ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Правящая коалиция в Германии: предварительный состав и запрос на перемены

11:21 29.11.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

24 ноября участники коалиционных переговоров в Германии объявили о согласовании проекта текста соглашения о политической программе будущего правительства. По данным немецких СМИ, лидер предвыборного списка СДПГ Олаф Шольц будет официально утвержден канцлером не позднее 8 декабря. Каковы основные приоритеты правительства, которое, при благоприятном стечении обстоятельств, будет руководить 4-й экономикой мира следующие четыре года?

Заголовок проекта коалиционного соглашения можно перевести как «Стремление к большему прогрессу». А свой политический союз три партии называют «альянс за свободу, справедливость и устойчивое развитие».[i] Способность нового правительство стать подлинной «коалицией будущего» - действительно один из главных вызовов для него. Выборы показали, что значительная часть электората традиционных «народных» партий перешла в стан «зеленых», СВДП, и, отчасти, даже «Альтернативы для Германии». «Запрос на перемены» обозначен совершенно отчетливо. Вместе с тем, наблюдается и дальнейший рост общественно-политических противоречий в немецком обществе.

Критики будущего правительства обвиняют кандидата на пост канцлера Олафа Шольца в бюрократизме и «унылом стиле» ведения дел, и даже сравнивают с «роботом» - «Шольцоматом». Сторонники подчеркивают «надежность и опыт» 63-летнего политика. Как показали результаты выборов, у избирателей Шольц ассоциируется со стабильностью и предсказуемостью, с решительными мерами социально-экономической поддержки в ходе пандемии. А также – преемственностью курса. Немцы поддержали министра финансов из кабинета Меркель в немалой степени и потому, что сама канцлерин твердо решила покинуть немецкий политический Олимп.

После прихода к власти, Шольцу предстоит поиск выхода из дилеммы политического класса Германии.Внутри страны от нового канцлера ожидают одновременно и «продолжения курса Меркель», и выхода из «застоя», спровоцированного стремлением уходящей главы немецкого правительства к сохранению стабильности. При этом Евросоюз остро нуждается в новых доказательствах несостоятельности подозрений в отсутствии у Германии стратегических общеевропейских приоритетов.

Переговоры о формировании коалиции продлились на этот раз значительно меньше по времени, чем при формировании предыдущего правительства консерваторов и социал-демократов. При всем том, дает о себе знать усиливающаяся фрагментация политического пространства Германии. «Зеленые» и «либералы» оказались в невиданной прежде роли «делателей королей» при формировании правительства. И, согласно сообщениям немецкой прессы, именно темы климата и модернизации вызвали наибольшие споры в ходе переговоров. И даже задержали согласование итогового документа на несколько дней. Еще 12 ноября один из сопредседателей «зеленых», Роберт Хабек, заявил, что будущее правительство Германии должно четко обозначить свою приверженность борьбе за удержание роста глобальных температур до 2100 года в пределах 1,5 градусов Цельсия от доиндустриального уровня. Иначе коалиционные переговоры ожидал бы провал. В результате, в проекте итогового соглашения записана цель довести долю возобновляемых источников энергии к 2030 году не до 65 процентов, а до 80.

Другая проблема состоит в том, что Шольц явно предпочитает отделять экономику от геополитики. На практике, подобный подход способен, как представляется, легко вызвать разногласия со стороны более идеологически мотивированных членов кабинета. Шольц, в частности, критикует Соединенные Штаты, подозревает Вашингтон в подталкивании Европы к новой «холодной войне», в первую очередь, с Китаем, экономические отношения с которым приносят Евросоюзу значительные выгоды. «Зеленые», в свою очередь, симпатизируют США, слывут «идеологическими сторонниками» американцев. Многие представители партии выступают за более решительное «сдерживание» России и КНР.

Отсрочить объявление о подписании проекта коалиционного соглашения могла и затянувшаяся борьба за распределение министерских портфелей. По данным немецких СМИ, «зеленые» уступили пост министра финансов – де-факто, второй по значимости после Канцлера, «либералам». Получив в обмен должности вице-канцлера и главы МИД. Предполагается, что вице- станет сопредседатель «зеленых» Роберт Хабек, который также займет пост главы суперминистерства климата и экономики. А внешнеполитическое ведомство возглавит другая лидер партии - Анналена Бербок. Во главе Минфина встанет лидер СвДП Кристиан Линднер.

Такое разделение полномочий обещает серьезные конфликты по вопросам бюджетной и налоговой политики. Линднер решительно выступает за сокращение налогов, а также в пользу скорейшего возвращения к конституционному ограничению на размеры государственного долга ФРГ. Хабек, напротив, сторонник увеличения бюджетных расходов. Нельзя исключать, что, уступив в борьбе за пост министра финансов, сопредседатель «зеленых», обладающий гораздо большим политическим опытом, чем глава СВДП, попытается «отыграться» в ходе борьбы за распределение средств госбюджета.

Как сообщают немецкие медиа, представители СДПГ возглавят также министерства внутренних дел, обороны, труда, здравоохранения, экономического развития и сотрудничества, а также строительства. Представители СВДП будут курировать юстицию, политику в области образования и науки, а также ведомство цифровых технологий.

В случае, если указанное выше распределение ведущих ролей в кабинете воплотится на практике, новое правительство рискует столкнуться также с трудностями, связанными с недостатком политического и административного багажа. К примеру, Олаф Шольц не обладает заметным опытом во внешней политике, и пока мало известен в мире и Европе. В ещё большей мере это относится к Анналене Бербок. Будущий министр финансов Линднер никогда не работал ни в бизнесе, ни в финансовой сфере. Не имеет лидер «либералов» и опыта работы на высоких государственных должностях.

Между тем, заявленные цели будущей коалиции весьма амбициозны. Лейтмотив их повестки – «модернизация» страны. Многообразен и перечень законодательных инициатив. Предполагается внести существенные изменения в законодательство о гражданстве, провести комплекс мероприятий по дебюрократизации, предлагается реформа Бундестага, а также либерализация правил употребления легких наркотиков.

Притом, что финальный проект коалиционного соглашения состоит из 177 страниц, только десяток из них затрагивает внешнеполитические вопросы. С одной стороны, среди наблюдателей преобладает точка зрения, согласно которой новый кабинет будет проводить внешнюю политику в значительной мере продолжающую курс Ангелы Меркель. С другой - наследие уходящей главы немецкого правительства оценивается противоречиво. К примеру, до середины прошлого, когда Берлин, вопреки многочисленным опасениям, поддержал общий план спасения экономики ЕС от последствий коронакризиса, политику Меркель часто характеризовали «не то чтобы не европейской», но с явным акцентом на приоритет немецких интересов. Её также часто упрекали в «неспособности выйти за рамки краткосрочного горизонта внутренней политики».

В этой связи новому немецкому правительству предстоит крайне непростая задача. Необходимо сохранить экономическую динамику Германии, а, следовательно, и ее доминирующие позиции в экономике ЕС. Предложить свой вариант финансово-экономической поддержки для испытывающих нарастающие трудности партнеров по Сообществу, многие из которых уже, де-факто, оказались в квазидолговой зависимости от ФРГ. Шольц, еще в составе кабинета Меркель выступал за скорейшее сворачивание политики наращивания немецкого госдолга. И в этом его горячо поддерживает будущий министр финансов Линднер. И в то же самое время новой коалиции необходимо преодолеть наметившуюся в последние годы тенденцию к усилению политической изоляции Берлина, вызванную растущими опасениями по поводу пробуждения немецких «геополитических инстинктов». Также не ясно, в какой мере новое правительство будет склонно опровергать подозрения, что Германия не слишком-то и стремится к более глубокой интеграции Евросоюза.

Как сообщает «Коммерсант», приоритеты будущего кабинета во внешней политике, согласно проекту коалиционного соглашения, вполне традиционны. «Дружба» с США, «тесное партнерство» с Великобританией. Формально более приоритетными, по сравнению с германо-российским отношениями, указаны темы «поддержки» Украины и усиления санкций против Минска, «если Лукашенко не сменит свой курс». При всем том, по мнению российского издания, «из [текста коалиционного] соглашения следует, что Берлин готов к конструктивному диалогу с Москвой и даже хочет разрешить россиянам в возрасте до 25 лет безвизовый въезд в страну». Какой линии будет придерживаться во главе МИД ее наиболее вероятная будущая глава Бербок, до конца не ясно. Лидер «зеленых» часто критиковала Россию в прошлом. Вместе с тем, недавние новые санкции США против участников проекта «Северный поток – 2» вызвали публичное неприятие со стороны «зеленых».[ii]

Газопровод может стать едва ли не главным яблоком раздора для новоиспеченной коалиции. «В коалиционном соглашении нет прямого упоминания о трубопроводе; стороны не смогли преодолеть свои разногласия. Поэтому неурегулированный конфликт вокруг "Северного потока-2" уже в скором времени может перерасти в настоящие баталии внутри коалиции», - сообщает Handelsblatt. По мнению «зеленых», «коалиционное соглашение… четко показывает: "Тот, кто хочет поставлять газ в Германию, должен соблюдать действующие здесь законы"». Со своей стороны, парламентарии от СВДП подчеркивают, что «Решающее значение имеет то, соответствует ли трубопровод европейскому энергетическому законодательству».[iii]

В то же время, полагает «Коммерсант», молчание по вопросу о дальнейшей судьбе газопровода «оставляет новому правительству больше пространства для маневра в переговорах с Россией и США». Ранее в интервью газете бывший председатель Европарламента и кандидат в канцлеры от СДПГ Мартин Шульц заявил, что ожидает «определенной преемственности в политике Германии в отношении России». Напомнив, в частности, что Шольц занимал должность генсека СДПГ в то время, когда ее председатель, Герхард Шредер, известный сторонник развития немецко-российских отношений, возглавлял правительство Германии.

Новая коалиция заставляет нервничать и атлантистов. С одной стороны, участники «светофора» подтвердили приверженность Германии политике т.н. «совместного использования ядерного оружия». Речь идет о размещенных на территории страны нескольких десятках американских ядерных бомб. При этом немцы имеют на вооружении парк самолетов «Торнадо», которые способны выступать носителями этого оружия. Исторически, и «зеленые», и левое крыло СДПГ, выступали против участия ФРГ в этой программе.

Второй момент состоит в «неопределенности» позиции будущего кабинета относительно участия ФРГ в предстоящей в марте будущего года в Вене сессии конференции Договора о запрещении ядерного оружия. Шольц до сих пор не поддался давлению Байдена и Макрона и не прояснил своей позиции по этому вопросу. Между тем в НАТО опасаются, что даже сам факт участия Берлина в Конференции может нанести ущерб сплоченности альянса в вопросах ядерного сдерживания.

В целом, все потенциальные участники будущей правящей коалиции Германии показали себя как сторонники больших компромиссов. При всем том, повестка нового правительства будет в значительной мере задана стратегическими решениями, принятыми во времена Меркель. Речь идет и о климатической политике, стратегическая цель которой - достижение углеродной нейтральности. И о внешней: немецко-французские инициативы в области дальнейшей консолидации Евросоюза, а также Вашингтонская декларация о принципах развития отношений Германии и США.

Политику уходящей канцлерин часто критиковали за отказ от решительных действий в угоду сохранению статус-кво. Этот же политический недуг может перейти «по наследству» и кабинету Шольца, который рискует увязнуть в нескончаемых поисках консенсуса. Особенно на фоне уже проявивших себя разногласий между «зелеными» и «либералами». У классического «светофора» «наименьший общий знаменатель» - это сигнал «желтого» цвета. Однако при его появлении всё движение останавливается. Он же, как показывает опыт, чаще всего вводит окружающих в заблуждение.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати