ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Первый год Байдена: «старик» и море … проблем

10:52 25.01.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

20 января минул один год с момента вступления Джозефа Байдена в должность президента Соединенных Штатов. Байден обещал существенно пересмотреть внешнеполитический курс Трампа. Каковы промежуточные результаты?

Идя на выборы, нынешний глава Белого дома во внешней политике в первую очередь обещал вернуть Америке «уважение в мире». А также «ликвидировать ущерб», нанесенный, по его мнению, интересам США администрацией Трампа. Речь шла о «восстановлении» традиционных альянсов и международных институтов.

За первый год, Байден вернул США в число участников Парижского соглашению по климату, а также в ряды Всемирной организации здравоохранения. Вместе с тем, Байден уделял мало внимания проблемам развития международных экономических связей, включая реформу таких институтов, как Всемирная торговая организация. Его администрация проявляет не слишком большой интерес к торговым переговорам. США остаются в стороне даже от Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве, несмотря на провозглашение Индо-Пацифики зоной своих приоритетных стратегических интересов.

Значительный упор был сделан на повестку борьбы с изменениями климата, которые объявлены одной из главных угроз национальной безопасности. Байден принял личное участие в 26-й Конференции стран-членов Рамочной конвенции ООН по изменениям климата, COP26. Одной из основ новой консолидации «прогрессивных сил» Вашингтон видит противодействие тем, кто «подрывает» меры, направленные на преодоление негативных последствий климатических изменений. 

Вместе с тем, борьба за лидерство в области «зеленых» стандартов способна стать еще одной линией разлома в трансатлантических отношениях. Да, экологическая повестка Байдена находит живой отклик в Европе. Однако углеродный налог на импорт, который собирается ввести ЕС, ударит и по поставщикам из США. В свою очередь, геополитическое давление под предлогом защиты окружающей среды, которое Вашингтон теперь всё чаще оказывает на союзников и сателлитов, во многих случаях прямо противоречит национальным интересам последних.

Выступая перед избирателями, Байден высказывался в поддержку продолжения политики контроля над вооружениями. В первые дни в Белом доме, президент-демократ продлил еще на пять лет Договор СНВ. Судя по тем ответам, которые Вашингтон подготовил на российские требования твердых юридических гарантий безопасности, администрация Байдена готова обсуждать тему стратегической стабильности, а также, более широко, общую проблематику контроля над вооружениями.

Что касается нынешнего практически полного развала системы договоров, регулировавших вопросы ракетных и ядерных потенциалов, то из Вашингтона идут сигналы о готовности проработать некие формы «возвращения» к ограничениям договора РСМД. Вместе с тем, переговоры о соглашении, которое могло бы стать преемником СНВ, придется начинать, по сути, с чистого листа.

Среди наиболее провальных внешнеполитических моментов первого года Байдена наблюдатели отмечают вопрос о возобновлении ядерной сделки с Ираном. Изначально Байден заявлял о намерении вернуть США в число участников соглашения. Однако на протяжении всего года Вашингтон предпочитал вести бесконечные дискуссии вокруг параметров конкретных обязательств сторон и процедурах их реализации.

В целом, в ходе предвыборной кампании, Байден много рассуждал о необходимости «неустанной дипломатии», направленной на решение многочисленных вызовов и угроз, которые создал или усугубил Трамп за годы своей легислатуры. Тем не менее, отмечает британский The Economist, за прошедший год администрация США так и не смогла заполнить все важные вакансии во внешнеполитической команде. И такое положение бьет по американским интересам.

К примеру, европейские союзники разочарованы отсутствием американских послов в Берлине, Лондоне и Риме. Должность посла пустует и в Киеве, что порождает сомнения в надежности позиции Байдена по Украине. Европейцев пугают аналогии с Ближним Востоком: Вашингтон недвусмысленно сокращает свое внимание к этому региону, что сопровождается отсутствием послов в Саудовской Аравии, ОАЭ и Катаре. В то же время, на фоне, казалось бы, растущего внимания США к Азии, вакантными остаются должности послов в Южной Корее и Индии.

Наиболее тревожит союзников и партнеров Америки, что, как показал первый год Байдена, «Трамп оказался не аберрацией, а вариантом нормы». Вернувшись к традиционной для США риторике, Байден не стал сворачивать со многих путей, намеченных при Трампе на внешнеполитическом контуре. Реалисты в Америке уже и сами признают, что идея о «возвращении» США к глобальному лидерству «достаточно наивна». При этом американские интересы остаются абсолютным приоритетом для Вашингтона. А все остальные страны, какими бы дружескими эпитетами их не обозначали в официальных документах, лишь инструментом реализации этих интересов.

Байден сосредоточил основные усилия на социально-экономической модернизации Америки. А его внешняя политика предельно прагматична, и призвана в первую очередь освободить США от избыточных международных обязательств в стратегической сфере. В рамках этого курса, Белый дом использует «наследие» Трампа везде, где считает такой подход целесообразным. Речь идет о парадигме realpolitik, приоритете «интересов» над «ценностями». Подобное «возвращение к нормальности» оказалось весьма неприятно для многих номинальных союзников Вашингтона. В то же время, Байден, при случае, всё еще пытается оказывать идеологическое давление на страны, отвергающие «прогрессивную повестку» в ее американском изводе.

На практике, оказалось, что приход Байдена скорее изменил «форму» внешней политики Вашингтона. Внешне отношения стали «мягче», с союзниками обращаются вежливо и более уважительно. Однако «содержание» политики практически не меняется.  Как отмечает глава американского Совета по международным отношениям Ричард Хаас - «во внешней политике нынешнего президента и его предшественника гораздо больше преемственности, чем хотелось бы признавать. Критические элементы этого курса возникли ещё до Трампа, в период администрации Барака Обамы, что позволяет говорить о долгосрочной тенденции – смене парадигмы в подходе Соединённых Штатов к миру. Сквозь кажущуюся волатильность проступают очертания американской внешней политики после холодной войны». Ключевые элементы которой – приоритет соперничества великих держав, а также американский национализм.[i]

Так, Байден продолжил линию на усиление противоборства с КНР по всем направлениям. Борьба с Пекином остается системообразующим элементом американской внешней политики. В отношении Китая, в американском истеблишменте сложился устойчивый двухпартийный консенсус относительно необходимости дальнейшего всемерного сдерживания. Изначально предполагалось, что Байден будет действовать изощрённее предшественника, сделает акцент на противостояние «во имя ценностей» и «интересов мирового сообщества». На практике, демократическая администрация настроена не менее антикитайски, чем люди Трампа. А политика Вашингтона, если и стала «более предсказуемой», то лишь с точки зрения безоговорочного усиления конфронтации со второй ведущей державой мира.

Политика США при Байдене на российском направлении носила в первый год разноплановый характер. Внешне конфронтация с Москвой углубилась. К традиционному противостоянию вокруг интересов добавилось противостояние на уровне разного понимания универсальных ценностей. Вместе с тем, сигналы, приходившие весь год из Вашингтона, были различны.

«Конфронтационный характер отношений сохраняется, но становится более нормальным и предсказуемым. И это заслуга не только российской, но и американской стороны».[ii]

Очный и онлайн саммиты между Владимиром Путиным и Джозефом Байденом продемонстрировали готовность обеих сторон к прагматичному разговору даже по тем темам, где их позиции категорически расходятся. Появились признаки готовности Вашингтона договариваться, по меньшей мере, о правилах управления конфронтацией. Нельзя исключать, что уже в ближайшие недели Путину и Байдену предстоит выяснить, возможно ли еще партнерство между Москвой и Вашингтоном по каким-либо вопросам в новых обстоятельствах.

К первой годовщине вступления в должность рейтинг одобрения работы Байдена упал до 33 процентов, ниже чем у Обамы и даже Трампа.[iii] Главные причины носят почти исключительно внутриполитический характер. Во внешней политике серьезный удар по образу Байдена в глазах американского общественного мнения нанес лишь окончательный вывод войск из Афганистана, прагматичный по своей сути, но плохо обставленный в имиджевом отношении. С другой стороны, Байден – не Трамп. И хотя в Вашингтоне всё громче звучат голоса тех, кто обвиняет его в «некомпетентности» при ведении дел на международной арене, в «предательстве» нынешнего главу Белого дома не решатся открыто обвинить даже наиболее яростные противники.

И критики, и многие сторонники внутри США характеризуют внешнюю политику Байдена как «безжалостный прагматизм». Сегодня главный вопрос, которым задаются в Вашингтоне, звучит так: «могут ли США бороться одновременно и против Москвы, и против Пекина?». Ресурсы перераспределяются на приоритетные направления, в первую очередь, на «китайское». А присутствие на второстепенных «театрах» сворачивается, хотя такая линия вызывает растущее непонимание со стороны большинства традиционных союзников Америки. К примеру, берега Атлантики она подталкивает к расколу. Тем не менее, внешнеполитическая команда Байдена – значительно опытнее, по сравнению с людьми Трампа. И её более изощренную и долговременную линию нельзя недооценивать.

Во внешней политике «переходный» характер администрации Байдена дает о себе знать в меньшей степени, чем во внутренней. Тем не менее, международная повестка Байдена не свободна от влияния внутриполитических факторов. Основной целью нынешней команды, по-видимому, остается подготовка почвы противостояния с республиканцами в ходе промежуточных выборов нынешнего года. И главное – в ходе президентской гонки 2024-го. Многие решения администрации указывают на ее предпочтение в пользу тактических, если не сиюминутных, результатов, способных, в её представлении, усилить политические позиции демократов в ближайшие два-три года.

Американские избиратели явно понимают это, поскольку, при сохранении поддержки многих решений, принимаемых Белым домом, личный рейтинг Байдена постепенно но неуклонно снижается. Судя по всему, хорошо понимают ограниченность реальных возможностей нынешней администрации и оппоненты США на международной арене.

Вместе с тем нынешний президент США не производит впечатления политика, сильно озабоченного уровнем популярности среди электората. Или, к примеру, в стане стран-союзников. Подобное отношение часто объясняют тем, что «дедушка Байден» видит себя «президентом одного срока». Возможно, впрочем, что признанный ветеран американской внешней политики сознательно готов мириться с реноме «меньшего из зол». Рассчитывая, что именно оно принесет ему желаемый результат в нынешнюю эпоху крайностей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати