Министр обороны США Ллойд Остин заявил в декабре уходящего года, что Соединенные Штаты не намерены создавать антикитайскую коалицию или аналог НАТО в Азии. «Мы не хотим азиатскую версию НАТО и не пытаемся создать антикитайскую коалицию", - сказал он, подчеркнув, что американская администрация "не просит выбирать между Соединенными Штатами и Китаем".[1]
Почему это заявление главы Пентагона вызывает вопросы? 2021 год наглядно продемонстрировал тренд на активизацию военно-политических союзов США в Восточной Азии, сформированных системой мирного договора Сан-Франциско, которую уже тогда можно было считать «азиатским аналогом НАТО».
Тот же Л. Остин заявил в начале года, что США будут защищать японские претензии на спорные острова Сенкаку, фактически поддержав японские притязания на спорный архипелаг в Восточно-Китайском море, являющийся предметом территориального спора между Токио, Тайванем и Пекином. По словам Остина, острова Сенкаку подпадают под действие статьи V Договора о безопасности между США и Японией.
Не очень верится заявлению Л. Остина и на фоне попыток США активизировать антикитайские механизмы «Индо-Тихоокеанского партнерства», включая регулярные военно-морские учения QUAD.
Мы помним, как «на полях» заседаний 76 сессии Генассамблеи ООН, в вашингтонском Белом доме , прошел первый в истории личный саммит четверки QUAD. Белый дом заявил тогда, что участники саммита стремятся «создать свободный и открытый Тихоокеанский регион». Однако, нет сомнений, все четыре страны, кроме США объединяет другое - у каждой есть свои претензии к Китаю, а США уже объявили Китай своим главным стратегическим соперником.
Поэтому многие не без основания усмотрели за саммитом «четверки» антикитайскую направленность, тем более в контексте недавно продекларированного партнерства AUKUS. Ряд стран, включая Россию и Китай, призвали проверить договор между США, Австралией и Великобританией по продаже технологий атомных подводных лодок на предмет соответствия этого соглашения Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – ведь в реакторах атомных подводных лодок используется обогащенный до 90%, по сути, оружейный уран.
В упомянутом заявлении Л. Остина есть один любопытный пассаж: министр обороны признал, что в наши дни традиционные военно-политические союзы не столь эффективны в обеспечении безопасности, и подчас выглядят анахронизмом, - а потому, мол, нет нужды создавать новые.
Но выстраивая систему своих союзнических отношений в Восточной Азии и развивая Индо-Тихоокеанское партнерство (ИТП), Соединенные Штаты создают новую сеть «партнерств» имеющих явно антикитайскую направленность и фактически разрушающую сложившуюся в регионе архитектуру многосторонних консультаций по вопросам безопасности и сотрудничества, включая различные форматы АСЕАН.
Впрочем, даже если США и захотят создать «азиатский аналог НАТО», таким планам вряд ли суждено сбыться, и тому есть ряд причин.
Во-первых, этому препятствуют правовые ограничения в конституции Японии, а также традиционная политика неприсоединения Индии.
Во-вторых, страны QUAD настолько тесно зависят от торгово-экономических отношений с Китаем, что вряд ли захотят портить с ним отношения из-за антикитайской риторики и политики Вашингтона.
В-третьих (и это главное), время традиционных военно-политических альянсов действительно уходит в прошлое. Попытка «реинкарнации» системы союзнических отношений, которая была создана в Восточной Азии по итогам Второй мировой войны, порождает взаимное отчуждение, территориальные споры и конфликты, консервирует атмосферу холодной войны в регионе. Тем более, что уже созданные объединения вызывают не только вопросы, но и серьезно усугубляют геополитическую обстановку в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Ллойд Остин подчеркнул, что американская администрация "не просит выбирать между Соединенными Штатами и Китаем", https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13114163
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs