Все точки зрения, изложенные в данном обзоре, являются личным мнением автора публикации и не отражают позицию редакции журнала «Международная жизнь».
The national interest: Шанс Байдена для мира в Евразии
В конце декабря 2021 года президент России Владимир Путин заявил, что отказ от предложенных Россией соглашений о безопасности с Западом будет встречен «соответствующими ответными военно-техническими мерами». Гилберт Доктороу, политический аналитик из Брюсселя, истолковал это как развертывание дополнительной российской военной техники, включая баллистические ракеты малой дальности SS-26 «Искандер-М» с ядерными боеголовками, в Белоруссии и Калининграде, чтобы угрожать прифронтовым государствам НАТО и восточной Германии. Он также предположил, что речь может идти о возможном развертывании гиперзвуковых крылатых ракет морского базирования «Циркон» с ядерными боеголовками у побережья Вашингтона, округ Колумбия, которые, как ранее заявляла Россия, могут быть использованы для уничтожения столицы США до того, как президент сможет сбежать на борту №1.
Когда к этому добавляется другое российское оружие массового уничтожения, ставки на двусторонних переговорах между Соединенными Штатами и Россией вряд ли могут быть выше. Россия также пригрозила этими ответными военно-техническими мерами в ответ на введение Соединенными Штатами гораздо более строгих экономических санкций против нее. Конечно, если бы Соединенные Штаты и НАТО перебросили свои войска к украинской границе в ответ на «вторжение» России в Украину, это почти наверняка спровоцировало бы нападение России на прифронтовые государства-члены НАТО, где дислоцированы эти войска, что потенциально могло бы начать третью мировую войну. Таким образом, это одна российская «красная черта», которую нельзя переходить. Кроме того, за любым «вторжением» России на Украину и/или началом войны между Соединенными Штатами и Россией в Европе вскоре может последовать китайское вторжение на Тайвань и северокорейское вторжение в Южную Корею, что почти гарантирует, что Соединенные Штаты не смогут эффективно противостоять любой из этих агрессий.
К сожалению, двусторонние американо-российские переговоры прервались на этой неделе после того, как делегация США, как сообщается, отказалась предложить России какие-либо уступки или признать какие-либо ее законные интересы в области безопасности, особенно на Украине. В ответ Россия заявила, что не планирует возобновлять двусторонние переговоры с США, чтобы положить конец кризису, и продолжает наращивать подготовку к войне. На данный момент единственным способом дать России спасительное для всех решение по украинскому кризису для администрации Байдена было бы пойти на значительную уступку, например, приостановить военную помощь США Украине.
Между тем ряд экспертов по национальной безопасности пришли к выводу, что Россия намерена использовать нежелание США вести переговоры по соглашению о безопасности на условиях Москвы в качестве предлога для вторжения на Украину в ближайшие несколько месяцев. Более того, Россия угрожает увеличить расходы США, посредством размещения своих военных сил (возможно, включая ядерные бомбардировщики или ракеты) на Кубе и в Венесуэле.
У администрации Байдена остается мало времени, чтобы предотвратить возможную ядерную войну с Россией, которая может стоить гораздо больше жизней, чем было потеряно во Второй мировой войне. Администрация Байдена выразила желание наладить мир с Россией, но должна понимать, что вероятность войны, как с Россией, так и с Китаем будет оставаться более высокой, до тех пор, пока Соединенные Штаты продолжат направлять оружие и вооруженные силы для вмешательства в страны, которые граничат с Россией и Китаем. При этом Соединенным Штатам еще не поздно отказаться от рискованной политики сдерживания и военного балансирования на грани войны с Россией и достичь взаимоприемлемого компромисса. Сейчас больше всего нужно, чтобы Соединенные Штаты и НАТО восстановили доверие и взаимное чувство безопасности в своих отношениях с Россией. Чтобы избежать такой ненужной и апокалиптической войны, необходимо создать новую стратегическую структуру, которая признает жизненно важные интересы безопасности Соединенных Штатов и России и устраняет другие нерешенные источники напряженности. В противном случае более стабильный, безопасный и прочный мир останется недостижимым.
Поскольку президент Джо Байден и другие лидеры НАТО публично заявили, что не будут вмешиваться в военное противостояние в случае российского вторжения в Украину, у Соединенных Штатов, по сути, есть два варианта. Они могут либо стоять в стороне и смотреть, как российские военные захватывают Украину, а ее захват, вероятно, положит конец ее существованию как независимого государства, либо может предпринять серьезные усилия для переговоров с Россией о соглашении о безопасности в соответствии с тем, что предложил Путин. Учитывая отсутствие реальных шансов на то, что члены НАТО согласятся на вступление Украины в НАТО, которое уже расширилось до границ России, нет причин не выдать России письменную гарантию, подтверждающую то же самое. Кроме того, нынешнее военное развертывание США в Польше составляет всего около 4000 человек с дополнительными 1000 военнослужащими НАТО, в то время как Соединенные Штаты уже вывели все свои войска из Балтийского региона (которые Вашингтон затем отправил обратно в январе, оставив силы всего в 3000 военнослужащих НАТО). Кроме того, в Румынии дислоцировано 1000 американских военнослужащих. Излишне говорить, что этих небольших сил, насчитывающих всего лишь 9000 военнослужащих, было бы очевидно недостаточно, чтобы остановить, потенциального российского вторжения в эти государства-члены НАТО. Таким образом, их присутствие служит для России скорее предлогом, чем сдерживающим фактором для нападения на государства, в которых они развернуты. Соответственно, согласие на их вывод было бы наиболее разумным поступком со стороны США и НАТО со стратегической точки зрения.
Став президентом, Байден намекнул на свое желание улучшить и «перезагрузить» отношения с Россией. Соответственно, вместо того, чтобы непреднамеренно спровоцировать нежелательную войну, ему следует воспользоваться предоставленной Путиным возможностью реструктурировать архитектуру европейской безопасности и установить новую разрядку с Москвой. Такое соглашение могло бы, например, обеспечить сохранение независимости Украины в обмен на принятие Украиной новой федеральной конституции, которая предоставляет дополнительную автономию ее областям/регионам и юридически закрепляет права российских граждан, проживающих на востоке Украины. В рамках этого компромиссного мирного соглашения Соединенные Штаты, НАТО и Украина также официально признают аннексию Россией Крыма, население которого составляет более двух третей этнических русских и который до 1954 года был частью России.
В ответ на мою предыдущую статью, в которой я выступал за признание сфер влияния России, Китая и США, российский аналитический центр, который, по-видимому, представляет взгляды Кремля, осудил мое предложение Соединенным Штатам выйти из НАТО в обмен на выход России из возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая де-факто служит ее военным союзом с Китайской Народной Республикой (КНР), назвав ее «ловушкой». Соответственно, вместо того, чтобы обусловливать принятие США проекта российского соглашения о безопасности выходом России из ШОС, принятие Соединенными Штатами предложенного Россией соглашения о безопасности должно быть обусловлено подписанием американо-российского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, такого как тот, который Россия заключила с КНР более двух десятилетий назад.
Такое соглашение послужило бы центральным элементом новой архитектуры европейской безопасности, которая могла бы положить конец тому, что называют «второй холодной войной» между Соединенными Штатами и Россией. Скорее всего, это переопределит американо-российские отношения, установив большое стратегическое партнерство между двумя ядерными сверхдержавами и открыв новую эру взаимного сотрудничества. Если бы лидеры США начали рассматривать Россию как потенциального стратегического партнера, а не как противника, они, вероятно, гораздо охотнее предлагали бы компромиссы, необходимые для обеспечения мирного урегулирования нынешнего противостояния вокруг Украины. Если предположить, что Соединенные Штаты затем прекратят развертывание своих вооруженных сил в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море, такое соглашение о дружбе с Россией значительно снизит шансы того, что Соединенные Штаты будут либо втянуты в войну с Россией и Китаем, либо столкнутся с угрозой нанесения противником первого ядерного удара.
Байден также может предоставить одобренное США соглашение о безопасности России в зависимость от других уступок, таких как обязательство России значительно сократить свои выбросы углерода в соответствии с программой администрации Байдена в области изменения климата. Соединенные Штаты согласятся вывести все свои вооруженные силы из Восточной Европы в обмен на согласие России вернуться к полному соблюдению ограничений Договора об обычных вооруженных силах в Европе на численность войск и размещение тяжелых вооружений в Европе, а также возвращение своих войск, сосредоточенных у границ Украины, на свои базы. Кроме того, Соединенные Штаты и Россия могут договориться о восстановлении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого США вышли в 2019 году. За этим может последовать подписание Соглашения о свободной торговле между США и Россией, значимое военно-техническое сотрудничество и создание совместного российско-американского противоракетного щита в Европе, к чему Путин призывал еще в 2000 году. Также будет поощряться военно-техническое сотрудничество между НАТО и Россией, возможно, через Совет Россия-НАТО. Россия и НАТО могли бы также осуществлять дальнейшие меры по укреплению доверия и совместные военные обмены, направленные на укрепление сотрудничества, доверия и дружественных отношений между Россией и НАТО.
В обмен на согласие России на то, чтобы прибалтийские республики оставались частью НАТО, Соединенные Штаты согласятся на строительство сухопутного моста/эстакады автомобильных и железнодорожных магистралей через южную Литву, которая соединит союзную России Беларусь (и, следовательно, саму Россию) с российским Калининградским анклавом. Соединенные Штаты могли бы согласиться вывести все свое тактическое ядерное оружие из Европы в обмен на согласие России на денуклеаризацию и «вывод» всех российских бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, а также баллистических, гиперзвуковых и крылатых ракет из Калининграда, и не размещать ядерное оружие наземного или воздушного базирования за пределами территории Российской Федерации. Однако, если бы Россия настаивала на выходе прибалтийских государств из НАТО в качестве цены мирного соглашения, США могли бы согласиться на выдачу Россией письменных гарантий независимости прибалтийских государств при гарантированном международным договором их нейтралитете (как было сделано с Австрией в соответствии с Австрийским государственным договором 1955 г.).
В рамках этого соглашения администрация Байдена также должна предложить признать сферу влияния России над всеми бывшими советскими республиками (за исключением Эстонии, Латвии и Литвы), возможно, в дополнение к Сербии, Ирану, Ираку, Сирии и Ливии в обмен на признание Россией сферы влияния США в Западном полушарии, Западной Европе и Японии. Обе стороны согласились бы воздержаться от направления своих вооруженных сил, создания военных баз или оказания военной помощи любой стране в сфере влияния другой, что послужило бы прекращению поддержки Россией антиамериканских режимов в Западном полушарии, включая Кубу, Венесуэлу и Никарагуа, и обеспечило бы вывод всего российского военного персонала и советников из этих стран. Восточная Европа останется за пределами сфер влияния, как США, так и России, и обе великие державы согласились бы не размещать там войска. Такое соглашение могло бы служить гарантией мира между двумя ядерными сверхдержавами на долгие годы вперед. Чтобы обеспечить поддержку республиканцами одобрения нового Договора о дружбе между США и Россией Сенатом США, Байден должен объявить чрезвычайное положение президентской ядерной/противоракетной обороны/ЭМИ, чтобы перераспределить сотни миллиардов долларов неиспользованного федерального финансирования из его закона по оказанию помощи в связи с Covid-19 для важнейших оборонных приоритетов, чтобы восстановить ядерный баланс сил и обеспечить соблюдение Россией своих соглашений с Соединенными Штатами.
После распада СССР лидеры США, России и НАТО заявили о своей поддержке благородной цели создания нового евроатлантического сообщества безопасности, простирающегося от «Ванкувера до Владивостока». Одной из целей этого нового стратегического партнерства между США и Россией станет окончательная упразднение военных союзов НАТО, ОДКБ и ШОС и их замена расширенной общеевропейской организацией коллективной безопасности для пятидесяти шести членов Организации по безопасности и Сотрудничество в Европе (ОБСЕ), после чего инициатива Путина по экономической интеграции между ЕС и ЕАЭС может продолжиться беспрепятственно. Если бы Россия вышла из ШОС и прекратила всякое военно-техническое сотрудничество с Китаем, то США могли бы согласиться на выход из НАТО, вывод всех своих войск и закрытие своих военных баз в Европе.
В то же время Соединенным Штатам следует подписать пакт о ненападении и соглашение о сфере влияния с Китаем, в котором США признают китайскую сферу влияния над Монголией, Северной Кореей, Тайванем и Южно-Китайским морем, возможно, вместе с частями Юго-Восточной Азии, Южной Азии и юга Африки в обмен на признание Китаем той же сферы влияния США, которую согласилась признать Россия. И Соединенные Штаты, и Китай обязуются не развертывать свои вооруженные силы, не создавать военные базы и не оказывать военную помощь какой-либо стране в сфере влияния другой великой державы. Страны внутри или за пределами сфер влияния США и России могут продолжать участвовать в китайской инициативе «Один пояс, один путь», если они того пожелают. Такие соглашения о сфере влияния послужили бы формализации соответствующих «красных линий» США, России и Китая, тем самым значительно снизив вероятность начала войны великих держав и создав более стабильный и безопасный трехполярный международный порядок, который заменит опасный и нестабильный биполярный международный порядок, в который входят НАТО и тихоокеанские союзники США, выступающие против возглавляемой Китаем ШОС, в которой Россия выступает младшим партнером.
В соответствии с этими соглашениями о сфере влияния каждая из трех ядерных сверхдержав будет нести ответственность за охрану порядка, поддержание стабильности и разрешение споров в своих соответствующих сферах. После подтверждения полного соблюдения соглашения все экономические санкции США в отношении России, Китая и Северной Кореи будут прекращены, и Соединенные Штаты поддержат возвращение России в Большую Семерку, которая затем снова станет Большой восьмеркой. Три ядерные сверхдержавы также обязуются разрешать свои споры мирным путем, путем дипломатических переговоров, где бы их интересы ни пересекались, или всякий раз, когда споры возникали бы за пределами какой-либо из сфер их влияния.
Во время Второй мировой войны Запад на собственном горьком опыте усвоил, что ключом к прочному миру и устойчивому международному порядку является тот, который воспринимается как справедливый и признает жизненно важные интересы каждой великой державы, чего не делает нынешний порядок. Одной из основных целей этих предлагаемых соглашений о сфере влияния будет превращение России и Китая из ревизионистских держав в удовлетворенные державы, приверженные поддержанию нового международного порядка.
Хотя эти всеобъемлющие мирные соглашения с Россией и Китаем не обойдутся без проблем, они предоставят Байдену беспрецедентную возможность сохранить свое президентское наследие в качестве трансформационного президента мира, а также послужат защите жизненно важных интересов национальной безопасности США. Кроме того, он, вероятно, будет удостоен Нобелевской премии мира за создание необходимых условий для прочного мира между сверхдержавами, который, вполне возможно, продлится полвека или дольше, за что будущие поколения будут глубоко благодарны.
Источник: https://nationalinterest.org/feature/biden’s-opportunity-peace-eurasia-199344
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs