Состоялся круглый стол в онлайн-формате «Конфликт на Южном Кавказе. Методы и подходы для эффективного урегулирования». В нем приняли участие профессор Ереванского государственного университета Хачик Галстян, директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Наджаф оглы Гусейнов, магистр международного права, политолог, директор Центра исламских исследований Кавказа Шота Апхаидзе, директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, политолог и специалист по постсоветскому пространству, корреспондент Radio France Internationale, leFigaro Регис Женте (Regis Gente).
Модератор – директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при Правительстве России Денис Денисов.
В ходе мероприятия эксперты обсудили применяемые методы и подходы в рамках урегулирования конфликта на Южном Кавказе, а также предложили возможные инструменты для более эффективной работы. Также была дана оценка деятельности миротворческого контингента Российской Федерации. Отдельно была обсуждена тема, связанная с введением дополнительных мер доверия по урегулированию конфликта.
Денис Денисов, открывая дискуссию, заметил, что в течение 2021 года на Южном Кавказе обстановка была относительно спокойной. Российская Федерация продолжала достаточно успешно играть миротворческую роль в регионе. Модератор также с удовлетворением отметил положительную динамику контактов между Ереваном и Баку, а также начавшиеся контакты Еревана и Анкары. Открытым остается вопрос, включится ли Грузия полноценно в контакт «три плюс три». 14 января с.г. Сергей Лавров вновь заявил, что Грузия могла бы присоединиться к этому формату (три страны Южного Кавказа, Россия, Турция и Иран) по Закавказью без каких-либо политических обязательств для себя. В конце прошлого года по ситуации на Южном Кавказе также активизировались европейские партнеры России, в частности Женева и Прага.
Первому слово было предоставлено грузинскому востоковеду, специалисту по исламским исследованиям Шоте Апхаидзе. Он начал с того, что охарактеризовал Карабахский конфликт, как очень сложный, так как он является этнополитическим конфликтом, который берет свое начало еще со времен Османской империи. Дополнительный импульс развитию конфликта придал распад Советского Союза в 90-годах прошлого века и связанные с этим процессы на постсоветском пространстве. Практически, по мнению грузинского специалиста, на протяжении последних 30 лет конфликт, за исключением маленьких вспышек насилия, был заморожен. Но 44-дневная война в сентябре-ноябре 2020 года изменила весь формат данного конфликта. Не смотря на достигнутое при посредничестве России прекращение огня, Карабахский конфликт нельзя считать погашенным до тех пор, пока не будет определен статус Нагорного Карабаха, проведена его демилитаризация,
делимитация границы с Азербайджаном и демаркация пограничной зоны Армении и Азербайджана. Очень важно, считает Апхаидзе, определить международно-правовую форму урегулирования конфликта и его механизмы. Так как конфликт является этнополитическим, необходимо начать с культурно-гуманитарных отношений. На протяжении последних 30 лет в Азербайджане и Армении выросло целое поколение молодых людей, включая выходцев из Карабаха, которые фактически не имеют представления друг о друге, помимо сплошного негатива и враждебной пропаганды. Поэтому сейчас, как полагает грузинский специалист, необходимо установление между азербайджанской и армянской молодежью тесных связей, проведение совместных конференций и мероприятий, прямых контактов. Площадками для проведения таких форумов могли бы стать Турция и Россия, тем более, что в РФ мирно уживаются большие общины и армян, и азербайджанцев. Также очень важным является экономический фактор, особенно в формате «три плюс три». В качестве положительного сдвига Шота Апхаидзе указал, что Армения и Турция при посредничестве Москвы впервые за последние несколько десятков лет вышли на прямые переговоры без предварительных условий. Ранее камнем претворения в турецко-армянских двусторонних отношениях был вопрос признания геноцида армянского народа в Османской империи в начале ХХ века. Территориальное решение Карабахского вопроса грузинский ученый видит на основе широкой автономии или конфедерации с Арменией. Что касается самой Грузии, то ей сейчас необходимо подключиться к формату «три плюс три» для решения прежде всего своих экономических проблем.
Следующим выступил Ризван Гусейнов, который напомнил, что Карабахский конфликт имеет большую предысторию. По Конституции Азербайджан является унитарным государством, а не федерацией или конфедерацией. В нем живут около сотни национальностей и народностей. Поэтому по этническому признаку автономия в государстве невозможна. Если речь идет о Нахичеванской Автономной Республике, то это результат другого исторического процесса, связанного с советским периодом. Что касается экономического фактора, то Баку предлагает Карабаху широкий пакет выгодных предложений. В отношении восстановления хозяйственной инфраструктуры Карабаха азербайджанский политолог подтвердил, что в 2021 году его страна вложила сотни миллионов долларов в строительство дорог и других объектов, предназначенных для всеобщего пользования. Все это является залогом, по словам Гусейнова, чтобы в перспективе два народа мирно сосуществовали. Необходимо также в полной мере задействовать и «второй путь» − гуманитарные контакты, общественную дипломатию, сотрудничество неправительственных организаций, активистов, ученых, молодежи. Политолог подчеркнул, что он уже 15 лет работает на этом направлении со своими армянскими коллегами. Главная задача – обходить острые углы и переходить к конкретике, а именно, к взаимодействию широких слоев населения. В заключение своего выступления Гусейнов подчеркнул роль России в посреднических усилиях по нормализации обстановки вокруг Нагорного Карабаха.
Владимир Лепехин, особо остановился на урегулировании Карабахского конфликта с точки зрения развития всего евразийского пространства и роли Российской Федерации на всем постсоветском пространстве. Он привлек внимание собеседников к тому, что за последние полтора года произошло три гео-региональных события с участием России и ОДКБ. Во-первых, война на Южном Кавказе, которая изменила конфигурацию сил на всем евразийском пространстве, а не только между Азербайджаном и Арменией. Активное участие в Карабахском конфликте приняла Турция, вектор действий которой был направлен против влияния России на Южном Кавказе. После ноября 2020 года ситуация там поменялась коренным образом. Ученый напомнил, что формула «три плюс три» предлагалась Институтом ЕАЭС еще в 2010 году. Но тогда она не была востребована. Сейчас по мнению Лепехина она запоздала, так как в регионе кардинально изменился расклад сил в пользу Азербайджана в результате его военной победы в Нагорном Карабахе. Другим важным событием 2021 года стал приход к власти в Афганистане движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России). Оно произошло за пределами постсоветского пространства, но имеет прямое отношение к проблемам безопасности на нем. С точки зрения ученого, это совершенно новая ситуация на границе постсоветских государств, которая означает формирование лидера в суннитском мире. Обозначилась четкая связка Турция – Пакистан, которая должна будет определить в какую сторону будет направлена экспансия. Очевидно, что не в сторону Китая, Индии или Ирана, а, скорее всего, − на север, в сторону центрально-азиатских государств. Следовательно, «Туранский поток» будет переориентирован с Южного Кавказа на Центральную Азию. Третье событие – это событие уже этого года, а именно попытка бунта в Казахстане. И на Южном Кавказе, и в Казахстане потребовалось решительное вмешательство России, в казахстанском случае – под эгидой ОДКБ. По мнению Лепехина, последние движения президента Армении Пашиняна по сближению с Турцией и Азербайджаном свидетельствуют, что в Ереване отсутствует однозначный целостный субъект власти, и значительная часть властных структур и общества не поддерживают внешнюю политику своего президента. В целом, в изменившихся геополитических условиях российский исследователь предлагает отказаться от устаревшей политики «мягкой силы» и перейти к концепции «Россия – сильный миротворец».
Хачик Галстян выразил точку зрения, что противостояние Арцаха с Азербайджаном не имеет военного решения. Второй урок Карабахского конфликта, по его мнению, заключается в том, что в результате него в регионе был нарушен статус-кво между Арменией и Арцахом, с одной стороны, и Азербайджаном – с другой. В 2021 году ситуация в Карабахе несколько стабилизировалась: в свои дома вернулись около 50 тысяч армян, еще около 30 тысяч не имеют такой возможности, так как они находятся в зоне оккупации. Галстян видит решение Карабахской проблемы в усилении миротворческой роли России. Он считает, что для этого силами российских миротворцев должна быть проведена масштабная демилитаризация в зоне соприкосновения военнослужащих Арцаха и Азербайджана и создана незаселенная буферная зона.
Регис Женте, французский журналист, корреспондент Radio France Internationale предупредил, что он будет говорить не об эффективном урегулировании, а об условиях такого регулирования. Нагорный Карабах – это пример, где Европа может сыграть позитивную роль. Так, в частности, на полях «Восточно-Европейского партнерства» в Брюсселе 15 декабря состоялась встреча Пашиняна и Алиева. Конфликт до конца еще не разрешен, поэтому наблюдается напряженность вдоль армяно-азербайджанской границы. По мнению Женте, ключевую роль в урегулировании должно будет иметь определение статуса Нагорного Карабаха.
В целом, обсуждение показало, что эксперты, представляющие стороны конфликта, а также посредники между ними в лице российских участников дискуссии, по принципиальным вопросам еще очень далеки от сближения позиций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs