Алексий IIСтатья Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которая была подготовлена специально для журнала "Международная жизнь" незадолго до кончины Его Святейшества, публикуется в уточненном варианте.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Русской православной церкви на современном этапе имеет четыре наиболее ярко выраженных вектора развития. Первый и наиболее приоритетный предполагает сохранение единства церкви и обеспечение духовной жизни многочисленной церковной диаспоры, проживающей за границей канонической территории Русской православной церкви. Второй направлен на развитие братских отношений со всеми поместными православными церквами. Третий носит религиозно-общественный характер. Он предполагает ведение диалога с другими христианскими конфессиями и организациями, а также с представителями ислама, иудаизма и буддизма по вопросам сохранения нравственности в современном мире. Наконец, четвертый вектор можно определить как совместную деятельность церкви с внешнеполитическими ведомствами различных государств, а также с международными общественными и межгосударственными организациями ради сохранения мира и ценностного основания общественной жизни.

Сегодня Русская православная церковь - это самая крупная Поместная Церковь в православном мире. Православие не является этнической религией русских, украинцев, белорусов, молдаван или других народов. Это вселенское христианство, сохраняющее апостольскую веру. Оно открыто для человека любой национальности. Церковь является живым и реальным воплощением этого утверждения, так как в нее входят представители очень многих народностей. Национальное многообразие Русской православной церкви - это источник ее силы, ее богатство.

Важной задачей для Московского патриархата является сохранение и созидание собственного церковного единства, которое сегодня сталкивается с определенными вызовами. Единство церкви, заповеданное апостолами, является великой ценностью и должно осознаваться в качестве таковой не только епископатом, но и каждым клириком и мирянином. Церковное единство есть сокровище, которое наши предки сохранили, несмотря на пережитые ими грозные испытания. Этот дар, приумноженный на протяжении веков, не может быть растрачен в одночасье ради сиюминутных политических соображений. К сожалению, сегодня наблюдаются непрекращающиеся попытки разрушить духовное пространство Святой Руси, созданное святым равноапостольным князем Владимиром, внести разлад и непонимание между миллионами православных русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей других народов, составляющих многонациональную паству Русской православной церкви.

Вызовы также исходят от некоторых национальных элит новых государств, образовавшихся на территории исторической России. В некоторых государствах считают, что без создания национальной и независимой церкви невозможно считать проект национального государства завершенным. Почему-то до сих пор у их руководства существует убежденность в том, что церковный центр в Москве способен работать на умаление достигнутой государственной независимости и по определению является враждебным им. Однако Русская православная церковь печется о благе каждого народа, кто составляет ее паству. И если этот народ выбрал путь построения суверенной государственности, то церковь принимает этот выбор. Ее забота - не политическое устройство, а духовное благо народа, а также верность тем каноническим основаниям, на которых должна созидаться церковная жизнь.

В то же время нельзя отрицать того факта, что Русская православная церковь создала уникальное цивилизационное пространство, объединяющее окормляемые ею народы. Оно включает общие святыни, общую духовную традицию, одну систему нравственных ценностей, один язык смыслов и символов. Нельзя разрушать это общее наследие. Наоборот, необходимо его сохранять и приумножать. На наш взгляд, это возможно и в условиях выбора в пользу национальной независимости, сделанного белорусами, украинцами, молдаванами и другими народами.

Показательным примером того, к какому роду единства стремится Московский патриархат, явилось объединение с Русской зарубежной православной церковью (РЗПЦ). В праздник Вознесения Господня, 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя произошло подписание Акта о каноническом общении Русской зарубежной православной церкви с Матерью-Церковью. Для многих это событие стало подтверждением того, что окончательно подведена черта под гражданской войной в умах и сердцах соотечественников, разделенных политическими взглядами и мировоззренческими убеждениями. Безвозвратно кануло в прошлое церковное нестроение, вызванное революционными потрясениями 1917 года и братоубийственным кровопролитием. Объединение церкви произошло при уважении исторически сложившейся реальности. Мы не навязывали РЗПЦ административного подчинения Москве. Но в результате произошло очень заметное укрепление целостности русского мира.

Сегодня за пределами канонической территории Русская православная церковь духовно окормляет многочисленную диаспору верующих людей, постоянно или временно проживающих более чем в 70 странах мира. Необходимость осуществления полноценного духовного попечения о церковной пастве определяет заинтересованность церкви в установлении и поддержании контактов с государственными органами тех стран, где живут верующие Московского патриархата. Довольно развитые отношения по работе с диаспорой существуют на современном этапе с государственными институтами России. В то же самое время Русская православная церковь заинтересована развивать подобное взаимодействие с государственными структурами Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран. Заграничные учреждения Московского патриархата всегда стараются поддерживать активные контакты с дипломатическими представительствами этих государств, и, как правило, это приносит положительные результаты. В регионы, где большую часть верующих Русской православной церкви составляют выходцы из Украины и Молдовы (например, на юге Европы), в последнее время направляются священнослужители из соответствующих стран. Это способствует лучшему контакту пастырей с паствой, и эта практика будет развиваться и совершенствоваться.

Наши храмы являются для многих чад Русской православной церкви не только средоточием их молитвенной жизни, но и выступают в роли духовных очагов, своего рода центров культурного общения друг с другом на основе принадлежности к общей вере, общей системе нравственных и духовных ценностей, сформированной русским православием. Число нашей паствы в дальнем зарубежье быстро растет. Это связано с открытостью границ, возможностью учиться и работать в других странах, создавать там семьи. В увеличении количества храмов за пределами канонической территории нет миссионерской стратегии обращения в православие. Русская православная церковь стремится ответить на духовные нужды верующих людей, связывающих себя с нею. В то же время следует отметить, что интерес к русскому православию проявляют и местные жители.

В некоторых частях мира церковная работа иногда сопряжена со значительными трудностями. Хотелось бы отметить Китай, где большую часть православных верующих составляют потомки русских, которые начали селиться там еще в XVII веке. Результатом длительной деятельности Русской духовной миссии в Пекине стало рождение Китайской православной церкви, которой 50 лет назад была предоставлена автономия. Но ее положение сегодня остается весьма сложным, поскольку она не имеет своего главы и постоянно действующего духовенства. В этих условиях продолжается диалог с властями Китайской Народной Республики по нормализации положения православных верующих, учитывая при этом положения китайского законодательства. Тем временем клирики Русской православной церкви регулярно совершают богослужения для наших соотечественников там, где это возможно, - на территории дипломатических представительств России в КНР. Ведется также научно-исследовательская, переводческая и издательская деятельность в области китайского православия.

Развитие отношений с другими поместными православными церквами, безусловно, является еще одним направлением международной деятельности Московского патриархата.

Тема единства церкви является весьма актуальной и для этого направления. К сожалению, приходится констатировать, что нынешний уровень межправославных взаимоотношений находится не вполне в удовлетворительном состоянии. Особенно опасные угрозы единству церквей возникают тогда, когда некоторые из церковных деятелей под влиянием политических, националистических и иных факторов идут на прямое нарушение незыблемых норм межправославных отношений, определенных священными канонами. Русская православная церковь делает все возможное для укрепления братских отношений со всеми поместными православными церквами и проявляет готовность терпеливо, в духе христианской нравственности и морали разрешать возникающие проблемы. Cтремление к положительному характеру общения между поместными православными церквами - это еще один аспект, способствующий утверждению общих для наших церквей ценностей православной традиции.

На современном этапе Русская православная церковь, руководствуясь принятыми юбилейным Архиерейским собором Основными принципами отношения Русской православной церкви к инославию, осуществляет диалог и взаимодействие с различными христианскими церквами и сообществами.

Так, продолжается поддержание отношений с древними восточными церквами дохалкидонской традиции. Русская православная церковь участвует в общеправославном богословском диалоге с этими церквами, ведет двусторонние собеседования с отдельными из них - с Армянской апостольской церковью, а также с тремя дохалкидонскими церквами Ближнего Востока - Коптской, Сирийской и армянским католикосатом Великого дома Киликии. Богословская тематика обсуждается в основном в рамках общеправославного диалога с дохалкидонскими церквами, в то время как на двусторонних собеседованиях рассматриваются церковно-исторические темы, а также вопросы, которые ставит перед христианством современность. С удовлетворением следует признать, что по большинству этих вопросов точки зрения наших церквей совпадают.

В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-католической церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье.

Между тем в повестке дня двусторонних отношений с Римско-католической церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них - вопрос о миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ. Для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской православной и Римско-католической церквами. Не наблюдается, однако, долгожданного прогресса в вопросе об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство. С точки зрения Русской православной церкви в этом вопросе отсутствует пока положительная динамика. Решение подобной ситуации является довольно актуальной темой дальнейшей внешней международной деятельности церкви.

В сфере двусторонних контактов с зарубежным протестантизмом церковь сохранила стабильные добрые отношения со своими давними партнерами - Евангелической церковью в Германии и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, сессии богословского диалога с которыми проходят регулярно. Собеседования и совместная социальная работа с этими церквами служат примером во взаимоотношениях с инославными христианами других протестантских деноминаций.

В то же время за последние годы возникли новые трудности. К сожалению, в протестантском мире углубляется и расширяется тенденция отказа от основных нравственных принципов, заповеданных Евангелием и святыми апостолами: например, убежденные гомосексуалисты допускаются до священнического служения, разрешается благословление однополых браков.

Контакты с инославными христианами в России и других странах канонической территории Русской православной церкви являются важной составной частью межхристианского диалога. Необходимо отметить, что наши взгляды в отношении нравственности очень близки и мы можем вырабатывать общие позиции в противостоянии аморализму. Особенно это касается сохранения традиционных семейных ценностей. Кроме того, большинство инославных конфессий в России готово к совместной работе в области церковно-государственных отношений. В то же время стоит отметить, что попытки прозелитизма со стороны некоторых протестантских объединений по-прежнему затрудняют взаимосвязи Русской православной церкви с ними. Ситуация осложняется еще и тем, что многие протестантские миссионеры осуществляют прозелитическую деятельность под видом благотворительности и анонимно, не называя свою конфессию.

Участие Русской православной церкви в деятельности таких международных христианских организаций, как Всемирный совет церквей (ВСЦ) и Конференция европейских церквей (КЕЦ), продолжает ставить немало вопросов, требующих дальнейшего осмысления. В частности, в 1990-х годах возникли сомнения в целесообразности дальнейшего православного участия во Всемирном совете церквей. Это привело к созданию Специальной комиссии по вопросу об участии православных церквей в работе ВСЦ. Между тем на данный момент считается возможным продолжать контакты с межхристианскими организациями. Главная задача церкви в данном случае заключается в свидетельстве об истине православия и  проповеди традиционных евангельских ценностей перед лицом протестантского мира. В то же время мы можем наблюдать общность наших позиций со многими церквами - членами ВСЦ и КЕЦ - по вопросам экономической глобализации, умиротворению локальных конфликтов, сохранению окружающей среды и другим общественно значимым темам. Впрочем, будущее взаимоотношений церкви с этими организациями зависит от их способности не становиться на позиции сил, пытающихся пересмотреть основы евангельской этики.

Сегодня немаловажным является также развитие конструктивных взаимоотношений с такими религиями, как ислам, иудаизм и буддизм, причем не только на российском, но и на международном уровнях. Множество проблем, решение которых представляется важным для всего человечества, являются темами для обсуждения и сотрудничества с представителями этих религий. Падение нравственности, подмена духовных устремлений материальными, угрозы, которые несет религиозный и национальный экстремизм, - далеко не полный список этих проблем. Успешный диалог с представителями нехристианских религий способствует нормализации этноконфессиональных отношений как в современной России, так и за ее пределами, в конфликтных зонах, например на территории бывшей Югославии.

Последние десять лет сотрудничество с основными нехристианскими религиями на территории России и СНГ осуществляется в рамках Межрелигиозного совета. Эта организация помогает решать вопросы в сфере церковно-государственных отношений и развивать церковно-общественные связи, формировать у молодежи уважительное отношение к людям разных национальностей и культур.

Ведется диалог с исламскими организациями в России и мире по сотрудничеству в армии, по правам человека и богословским темам, например в рамках Российско-иранской комиссии по диалогу "Ислам - православие". Развитие межрелигиозного диалога признается церковью крайне важным в деле создания условий мира и согласия в современном обществе, а также в совместном поиске ответов на проблемы и вызовы современности.

Подходя к вопросу о международной деятельности Русской православной церкви, заключающейся в ее взаимодействии с внешнеполитическими ведомствами различных государств, международными общественными и межгосударственными организациями, стоит отметить, что в данном случае церковь не служит инструментом государства или определенной политической группы. Безусловно, внешнеполитические интересы многих государств и церкви на международной арене совпадают в определенных сферах, таких как миротворчество, защита прав и свобод граждан, являющихся чадами Русской православной церкви, сохранение культурного и исторического наследия народов, окормляемых Московским патриархатом.

Россия является самым крупным государством, которое находится на канонической территории Русской православной церкви. В столице России также находится ее духовно-административный центр. Именно этим обстоятельством объясняется то, что развитые отношения у церкви на данном этапе складываются с внешнеполитическим ведомством Российского государства. Эти отношения имеют богатый исторический опыт. Во времена императорской России принадлежность подавляющего большинства населения к православному исповеданию не только играла существенную роль в определении приоритетов внешнеполитического курса империи, но и задавала высокие стандарты работы ее дипломатического аппарата. Например, под влиянием православного образа мыслей государь император Николай Александрович выступил инициатором знаменитой Гаагской конференции мира 1899 года, внесшей в международное право новые принципы, основанные на христианском человеколюбии.

Новые возможности для развития церковно-государственных отношений возникли уже в постсоветской России. Однако потребовалось чуть более десятилетия, прежде чем 6 марта 2003 года состоялось первое в истории посещение Министерства иностранных дел России Патриархом Московским и Всея Руси. Это событие вывело на качественно новый этап сотрудничество Русской православной церкви и министерства. С И.С.Ивановым, бывшим в то время министром иностранных дел, была достигнута договоренность о создании постоянно действующего механизма сотрудничества - Рабочей группы.

Сегодня церковную часть Рабочей группы возглавляет председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Со стороны министерства сопредседателем является статс-секретарь - заместитель министра Г.Б.Карасин. Разработан и подписан "Порядок взаимодействия Русской православной церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации". Группа регулярно проводит рабочие заседания. В период между ее пленарными заседаниями осуществляется деятельность подгрупп, занимающихся проблемами организации религиозной жизни российских граждан за рубежом, работой с соотечественниками, взаимодействием в международных организациях. Таким образом, развивается долгосрочное и плодотворное сотрудничество церкви и министерства, которое служит примером успешного взаимодействия государственных и церковных учреждений ради блага общества. Московский патриархат открыт к выстраиванию подобных отношений и с другими странами, прежде всего Белоруссией, Украиной и Молдовой.

Следует остановиться еще на одной важной стороне современной внешней церковной деятельности. Она касается свидетельства Русской церкви в современном мире о православии и тех нормах жизни, которые возникают на его почве. В данном контексте существует возможность развития отношений церкви с международными общественными и межгосударственными организациями.

Роль межгосударственных организаций в современном мире крайне значима. Поэтому церковь развивает диалог и сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, различными органами Европейского союза, Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. В последнее время одной из главных тем нашего диалога с международными организациями становятся права человека. Их уважение отражает ценность человеческой личности и призвано обеспечить свободу, неприкосновенность и развитие каждого индивида. Однако в деятельности международных организаций, занимающихся правами человека, все более сильно проявляется намерение отделить эти права от нравственных ограничений, сделать их орудием раскрепощения греховных страстей, стимулятором эгоизма и гордыни. Позиция церкви в этом вопросе определенна и тверда: она свидетельствует, что такая "свобода" есть рабство греху, разрушительное для личности и общества.

В октябре 2007 года мне представилась возможность выступить в Парламентской ассамблее Совета Европы и рассказать о православном понимании прав и достоинства человека. В своем слове я постарался напомнить европейцам о том, что именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и условиях его реализации, что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный фон европейского сознания, обладающий неиссякаемым потенциалом в личной и общественной жизни.

Сегодня же происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, появляется новое поколение прав, противоречащих нравственности, а ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. С точки зрения Русской православной церкви, секулярное мировоззрение не может настаивать на своей монополии на утверждение общественных ценностей ни в Европе, ни во всем мире. Поэтому настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Но церковь не желает вступать в конфронтацию, уважая свободу убеждений неверующих людей. Она открыта к диалогу с ними. Мой визит и выступление в Парламентской ассамблее Совета Европы показали, что диалог между представителями традиционных религий и секулярного мира возможен и его надо продолжать.

Надо сказать, что Русская православная церковь находит поддержку своей позиции и со стороны других христианских конфессий, прежде всего со стороны Римско-католической церкви, консервативных протестантских кругов, традиционных религий: ислама, иудаизма, буддизма. Построение конструктивных отношений с их представителями и формирование некой общей позиции по общественно значимым вопросам, а также ее совместное представление в международных организациях являются наиболее приоритетными направлениями развития межрелигиозного диалога.

Сегодня с посланием о неразрывной связи между правами человека и нравственностью Русская православная церковь выступает с многих трибун в авторитетных международных организациях. В Московском патриархате высоко ценят уровень понимания и поддержки, которые мы встречаем со стороны представителей государственных и международных структур. Но и со своей стороны церковь обладает серьезными возможностями для ознакомления мировой общественности с ее взглядами. В Брюсселе, Страсбурге, Нью-Йорке, Женеве действуют представительства, которые занимаются отношениями с ООН, Советом Европы, Европейским союзом, ОБСЕ и другими международными организациями.

Имеется и ряд других важных сфер взаимодействия церкви с международными  организациями. Такое взаимодействие касается, в частности, законодательства о религии, основные принципы которого все в большей мере фиксируются в международном праве. Взаимодействие с международными организациями ведется и в таких сферах, как межрелигиозный диалог, предотвращение и разрешение конфликтов, дискуссия о месте религиозной традиции в образовательной системе.

Надеюсь, что свидетельство Русской православной церкви, например, по уменьшению напряженности этноконфессиональных отношений или по повышению нравственности в современном мире будет и далее получать должный общественный резонанс и способствовать сохранению мира и духовного измерения человеческой жизни.