ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Армяно-российские отношения: лучше поздно, чем никогда

12:15 04.06.2025 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

1 июня президент России Владимир Путин тепло поздравил премьер-министра Армении Никола Пашиняна с 50-летним юбилеем и выразил уверенность в том, что сотрудничество двух стран будет способствовать дальнейшему развитию отношений и укреплению стабильности и безопасности на евразийском пространстве. Ранее в ходе выступления в парламенте премьер-министр Армении Никол Пашинян пообещал, что развитие отношений Армении с Западом не будет осуществляться за счет связей Москвы и Еревана[1].

Накануне приезда Лаврова (20-21 мая) в Ереван бывший президент Армении Р.Кочарян заявил, что отношения с Москвой испортились настолько, что теперь требуется их срочная реанимация: «Необходимо восстановить стратегическое и союзническое партнерство с Россией… единственная сила, готовая защищать Армению, — это не США и НАТО, а Россия»[2].

В ходе своего рабочей поездки в Армению  российский министр иностранных дел С.В.Лавров заверил, что Москва и Ереван оставили в прошлом «стадию взаимных недоверий или взаимных обид»[3].

Почти три года прошло со времени предыдущего визита[4] главы российского внешнеполитического ведомства в Армению. За прошедший период на Южном Кавказе произошли события, которые руководства России и Армении трактуют по-разному. Достаточно вспомнить неоднократные попытки со стороны официального Еревана и аффилированных СМИ дискредитировать Россию. Тогда армянские власти взяли курс на военно-политическое сближение с Западом, ради чего ослабляли контакты с Москвой, в особенности в сфере безопасности. Вместе с тем правительство Армении декларировало желание Еревана сохранить все экономические преференции членства в ЕАЭС, в первую очередь - свободный доступ к российскому рынку.

В таких противоречивых обстоятельствах официальная информация[5] о двухдневном рабочем визите С.В.Лаврова в столицу Армении вызвала ажиотаж. Причем визит состоялся накануне вручения (22 мая) министру иностранных дел высшей награды России — ордена Святого Андрея Первозванного[6].

Политические эксперты принялись строить весьма неоднозначные  предположения о причинах и целях визита: от полной перезагрузки отношений Еревана с Москвой[7] до приписывания Лаврову намерения объединить армянскую оппозицию перед предстоящими через год парламентскими выборами[8].

В ходе визита С.В.Лавров сам дал ответ, далекий от конспирологии: «Наши руководители [В.В.Путин и Н.В.Пашинян – прим. автора] договорились осенью 2024 г. восстановить в полном объеме наши контакты. По крайней мере, в том, что касается министерства иностранных дел [России – прим. автора], мы это поручение выполняем»[9].

В Ереване он встретился как с руководством республики: премьер-министром Н.Пашиняном, президентом В.Хачатуряном и главой внешнеполитического ведомства А.Мирзояном, так и с армянской общественностью: посетил Русский дом и выступил в Российско-Армянском университете.

 

Визиты подобного уровня предполагают урегулирование вопросов стратегического характера и не ограничиваются обменом любезностями. По информации МИД России[10], в ходе переговоров в Армении был «обсужден широкий круг вопросов развития двустороннего сотрудничества, взаимодействия по линии евразийских интеграционных объединений, координации в ООН и на других международных площадках». Обе стороны отмечают настрой на «укрепление политического и межведомственного диалога, раскрытие потенциала торгово-экономического сотрудничества между Россией и Арменией, что будет способствовать росту взаимопонимания и нахождению развязок по вопросам, представляющим интерес для каждой из сторон».

Отвечая на вопросы в Российско-Армянском университете на встрече с преподавателями и студентами филиалов российских вузов, министр иностранных дел России заявил, что период недопонимания пройден: «Главный вывод по итогам сегодняшнего визита заключается в том, что мы перевалили за черту, на которой нам не хватало откровений и взаимного доверия»[11].

При этом С.Лавров намеренно подробно прокомментировал практически все «болевые точки» российско-армянских взаимоотношений последних трех лет, поскольку, по свидетельству армянской научной общественности[12], государственные СМИ предоставляют площадку в основном политическим силам с антироссийской позицией.

Трудно поверить, но так, например, начальник института военной академии Армении Арцрун Ованнисян в интервью Общественному телевидению Армении в День Победы 9 мая заявил, что 80 лет назад армянам могло быть выгодно (?!), если бы немецкие войска захватили Кавказ. Мол, тогда Гитлер восстановил бы  Великую Армению за счет территории Турции, своего союзника (правда, так и не вступившего в войну). Любопытно, что свою способность беззастенчиво «интерпретировать» историю и реальность на телекамеру Ованнисян демонстрировал еще во время 44-дневной Второй Карабахской войны будучи официальным представителем Министерства обороны Армении. До последних дней -  перед фактической капитуляцией армянской армии - он, не теряя бодрости духа, каждый день убеждал общественность в очередных «победах» армянской армии. Позже стало ясно, что в «правдивые» заявления Ованнисяна верило подавляющее большинство армян.

На протяжении уже семи лет Ереван формирует посредством имеющихся у него своих серьезных медиаресурсов негативный образ России. По мнению оппозиционных журналистов, «власти Армении проводят целенаправленную политику против свободы слова»[13].

Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян с сожалением констатирует, что нынешнему армянскому руководству «и поддерживающим его прозападным силам удалось внушить армянскому обществу, что главным виновником как в потере Карабаха, так и в оккупации части территории Республики Армения является Москва»[14].

 

Резюмируя визит Лаврова в Ереван, военно-политический аналитик А.Нагапетян предположил, что министр иностранных дел РФ приехал преодолеть информационный барьер: «подтвердить именно армянскому народу, гражданам Армении позицию России по ключевым вопросам армяно-российских отношений, региональным и международным вопросам»[15].

Например, искреннее удивление оппозиционных армянских СМИ вызвала изложенная Лавровым хронология событий сентября 2022 г., когда Азербайджан пересек линию соприкосновения в районе г. Джермук и продвинулся на 140 кв. км территории Армении. Аффилированная с властями пресса все это время скрывала реальные действия (вернее бездействие) властей и оперативную реакцию руководства ОДКБ.

Руководство самой Армении тогда не предприняло тех действий, которые требовались по Конституции[16] в случае «вооруженного нападения на республику». Согласно ст. 119 Основного Закона РА «В случае вооруженного нападения на Республику Армения, наличия непосредственной угрозы нападения или объявления войны Правительство объявляет военное положение, обращается с посланием к народу и может объявить общую или частичную мобилизацию». Сама Армения не мобилизовалась для защиты своей территории, из чего можно было заключить, что власти не расценивали события на границе как агрессию со стороны Азербайджана. Вместе с тем, они требовали именно такой политической оценки и военной помощи со стороны России и других членов ОДКБ. Однако союзники по ОДКБ не стали воспринимать быстро купированный приграничный конфликт как вооруженное нападение.

Аналогично трактовал те события и экс-президент Армении Р.Кочарян в своем интервью накануне визита С.Лаврова: «Произошёл инцидент на границе, и ты заявляешь: «ОДКБ нам не помог». Но чтобы ОДКБ вмешался, нужны были процедуры ... Значит, ты должен был воевать ... Если ты сам не воюешь за свою землю, никто за тебя этого делать не будет. Причины в первую очередь нужно искать здесь, в Армении»[17].

Причина же заключалась в том, что в этой непростой ситуации власти Армении решили сыграть «свою игру» и обвинить ОДКБ в уже согласованном к тому времени с Западом отказе от Карабаха, несмотря на то, что тогда Организация сработала быстро и эффективно. Так, Генеральный секретарь ОДКБ и руководитель объединенного штаба сразу же направились в район эскалации. Самолет с передовой группой приземлился в Ереване уже через день[18]. По результатам инспекции оперативно были подготовлены рекомендации о направлении на границу с Азербайджаном мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ и проект решения Совета Коллективной безопасности «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения». Оставалось лишь стране-председателю ОДКБ (а в 2022 г. председателем была именно Республика Армения) созвать Совет коллективной безопасности с целью одобрить и принять для одобрения такого решения и принятия конкретных мер[19]. Однако руководство Армении как председатель ОДКБ всячески оттягивала принятие такого решения, поскольку закулисно уже к тому времени договорилось признать Карабах частью Азербайджана (соответствующий документ был подписан 6 октября 2022 г. в Праге) и принять гражданскую миссию ЕС вместо миссии наблюдателей ОДКБ.

В дальнейшем по инициативе России со стороны ОДКБ неоднократно поступали предложения конкретной помощи Армении. Руководство Армении отказалось от всего, мотивировав свою позицию тем, что любое присутствие, в частности, союзника - России, создаст республике проблемы с безопасностью. Таким образом, если оглянуться назад, можно легко придти к очевидному выводу – тогда в обмен на поддержку Запада Ереван пошагово отрекся от Карабаха, свернул контакты с ОДКБ и одновременно пытался надуманно обосновать выход страны из данной структуры.

Повторюсь, представленная Сергеем Лавровым хронология событий стала откровением для армянской общественности. Так, политолог Сурен Суренянц, потребовал разъяснений: «Лавров раскрыл эпизод, на который власти непременно должны ответить, иначе получится, что власти Армении сознательно пошли на подписание Пражской декларации 3 года назад, под ложным предлогом, якобы ОДКБ не хочет или не может вмешаться в события сентября 2022 года»[20].

Другим откровением, особенно для тех, кто «обвиняет Россию в сдаче Карабаха» Азербайджану, стало заявление Лаврова, что в 2020 г. президент России Владимир Путин лично отредактировал Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г.[21], исключив вопрос принадлежности Нагорного Карабаха. «Было достигнуто джентльменское соглашение о том, что статус НКР станет предметом дальнейшего обсуждения между сторонами»[22], — поделился российский министр. Другими словами, до подписания пражской декларации территория Нагорного Карабаха была нейтральной и находилась под контролем российского военного миротворческого контингента. Поскольку в октябре 2022 г. Никол Пашинян подписал Пражский документ, что это территория Азербайджана, России пришлось вывести оттуда своих миротворцев.

В откровенном разговоре С. Лавров не стал обходить вниманием и тему продажи российского оружия Азербайджану: «Напомню, что и Армения практически все годы после обретения независимости использовала российское оружие, в том числе для захвата семи районов (Азербайджана – прим. автора), на которые она никогда не претендовала… Оружие российское и в Африке используют», - сказал Лавров.

Нефтедобывающая страна Азербайджан была в состоянии купить вооружение где угодно на современном рынке вооружений. Надо отметить, что программа Пентагона по поддержке Азербайджана в сфере безопасности превышала даже финансовую и военную помощь Грузии.

Например, накануне войны с Арменией Азербайджан в 2018-2019 гг. получил от США военную помощь в объеме более 100 млн. долл., по данным американского новостного и аналитического сайта EurasiaNet[23]. Однако использование Азербайджаном американской военной помощи в 44-дневной войне 2020 г. не помешало Армении подписать с США Хартию о стратегическом партнерстве в январе 2025 г.

Хартия не предполагала каких-либо обязательств в области безопасности с американской стороны, поскольку Вашингтон не собирался из-за Армении  идти на конфронтацию с Турцией — главным союзником Азербайджана. Европа стала явно не так заинтересована в Армении, как она это демонстрировала  при администрации Байдена. Что же касается Франции, основного партнера Армении в ЕС, то она и вовсе не имеет серьезных рычагов влияния на Баку.

По мнению Osservatorio Balcani e Caucaso Transeuropa[24], с возвращением президента США Дональда Трампа в Белый дом и доминированием российской армии по всей линии фронта на Украине Н.Пашинян начал смягчать свою риторику в отношении России. Правительство Армении приняло более прагматичный курс, полагаясь в значительной степени на Россию в торговле, а также на дешевые энергоносители на десятилетия вперед.

Армянский журналист Арман Абовян с удивлением отмечает[25] преобразившуюся риторику армянского министра иностранных дел, реверансы в сторону России, которые, казалось бы, идут вразрез с ранее проводимой антироссийской политикой. В частности он обращает внимание на заявления министра иностранных дел А. Мирзояна на пресс-конференции после встречи с Лавровым о том, что Армения не собирается пересматривать формат союзнических отношений с Россией и не предпринимает усилий для присоединения к Евросоюзу (т.е. по его словам, никаких официальных заявок на этот счёт страна не подавала). Вместе с тем, в тот же день на региональном семинаре послов стран ЕС в Восточной Европе и Центральной Азии он с гордостью утверждал о том, что Армения предприняла смелые шаги по диверсификации партнерских отношений.

Политолог Сурен Суренянц отмечает, что это не первый случай, когда представители правительства Армении выступают с противоречивыми заявлениями — это зависит от обстоятельств и от того, в какой столице или перед членами делегации какой страны они выступают: «Власти Армении проводят хаотичную, ситуативную внешнюю политику, в результате чего страна сталкивается с многочисленными рисками по разным направлениям»[26].

Однако в последнее время можно констатировать, что Н.Пашинян отчётливо даёт понять, во всяком случае в публичном пространстве, что старается изменить свой образ недружественного и тем более враждебного к России политического деятеля. Как следствие этой тенденции можно рассматривать стремление восстановить стабильные российско-армянские отношения. Власти Армении постепенно пересматривают свое отношение к России и возвращаются в более или менее конструктивное русло. Рабочая поездка Сергея Лаврова и запланированный (5-6 июня) визит председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Ереван, приуроченный к заседанию юбилейного 10-го межрегионального форума, могут способствовать снижению ненужной напряженности в отношениях и поиску решений, которые будут устраивать обе стороны.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://vestikavkaza.ru/news/armenia-ne-budet-razvivat-otnosenia-s-zapadom-za-scet-rossii-pasinan.html?ysclid=mbe5ssk3m9771448050

[2] https://news.am/rus/news/883418.html

[3] https://ria.ru/20250521/lavrov-2018292070.html?ysclid=mbe6oanr31192587198

[4] Лавров посетил Ереван в июне 2022 г.

[5] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/2018539/

[6] http://www.kremlin.ru/events/president/news/76979

[7] https://expert.ru/v-mire/rossiya-i-armeniya-otkhodyat-ot-cherty-nedoveriya/?ysclid=mazuha5r7j900702932

[8] https://www.golosarmenii.am/article/237344/vizit-glavy-mid-rossii-v-erevan-%E2%80%93-akcenty-i-nyuansy

[9] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/2019040/

[10] https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/2019110/

[11] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/problematika-prostranstva-sng/rossia-i-problemy-central-noj-azii/2019120/

[12] https://am.sputniknews.ru/20250520/vizit-lavrova-i-antirossiyskaya-propaganda-na-ota-mnenie-eksperta--o-politike-armenii-89151518.html?ysclid=mb5kv6f0cz179149418

[13] https://newsarmenia.am/news/analytics/szha-90-iskov-protiv-armyanskikh-media-tselenapravlennaya-politika-protiv-svobody-slova-/?ysclid=lzfz7cmuqs365811229

[14] https://vk.com/wall-167661899_1992574?ysclid=lzg0zjyedr76776033

[15] https://www.golosarmenii.am/article/237344/vizit-glavy-mid-rossii-v-erevan-%E2%80%93-akcenty-i-nyuansy

[16] National Assembly of the Republic of Armenia | Official Web Site | parliament.am

[17]https://eadaily.com/ru/news/2025/05/20/kocharyan-podnyalsya-iz-okopa-pro-intervyu-eks-prezidenta-i-propavshie-125-mln

[18] https://odkb-csto.org/videogallery/press-konferentsiya-generalnogo-sekretarya-odkb-stanislava-zasya-ob-itogakh-deyatelnosti-organizatsi/#loaded

[19] https://aif.ru/politics/world/pereshli_granicy_lavrov_dal_chetkiy_otvet_na_mnogie_pretenzii_erevana

[20] https://dzen.ru/a/aC37wTBmR1QYZSC9?ysclid=mazv3ugtpd412546651

[21] http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384

[22] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/problematika-prostranstva-sng/rossia-i-problemy-central-noj-azii/2019120/

[23] https://eurasianet.org/amid-iran-crisis-us-offers-big-military-aid-boost-to-azerbaijan

https://securityassistance.org/publications/security-assistance-in-focus-azerbaijan-state-border-service-and-state-customs-committee/

[24] Armenia recalibrates ties with Russia during Lavrov visit / Armenia / Areas / Homepage - Osservatorio Balcani e Caucaso Transeuropa

Osservatorio Balcani e Caucaso Transeuropa (OBC Transeuropa или OBCT) - аналитический центр и интернет-газета, базирующаяся в Тренто, Италия, и специализирующаяся на Юго-Восточной Европе. В нем сообщается о социальных, культурных и политических событиях в 6 государствах-членах ЕС, 7 странах-кандидатах и потенциальных странах-кандидатах и 5 странах Восточного партнерства.

[25] "Русские горки" пашиняновской власти - Новости 26.05.2025 | Verelq News

[26] https://dzen.ru/a/aC37wTBmR1QYZSC9?ysclid=mbfpp10wex376792663

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати