ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина - Минские соглашения и несостоявшаяся «российская оккупация» Казахстана

10:49 16.01.2022 • Денис Батурин, политолог

Накануне переговоров Россия-НАТО (12 января) и заседания ОБСЕ (13 января) свою позицию превентивно обозначила Украина. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что «пора предметно договариваться о деэскалации в Донбассе»: «Мы готовы к необходимым решениям во время нового саммита лидеров четырех стран».[i] Это заявление было сделано по итогам встречи Зеленского с советниками руководителей Франции и Германии. Подробности сообщил руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак после встречи с советником канцлера ФРГ по вопросам внешней политики Йенсом Плэтнером и дипломатическим советником президента Франции Эммануэлем Бонном. По его словам, «стороны рассчитывают на то, что и Россия приложит активные усилия для возобновления результативной работы в Нормандском формате».[ii]

Что это за усилия – знают только Зеленский и Ермак, так как в очередной раз забывают об обязательствах Украины согласно Минским соглашениям, которые упорно Киевом не выполняются, а значит встречаться Нормандской четверке незачем. К тому же, по итогам недавней беседы заместителя с политическими советниками президентов Германии и Франции главы администрации Президента России Дмитрия Козака, курирующего украинское направление – успехов в переговорах по Украине нет. При этом Козак добавил, что его коллеги не видят альтернативы Минским соглашениям.

В этот же день Зеленский проявил чудеса дипломатической изобретательности и в ходе телефонного разговора с премьер-министром Канады Джастином Трюдо «призвал страны Запада к решительности и жесткости при разговоре с Россией»: «Позиция западных стран в диалоге с РФ должна оставаться жесткой и решительной. Необходимо быть готовым к безотлагательному внедрению превентивного пакета санкций против РФ с целью противодействия агрессивным намерениям Кремля».[iii]

При этом Зеленский указал на неизменность евроатлантического курса страны и выразил убеждение, что Канада продолжит оказывать всемерную поддержку Украине на пути членства в НАТО. Готовность к вступлению в альянс Зеленский продемонстрировал, подчеркнув важность продолжения канадской тренировочной миссии UNIFIER по подготовке украинских военных.

Дипломатическое искусство Зеленского заключается, видимо, в том, что с Берлином и Парижем он говорит в рамках ключевого для стран взаимодействия – это Минские соглашения и Нормандская четверка, и больше говорить ему не о чем, кроме как раздражать Германию призывами отказаться от «Северного потока-2». С Канадой - также ограниченный круг вопросов, и «углубляться» особо некуда, но без очередного прошения о вступление в НАТО ближайшему сателлиту Вашингтона не обошлось. 

Своим вторым заявлением Зеленский практически нейтрализовал первое, которое выглядело конструктивным. При этом призыв к жесткости означает то, что Украина каким-то образом вновь пытается заставить Россию выполнить Минские соглашения, как бы забывая, что Россия не является стороной Минских соглашений, а выполнение соглашений – обязательства Украины.

Для поддержания накала и мобилизационных настроений Украина продолжает попытки милитаризации общественного сознания своих граждан. В конце 2021 года Минобороны Украины решило поставить на воинский учет миллионы украинских женщин, которые ранее ходить в военкомат обязаны не были. С 1 января текущего года вступил в силу т.н. закон о национальном сопротивлении, который позволяет создавать силы территориальной обороны, то есть набирать в военизированные отряды жителей отдельных местностей (еще одна законная лазейка для любителей повоевать – атошников и националистов). Все это намерены украинские власти осуществлять в случае войны, то есть – «российской агрессии». Одним словом, мы наблюдаем очередную волну идеологической накачки и антироссийского угара, степень которого демонстрируют слова главы офиса президента Украины. В интервью британскому телеканалу Channel 4 news Андрей Ермак ответил на вопрос, подготовлена ли Украина к войне с Россией, и не повторится ли ситуация 2014 года, когда Крым воссоединился с Россией без «украинского боя»: «Прежде всего, я абсолютно уверен, что более 90% нашего населения будут здесь и будут защищать нашу страну. Если это случится, это будет приговором для НАТО и будет большой проблемой, потому что все западные страны должны будут объяснять своим гражданам, почему они так долго вели переговоры, а это произошло».[iv] В этом заявлении обращают на себя внимание два момента. Первый – объективация на НАТО и очередная попытка убедить альянс в необходимости принятия в него Украины. Второй – ради усиления заявлений о стремлении Киева в НАТО Ермак несет чушь о всеобщей мобилизации, которая означает, если речь идет о мобилизации 90% населения – призыв под ружье пенсионеров, женщин и подростков, без чего 90% не наберется никак. 

Переговоры Россия-НАТО и заседание ОБСЕ, а также заявления Зеленского – все это было на фоне попытки переворота в Казахстане, в пресечении которого Москва сыграла ключевую роль. Был запущен механизм ОДКБ, международный контингент оперативно, с помощью российской авиации был доставлен в Казахстан по запросу легитимного руководства.

Главное из случившегося в Казахстане - ОДКБ оказалась действенной и действующей организацией. Россия - гарант безопасности на постсоветском пространстве, и этой безопасности постсоветские страны хотят. О чем говорит, в частности, активность Армении.

Интересы России в Казахстане очевидны — это интересы «Росатома», «Роскосмоса», это судьба русскоязычного населения Казахстана и большая геополитика. Раскачивать страны становится труднее. И Казахстан тому свидетельство. Активисты за решеткой, а раньше после цветных революций они становились политиками и уважаемыми людьми. Теперь президенты постсоветских стран знают, что совсем необязательно терпеть неделями баррикады и горящие покрышки на центральных улицах столицы, вести с активистами душные переговоры с привлечением международных представителей. Есть Россия и ОДКБ – влиятельная страна и международная структура, готовые оперативно реагировать на подобные ситуации.

В ближайшие дни силы ОДКБ будут выведены из Казахстана, опять же по просьбе легитимного руководства страны и в связи со стабилизацией ситуации. Печально для «заклятых друзей» России то, что не случилось уже анонсированной ими «российской оккупации» Казахстана. Да и на войну с Украиной Россия так и не является.

Кроме разговоров украинская сторона последовательно осуществляет провокации самого разного характера. Так на помощь Москвы в стабилизации ситуации в Казахстане на Украине отреагировали весьма нервно. В успешной и молниеносной операции ОДКБ Киев для себя увидел, и небезосновательно, идеологическую, политическую и геополитическую угрозу. При этом украинская сторона сделала попытку представить эту угрозу военной, намереваясь представить новые доказательства «российской агрессии». Но таковых не нашлось. Тогда решили отыграть эту историю на поле пропаганды – Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности при Министерстве культуры Украины выпустил методичку «Как писать о событиях в Казахстане».[v] Любопытный образец антироссийской пропаганды. «Правильно» писать о событиях в Казахстане, например, предлагается так:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Российские «миротворческие войска», миротворческая миссия ОДКБ, миротворческий контингент, миротворцы ОДКБ

Силы ОДКБ, иностранные военные силы с доминированием российского контингента. Интервенция ОДКБ. Рекомендуем писать «миротворцы» в кавычках если речь идет о цитатах иностранных должностных лиц. Заявленный «миротворческий» характер миссии вызывает много вопросов; интервенция в Казахстан мало чем отличается от вторжения СССР в Венгрию (1956) и Чехословакию (1968).

Террористы, боевики, провокаторы, бандформирования

Избегать понятий с резко негативными определениями участников протестов. Лучше отдавать предпочтение нейтральным: участники протестов, повстанцы.

Это официально опубликованный документ украинской правительственной структуры. Зашоренность и слабое знание истории, вот о чем свидетельствуют дикие аналогии событий в Казахстане с событиями в Венгрии и Чехословакии, а также действий России и СССР. Причиной этому может быть и намеренное искажение исторических фактов и фактов современной истории с абсолютно утилитарными целями – в рамках попыток переписать историю и «правильно» трактовать события современности, чтобы они укладывались в логику попыток построения государства украинского. А в этой пропагандистской логике: мародеры и террористы – участники протестов и повстанцы, миротворцы ОДКБ – «российские оккупанты».

Неготовность США давать России гарантии безопасности заставляет рассматривать самые разные сценарии дальнейшего развития событий. 11 января доктор исторических наук, руководитель Центра политических исследований стран Северной и Восточной Европы Александр Сытин поделился в эфире программы «Время покажет» своим прогнозом на 2022 год. В частности, он сказал, что ждет в 2022 году «фактического или даже формального вступления Украины в НАТО».[vi] Стоит отметить, что ползучее вступление Украины в НАТО продолжается уже давно, этот формат может быть усилен под разными расплывчатыми формулировками, прикрывающими развертывание тех или иных натовских структур и форматов их присутствия на Украине: строительство военных баз, полигонов, военной инфраструктуры, тренировочных центров, проведение перманентных учений, наращивание корпуса инструкторов и советников, расширение «информационных центров» и т.д. Время формального вступления Украины в НАТО Вашингтон будет оттягивать максимально - такой сценарий однозначно рассматривается, но не является популярным в альянсе по причинам разного отношения, вплоть до сложно преодолимых противоречий, к Украине различных стран НАТО. Эту угрозу Киев чувствует. По этой причине Киев будет заинтересован в сохранении напряженности на Донбассе, а не в выполнении Минских соглашений, будет продолжать говорить о «российской агрессии», готовить провокации для сбора «доказательств» этой самой «агрессии», с целью обоснования необходимости вступления в НАТО. Именно это подтвердил глава МИД России Сергей Лавров, заявив, что есть основания полагать, что НАТО в ближайшие месяцы может начать наращивать силы рядом с Россией под предлогом ситуации на Украине.

Формула действий в этих условиях Киевом найдена и не меняется с 2014 года. Это провокации и усилия по созданию поводов для санкций против России. Но эта стратегия имеет свой предел, а что тогда?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати