Gatestone Institute: Противостояние Литвы Китаю
Китай заблокировал весь импорт из Литвы и приказал многонациональным компаниям разорвать связи с этой страной, иначе они не попадут на китайский рынок.
«Чрезвычайные» санкции, которые равносильны полному экономическому бойкоту Литвы, являются ответом на решение страны разрешить Тайваню открыть представительство в своей столице Вильнюсе.
У Тайваня есть другие офисы в Европе и США, но они используют название своей столицы - Тайбэй из-за того, что принимающие страны предпочитают избегать любого намека на отношения к Тайваню как к отдельной стране. Пекин настаивает на том, что демократически управляемый остров является частью территории коммунистической Китайской Народной Республики и не имеет права на атрибуты государства.
Президент Литвы Гитанас Науседа говорит, что его страна не капитулирует перед запугиванием со стороны Китая и что он привержен защите принципов и ценностей демократии от нападок.
Литва с населением менее 3 миллионов человек получила независимость в 1990 году. Литва стала одним из самых сильных защитников демократии в Европейском Союзе и НАТО.
9 декабря заместитель министра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас заявил, что Китай предупредил транснациональные компании о прекращении деловых отношений с литовскими поставщиками:
«Китай посылает транснациональным корпорациям сообщения о том, что, если они будут использовать запчасти и расходные материалы из Литвы, им больше не будет разрешено продавать их на китайский рынок или получать там поставки. Мы видели, как некоторые компании отменяли контракты с литовскими поставщиками».
Конфедерация промышленников Литвы, представляющая тысячи литовских компаний, подтвердила, что некоторые транснациональные компании, покупающие товары у литовских поставщиков, становятся мишенью Китая. В интервью информационному агентству Reuters президент Конфедерации Видмантас Янулявичюс сказал:
«На этой неделе мы впервые увидели прямое давление Китая на поставщика с целью отказаться от товаров литовского производства. Раньше у нас были только угрозы, что это может произойти, теперь они стали реальностью».
«Для нас наиболее болезненно то, что это европейская компания. Многие литовские предприятия являются поставщиками для таких компаний».
Прямая торговля Литвы с Китаем относительно невелика; в 2020 году страна экспортировала товаров в Китай на сумму 300 миллионов евро, что составляет менее 1% от общего объема экспорта. Однако здесь находятся сотни компаний, которые производят продукцию для транснациональных корпораций, которые продают товары в Китай.
1 декабря Китай исключил Литву из списка стран происхождения, это означает, что её товары не могут пройти таможенную очистку. Министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис заявил, что Китай фактически заблокировал весь импорт из Литвы.
В интервью Financial Times 3 декабря Ландсбергис осудил «необъявленные» и «беспрецедентные» санкции. Он сказал, что Литва обратится за помощью к Европейской комиссии, административному органу Европейского Союза.
Заместитель министра иностранных дел Литвы Арнольдас Пранцкявичюс, выступая на Форуме безопасности в Аспене в Вашингтоне, округ Колумбия, предупредил, что преследование Литвы Китаем должно стать «тревожным сигналом» для Европы:
«Китай пытается сделать из нас пример - отрицательный пример - чтобы другие страны не пошли по нашему пути. Следовательно, реакция западного сообщества, Соединенных Штатов и Европейского Союза является принципиальным вопросом».
Европа разделена
Помощь со стороны Еврокомиссии вряд ли придет в ближайшее время, так как в Евросоюзе существуют глубокие разногласия по поводу отношений с Китаем. Более крупные государства-члены, такие как Франция и Германия, не хотят ставить под угрозу экономические связи с Китаем, в то время как более мелкие государства-члены, в том числе Литва, Чехия, Словакия и Словения, призвали ЕС объединиться против давления Китая.
8 декабря Европейская комиссия выступила с «прохладным» заявлением, в котором говорилось, что она начнет расследование относительно того, нарушают ли меры Китая против Литвы правила Всемирной торговой организации:
«ЕС был проинформирован о том, что литовские грузы не проходят таможенную очистку через китайскую таможню и что заявки на импорт из Литвы отклоняются. Мы находимся в тесном контакте с правительством Литвы и своевременно собираем информацию через Представительство ЕС в Пекине. Мы также обращаемся к китайским властям, чтобы быстро прояснить ситуацию...»
«Если полученная информация будет подтверждена, ЕС также оценит совместимость действий Китая с его обязательствами по Всемирной торговой организации».
«ЕС по-прежнему привержен своей политике единого Китая и признает правительство Китайской Народной Республики в качестве единственного правительства Китая. В рамках этой давней политики ЕС будет продолжать сотрудничество и обмены с Тайванем в областях, представляющих общий интерес».
Ежедневный таблоид Global Times, англоязычный рупор Коммунистической партии Китая, призвал ЕС «действовать осторожно», когда дело касается торговой жалобы Литвы:
«Несмотря на то, что Литва является членом ЕС, нет необходимости допускать, чтобы торговля между Китаем и ЕС была сорвана или нарушена из-за бессмысленной провокацией Литвы внутренних дел Китая».
«Тем не менее, мы не намерены отрицать, что торгово-экономическое сотрудничество между Литвой и Китаем будет затронуто после того, как Китай понизил свои дипломатические отношения с Литвой до уровня поверенного в делах, самого низкого ранга дипломатического представителя, в связи с нарушением последней принципа одного Китая.
«Не заблуждайтесь в том, что любая страна, которая противоречит основным интересам Китая, неизбежно окажется объектом контрмер».
13 декабря во время встречи 27 министров иностранных дел ЕС вопрос Литвы и Китая даже не обсуждался, хотя он был выделен новым министром иностранных дел Германии Анналеной Баербок. Предположительно, на этот вопрос наложила вето Франция, которая в настоящее время председательствует в ЕС.
Лоуренс Норман, европейский корреспондент Wall Street Journal, написал в Твиттере:
«Сегодня министры иностранных дел ЕС не обсуждали литовско-китайскую ситуацию. Удивительно. Тишина, которая будет очень громко звучать в Пекине».
Между тем, министр иностранных дел Литвы Ландсбергис заявил, что не будет участвовать в Олимпийских играх 2022 года в Китае. Франция возразила, что не будет участвовать ни в каком бойкоте. Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что какая-либо общая позиция ЕС в ближайшее время не будет достигнута: «Вы не хуже меня знаете, что мы не найдем решения относительно Олимпийских игр сегодня или на этой неделе».
Аналитик по Китаю Тереза Фэллон написала в Твиттере:
«ЕС еще раз демонстрирует, что о ценностях говорят только на конференциях ... одинокая Литва заявила, что будет дипломатический бойкот Олимпиаде. Однако Франция, Люксембург и Венгрия будут присутствовать на Олимпийских играх».
Информационное агентство Reuters отмечает:
«Блок разрывается по поводу того, присоединиться ли к Соединенным Штатам, Канаде, Австралии и Великобритании, решив не посылать своих правительственных чиновников на зимние игры в Пекине в феврале, опасаясь возмездия Китая, которое нанесет ущерб торговле».
Избранные комментарии:
Аналитик Джованни Джамелло, пишущий для берлинского Института исследований Китая Меркатора, отметил, что углубляющиеся отношения Литвы с Тайванем являются частью более широкой стратегии укрепления отношений с США:
«Пекин требует от своих партнеров признавать только Китайскую Народную Республику (КНР) и относиться к так называемой Китайской Республике не как к независимому Тайваню, а как к «провинции-изгою» КНР. Пренебрежение Вильнюсом этому требованию не следует воспринимать как потенциально безрассудный идеализм - это ловкий шаг небольшого государства на геополитической арене...»
«Литва воспринимает Пекин как угрозу больше, чем другие страны ЕС - не в последнюю очередь из-за отношений Китая с Россией...»
«Вильнюс сознательно решил подчеркнуть - и укрепить - свои связи с США, поскольку угроза со стороны Китая возрастала. США - самый ценный союзник Литвы и гарант безопасности - та же роль, которую они играют на Тайване. Другие страны Балтии разделяют те же опасения, а некоторые страны Центральной и Восточной Европы начинают проявлять больший интерес к Тайваню...»
«Вильнюс принял четкое геополитическое решение противостоять Китаю и встать на сторону США... Пришло время другим странам ЕС, которые недовольны или опасаются Китая, четко изложить аналогичные позиции».
Лондонский журнал The Economist писал:
«Правительства многих восточноевропейских стран уходят своими корнями в антисоветские движения конца 1980-х и 1990-х годов. Эстонию, Латвию, Литву и Словакию возглавляют центристские или правоцентристские коалиции, которые все более агрессивно относятся к Китаю. Многие видят сходство между Советским Союзом, который когда-то контролировал их, и сегодняшним деспотичным Китаем».
«Но их опасения не только исторические. В Чешской Республике, например, в 2017 году общественное мнение в отношении Китая начало портится, когда журналисты и политики обвинили его в попытке вмешаться в чешскую политику, обещая крупные инвестиции. В 2018 году чешская разведка заявила, что китайский шпионаж представляет большую угрозу для безопасности страны, чем вмешательство России».
«Марцин Ежевски из Taiwan NextGen Foundation, аналитического центра из Тайбэя, говорит, что в Центральной и Восточной Европе растет понимание того, что Тайвань «является лучшим партнером для обмена передовым опытом против авторитаризма».
Аналитик по Азии Гаутам Чикермане, вице-президент Observer Research Foundation, индийского аналитического центра по вопросам внешней политики, отметил, что признание Литвой Тайваня дает ЕС возможность противостоять тактике запугивания со стороны Китая:
«По ВВП Литва занимает 22-е место из 27, ниже Люксембурга, Болгарии и Хорватии. По доходу на душу населения она занимает 19-е место, уступая Эстонии, Чехии и Португалии. Но с точки зрения моральной и энергичной позиции против эксцессов Китая крошечная Литва намного превосходит свой вес и установила ориентир, который остальная часть Европейского Союза должна поддерживать и следовать за ним. Такое лидерство, особенно когда более сильные страны, такие как Германия и Франция, терпят неудачу под давлением и натиском этой растущей страны-изгоя нуждаются в поддержке со стороны стран по всему миру...»
«Что удивительно, даже шокирует, так это то, как крупные деятели ЕС отступают, чтобы примириться с Коммунистической партией Китая (КПК), игнорируя вопросы прав человека и трудовые лагеря в Китае...»
«В то время как« Большая двойка» (Франция и Германия) продолжает прогибаться, что бы приспособиться к китайской гегемонии, игнорируя использование Китаем принудительного труда в Синьцзяне и позволяя ему проникать в ЕС, именно более мелкие и молодые страны, такие как Литва, занимают высокие моральные позиции, отстаивая принципы, на которых был основан ЕС...»
«Под руководством председателя всего в Китае, Си Цзиньпина, страна сказала миру, что у нее есть экономическая мощь и что она будет использовать ее, чтобы подчинить все. Пришло время ЕС положить конец своим внебрачным отношениям с авторитаризмом ... То, что Китай представляет собой угрозу для демократий в целом и ЕС в частности, очевидно для всех, кроме ЕС. Помимо географии, суть ЕС - это ценности. И одно событие за другим, одна страна за другой, ЕС отказывается от них...»
«На данный момент, кажется, что Брюссель прячет свою голову и ценности в песках торговли. Вместо этого он должен использовать Литву, чтобы укрепить единство, согласовать интересы и объявить состояние взаимности».
«Опьяненная раболепием и уступчивостью ЕС, КПК впадает в неистовство. Она нанесла удар по Литве неофициальными торговыми санкциями, как это было ранее с восемью странами: Канадой, Японией, Литвой, Монголией, Норвегией, Филиппинами, Южной Кореей и, конечно же, Тайванем.
«Весь этот рассказ об успокоении «разъяренного Китая» манипулируется КПК, скармливается податливым СМИ и переваривается политиками. То, что ЕС следует этому нарративу как мощному концерту демократических стран на сумму 15 триллионов долларов США, является позором. Ему необходимо понимать свою собственную мощь, как экономическую, так и стратегическую, и предотвращать дальнейшие нападения Китая на своих членов».
"У КПК нет угрызений совести; она не верит в верховенство закона. Когда страны преклоняют колени, Пекин бьет ногой. Это естественно. Наклонитесь перед хулиганом, и вы усилите издевательства. В такое время, когда более мелкие страны сопротивляются, подход ЕС, основанный на отказе от участия, является позором. Сегодня это Вильнюс. Думать, что этот штурм не дойдет до Берлина и Парижа завтра, было бы стратегически наивно - варвары из Пекина будут у ваших ворот раньше, чем позже».
«Пришло время ЕС действовать сообща. И первый шаг, каким бы запоздалым он ни был, начинается с Литвы».
Якуб Янда, директор пражского центра европейских ценностей политики безопасности, заключает:
«Китай как коммунистическая сверхдержава так боится трехмиллионной Литвы на другом конце земного шара. Литва - самая храбрая страна в Европе. Мы все должны встать на сторону Литвы».
Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/18034/lithuania-china
Материалы рубрики Обзоры СМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs