях с участием ВОЗ были рассмотрены такие темы, как снижение негативного воздействия COVID-19 на будущее поколение, прекращение распространения несущей вред дезинформации и повышение готовности к чрезвычайным ситуациям.

К концу сентября к механизму COVAX - глобальной инициативе, объединяющей государства и производителей вакцин в интересах обеспечения доступа к будущим вакцинам против COVID-19 тех, кто в них нуждается больше всего, кем бы они ни были и где бы они ни жили, - присоединились уже 64 страны с высоким уровнем дохода. Обязательства взяли на себя 35 стран и Европейская комиссия, заявившая о готовности закупить вакцины от имени 27 стран - членов ЕС, а также Норвегии и Исландии.

По состоянию на эту дату 156 стран мира, совокупное население которых составляет около 64% мирового населения, либо приняли финансовые обязательства, либо были признаны соответствующими критериям для участия в механизме COVAX.

30 сентября ООН и партнеры приветствуют предоставление Инициативе по ускорению доступа к средствам для борьбы с COVID-19 финансирования на сумму почти 1 млрд. долларов, поступившего от правительств, частного сектора, гражданского общества и международных организаций.

На Парижском форуме мира 11-13 ноября Европейская комиссия, Франция, Испания, Республика Корея и Фонд Билла и Мелинды Гейтс обязуются предоставить 360 млн. долларов механизму COVAX - компоненту по вакцинам в рамках Инициативы ACT.

16 ноября возобновляет свою работу 147-я сессия Исполнительного комитета. В своем вступительном слове генеральный директор приветствовал сообщения об успехах в создании вакцин, однако подчеркнул, что «сама по себе вакцина не положит конец пандемии» и что потребуется продолжение принятия других противоэпидемических мер, поскольку «нам предстоит пройти еще длинный путь».

 

COVID-19 стал значительной угрозой для человечества, национальных медицинских систем и государств. В решении информационных и организационных задач в медицинской части борьбы с пандемией роль ВОЗ оказалась весьма велика. Эта организация системы ООН, опираясь на накопленный ранее опыт борьбы с эпидемиями и созданные для этого организационные структуры, сумела оперативно решить задачи по информированию мирового сообщества о новом заболевании, его симптомах, путях заражения, методах лечения и организовала международные усилия по противодействию распространению пандемии.

Борьба с COVID-19 еще не закончена, но можно утверждать, что международные структуры ООН и их партнеры оказались эффективными организаторами противодействия пандемии. В то время как национальные правительства преследовали национальные цели, зачастую в ущерб другим странам, именно международные организации системы ООН, в первую очередь ВОЗ, стали гарантами и инструментами совместной борьбы мирового сообщества с неожиданно возникшей серьезной угрозой.

 

 

1Организация, основанная медиамагнатом Тедом Тернером в 1998 г. для поддержки ООН.

 

Источники и литература

1. Клиническое исследование препаратов для лечения COVID-19 «Solidarity» // https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/global-research-on-novel-coronavirus-2019-ncov/solidarity-clinical-trial-for-covid-19-treatments

2. Маршавин Р., Соколов А. Об участии международных финансовых организаций в противодействии распространению пандемии коронавируса и содействии пострадавшим странам // Международная жизнь. 2021. №1.

3. Международные медико-санитарные правила (2005 г.). Второе издание. Всемирная организация здравоохранения. Switzerland, 2008. ISBN 978 92 4 458041 7.

4. Хронология действий ВОЗ по борьбе с COVID-19 // https://www.who.int/ru/news/item/29-06-2020-covidtimeline

5. Creating a world in which epidemics are no longer a threat to humanity // https://www.cepi.net/about/whyweexist

6. Global Humanitarian Response Plan COVID-19 // https://www.unocha.org/sites/unocha/files/Global-Humanitarian-Response-Plan-COVID-19.pdf

7. Operational Planning Guidelines to Support Country Preparedness and Response // https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/covid-19-sprp-unct-guidelines.pdf

8. The Access to COVID-19 Tools (ACT) Accelerator // https://www.who.int/initiatives/act-accelerator

9. The State of Food Security and Nutrition in the World 2020. Transforming food systems for affordable healthy diets. Rome. FAO. 2020.

10. WHO Health Alert brings COVID-19 facts to billions via WhatsApp // https://www.who.int/news-room/feature-stories/detail/who-health-alert-brings-covid-19-facts-to-billions-via-whatsapp

11. World Health Organization. Structure // https://www.who.int/ru/about/who-we-are/structure