Фото: ТАСС
США не планируют создавать азиатскую версию НАТО, направленную против Китая и не заинтересованы в конфронтации с ним, включая новую холодную войну, заявил шеф Пентагона Ллойд Остин.
«Нет, мы не стремимся к азиатской версии НАТО и не стараемся построить антикитайскую коалицию. Мы не просим страны выбирать между США и Китаем», - сказал он, выступая на конференции в Калифорнии.
«Мы не стремимся ни к конфронтации, ни к конфликту... Мы не ищем новой холодной войны и мира, разделенного на жесткие блоки», - добавил шеф Пентагона.
Остин вместе с тем сказал, что США будут укреплять союзнические отношения со странами Индо-Тихоокеанского региона, привлекать к региональным делам европейских партнеров, проводить совместные учения, сотрудничать в научно-исследовательской сфере.
Действия США, по его словам, направлены на формирование «мирного и процветающего» Индо-Тихоокеанского региона, на «укрепление сдерживающего потенциала, а не на изменение статуса-кво».
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную изменяющемуся геополитическому ландшафту в Азии в связи с созданием AUKUS. «Вызовы, которые создаёт партнерство AUKUS для государств Юго-Восточной Азии, по-видимому, не ограничиваются снижением эффективности асеаноцентричных диалоговых площадок, например, Восточноазиатского саммита. Риски могут затрагивать и консенсус внутри самой Ассоциации, что связано с необходимостью для её участников определить общую позицию в отношении «полуальянса» Вашингтона, Канберры и Лондона. Однако и уклонение членов АСЕАН от определения своей чёткой позиции по данному вопросу также не пойдёт на пользу их «общему делу».
Глава оборонного ведомства Малайзии Хишаммуддин Хусейн, выступая 12 октября в национальном парламенте, предложил, чтобы подобная позиция был выработана на предстоящем саммите АСЕАН, который должен пройти 26-28 октября. Со стороны Индонезии, традиционно претендующей на роль неформального «модератора» повестки АСЕАН, а также из самой Малайзии, уже прозвучали негативные оценки нового партнёрства, связанные с опасностью раскручивания гонки вооружений и эрозией системы ядерного нераспространения, провоцированием других заинтересованных акторов на более напористые действия. Филиппины уже можно отнести к открытым сторонникам нового партнёрства, другие участники Ассоциации пока свою позицию чётко не прояснили. Хотя, в целом, в АСЕАН преобладает настороженное отношение, вызванное, в первую очередь, участием Австралии в новом партнёрстве. Решение Австралии о сотрудничестве по разработке технологий для создания собственного атомного подводного флота с неядерным вооружением, являющееся важнейшим направлением кооперации в рамках AUKUS, идёт вразрез с устоявшимся в период с начала 1970-х гг. восприятием Канберры как последовательного сторонника различных инициатив по нераспространению ядерного и других видов оружия массового поражения, что всегда приветствовалось в АСЕАН. Например, Австралия является участником одного из шести соглашений о зонах, свободных от ядерного оружия (Договор Раторонга 1985 г.). Впрочем, амбивалентность внешней политики Австралии проявляется в расчётах на американский ядерный зонтик, при этом американские ядерные гарантии для Канберры выглядят более размытыми, чем для Японии. Хотя сейчас речь не идёт о ядерном выборе Австралии, всё, что касается «немирного атома», является крайне чувствительной темой для государств Юго-Восточной Азии, и не только для них. Впервые была использована «лазейка» в Договоре о нераспространении ядерного оружия, позволяющая неядерным странам строить атомные подводные лодки. Не добавляют оптимизма экспертному сообществу и планы австралийского премьера Скотта Моррисона по закупке у США крылатых ракет «Томагавк», - омечается в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs