ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Германия: «на «Светофоре», поверните направо» …

09:14 08.10.2021 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Сегодня уже окончательно можно говорить, что закончилась шестнадцатилетняя эпоха Ангелы Меркель, на смену ей приходят другие лидеры, которые будут определять внешнеполитические тренды Германии и участвовать в строительстве новой архитектуры современной Европы. Какова она будет, во многом будет определяться позицией Германии, как одного из крупнейших государств Евросоюза.

Следует отметить, что фрау Меркель является первой женщиной во главе правительства Германии за всю ее историю, а по продолжительности в должности канцлера она обошла и Конрада Аденауэра, и немного не дотянула до Хельмута Коля, с чьими именами ассоциировалась история послевоенной Германии, при этом Меркель, в отличие от Аденауэра и Коля, уходит с поста добровольно. Журнал «Forbes» называет Ангелу Меркель одним из самых влиятельных европейских политиков начала ХХI века.[1]

Действительно, отношение Меркель к делам весьма красноречиво и показательно определяет ее неброский афоризм, свидетельствующий о ее компромиссных подходах: «Wo es einen Wunsch gibt, wird es immer einen Ausweg geben», т.е. «где есть желание, там всегда найдется выход». Видимо, следуя этому афоризму и находясь во главе правительства Германии четыре срока подряд, начиная с 2005 года, Ангела Меркель, провела страну и Евросоюз через принятие «Лиссабонского договора», греческий кризис, «Brexit» и коронавирусную пандемию и, конечно, через «открытые двери Европы» для мигрантов.

Что касается беженцев, то госпожа Меркель, как главная защитница европейского проекта «открытых дверей» для мигрантов, пошла не только против воли миллионов своих сограждан, но и против правил Евросоюза.[2] Ровно пять лет назад канцлер Германии заявила, что ее страна готова принять сирийских беженцев вне зависимости от того, в какой стране ЕС они оказались сначала. Таким образом, Германия стала первым членом Евросоюза, нарушившим Дублинскую конвенцию 1990 года, на основании которой беженцы могли просить убежища только в той стране Евросоюза, границу которой пересекли первой.[3]

После этого объявления лишь за 2015 год, по данным министерства внутренних дел ФРГ, по всей стране было зарегистрировано более 1 миллиона беженцев, почти 430 тысяч из них прибыли из Сирии, порядка 154 тысяч - из Афганистана и примерно 122 тысячи - из Ирака.

Правда, в конце 2016 года Меркель призналась, что «растеряла контроль над потоком беженцев, приняв политику «открытых дверей», которая привела к беспрецедентному всплеску преступности в стране».[4]

Более того, я должен отметить, что одними из проявлений этой открытости стало формирование в Германии ксенофобского движения «PEGIDA» (Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes), т.е. «патриотичные европейцы против исламизации Запада» и создание новой правой партии евроскептиков «Альтернатива для Германии», которая на прошедших 27 сентября 2021 года парламентских выборах получила 10,3 процента голосов избирателей, что позволяет им занять в Бундестаге 59 кресел по партийным спискам и 24 места по одномандатным округам. Сейчас в период коалиционных дебатов в парламенте «Альтернатива для Германии» может стать той самой альтернативой для СДПГ, которая позволит социал-демократам иметь парламентское большинство, а значит сформировать правительство страны. 

Как показали выборы во всех 299 округах Германии после подсчета 100% бюллетеней, победу одержала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с ее лидером Олафом Шольцем, она получает 25,7% голосов, что соответствует 206 местам в Бундестаге. Партийный блок канцлера ФРГ Ангелы Меркель ХДС/ХСС с ее лидером Армином Лашетом стал вторым (24,1%) и получит 196 мандатов. Это худший результат на федеральных выборах за всю историю консервативного блока.

Всего по спискам в Бундестаг впервые за 16 лет проходят пять партий. Помимо социал-демократов и консервативного блока ХДС/ХСС, это «Союз 90/Зеленые» (14,8%, лидер — Анналена Бербок, 118 мест в парламенте), Свободная демократическая партия (СвДП - 11,5%, лидер — Кристиан Линднер, 92 мандата), «Альтернатива для Германии» (10,3%, лидеры — Алиса Вайдель и Тино Хрупалла, 83 места). «Левые» во главе с Жанин Висслер и Дитмаром Барчем будут представлены в Бундестаге лишь 36 одномандатниками, т.к. не преодолели пятипроцентный барьер, набрав 4,9% голосов.

Несмотря на проигрыш блока христианских демократов и христианского союза (ХДС/ХСС), Меркель пока остается канцлером до формирования нового кабинета министров, который, скорее всего, будет сформирован ближе к Рождеству.

Сама госпожа федеральный канцлер, естественно, в выборах участие не принимала. Это, конечно, не могло не сказаться на итогах голосования, т.к. нынешний лидер ХДС Армин Лашет - фигура гораздо менее популярная в Германии, чем Меркель. Кстати, он проиграл не только партийные выборы, но и даже одномандатные в своем округе и как кандидат в канцлеры от консервативного блока ХДС/ХСС уже признал, что партийный союз показал неудовлетворительный результат, заявив о готовности признать поражение. Поэтому я уверен, что вряд ли у него есть хоть какие-то шансы собрать коалицию.

Проигрыш Лашета, конечно, в первую очередь, свидетельствует о том, что на парламентских выборах немецкие избиратели отдавали предпочтение не какой-то конкретной партии, а голосовали за конкретных людей, которые представляли ту или иную партию. Кстати, основной кандидат в канцлеры Олаф Шольц, представляющий Социал-демократическую партию формально не является партийным главой, но его послужной список и крепкий раскрученный публичный образ в СМИ, сделали его лидером гонки за кресло канцлера. Подавляющее число немецких экспертов сходятся во мнении, что у него гораздо больше шансов занять пост канцлера, чем у его конкурентов из других партий.[5]

Напомню, что для парламентского большинства коалиции необходимо иметь 50 процентов +1 голос от числа депутатов, а это - 368 депутатов, т.к. число депутатов бундестага сейчас составляет 735.

Поскольку ни у одной из партий такого количество мандатов не набирается, то правительство однозначно будет коалиционным, а партиям-победителям предстоят коалиционные переговоры. Формально коалиции большинства могут сформировать: СДПГ с ХДС/ХСС тогда у них будет 402 голоса, фактически столько же будет у ХДС/ХСС в связке с «Зелеными» и «Свободными демократами» (406 голосов), а если СДПГ объединится с «Зелеными» и «Свободными демократами», то это даст им 416 голосов. Эту коалицию в Германии называют «Светофором» по цвету партийных предпочтений.

Коалиция левых партий, которая теоретически могла бы дать пространство для маневра СДПГ, практически неосуществима, т.к. объединившись только с левыми, партийный союз может иметь в конечном итоге не более 334 голосов, что недостаточно для большинства в Бундестаге.[6] Поэтому, скорее всего, правительство Германии будет формировать «Светофор», т.е. большинство в Бундестаге, состоящее из представителей СДПГ, СвДП и «Союз 90/Зеленые».[7]

Плюсы этой коалиции – поддержка большинства населения Германии и парламентское большинство. Есть, конечно, и минусы от такого союза. Прежде всего, это серьезные политические разногласия между двумя левоцентристскими силами СДПГ и СвДП по ключевым вопросам, таким как налоги и бюджет, а также между СДПГ и «Зелеными» по отношению к газопроводу «Северной поток-2» и по отношению к России. Если социал-демократам не удастся договориться с «Зелеными», что вполне реально, т.к. разногласия довольно глубоки, то у СДПГ есть шанс договориться с левыми и правыми партиями, и в таком случае ключевым элементом такой коалиции действительно становится альтернатива, т.е. партия «Альтернативой для Германии». Если такая альтернатива станет возможной, то немецкое правительство на две трети будет состоять из новых людей, а вхождение и левых, и правых в федеральное правительство произведет политическую сенсацию в Европе.

«Левые», как известно, среди всех парламентских партий предлагают покончить с трансатлантизмом, построить новую систему безопасности в Европе с участием России и требуют распустить НАТО.

За единую систему безопасности с Россией в Европе выступает и «Альтернатива для Германии», однако при этом поддерживает членство страны в НАТО и союзнические отношения с США.

ХДС/ХСС, конечно, предложат руку и сердце «Зеленым» и СвДП создав «Ямайку» (название коалиции по цветам флага карибского островного государства). Такая комбинация вполне реальна, в этом случае у коалиции 406 голосов в парламенте. При таком раскладе сил, последнее слово за свободными демократами, захотят ли они объединяться с христианскими демократами или все-таки создадут союз с социал-демократами. Вот в этом большой вопрос?

В таком варианте ХДС/ХСС достанется кресло канцлера и силовых министров, а также министерство экономики, «Зеленым» - портфель министра иностранных дел и министерство окружающей среды, а СвДП будут довольствоваться лишь портфелем министра финансов. Социал-демократы, соответственно, вылетают из правительства и уходят в оппозицию. Правда, минусы у такой коалиции слишком велики. Это, прежде всего, идейные расхождения «Зеленых» с остальными двумя партиями, особенно со свободными демократами и по самым разным вопросам - от налогов до интеграции Евросоюза. Напомню, что после выборов в 2017 году Меркель попыталась создать именно «Ямайку», однако спустя несколько недель СвДП вышла из переговоров по созданию коалиции. Поэтому, скорее всего, такая коалиция и сейчас маловероятна, а это значит, что союз ХДС/ХСС впервые с 2002 года уйдет в оппозицию, к чему собственно уже и призывал оппонентов лидер СДПГ Олаф Шольц.

Рассматривать большую коалицию в составе ХДС/ХСС, СДПГ и «Зеленые» или как ее еще называют в Германии «Кенийская коалиция» достаточно проблематично. Такой вариант возможен лишь в том случае, если христианские демократы согласятся выступать на вторых ролях, а Олаф Шольц, Армин Лашет и Анналена Бербок как «заклятые соперники» сядут за стол переговоров, а потом будут делить портфели и, конечно, работать бок о бок в правительстве. Скорее всего, такой вариант невозможен.[8]

Таким образом, парламентские переговоры в Германии будут долгими и изнурительными, т.к. сразу вряд ли получится договориться о создании прочной коалиции. Есть предположение, что «главную роль за кулисами переговоров» будут играть свободные демократы во главе с Кристианом Линднером, которому будет довольно сложно сработаться, как с социал-демократами, так и с «Зелеными», но у него нет другого выхода, если свободные демократы действительно хотят участвовать в формировании правительства и реально влиять на политику страны.

Таким образом, считают многие эксперты, итоги завершившихся в стране парламентских выборов показали, что невнятная политика союза ХДС/ХСС и лично федерального канцлера Ангелы Меркель, как лидера партии Христианско-демократического союза привели страну в состояние перманентного внутриполитического кризиса.[9]

Поэтому в поствыборной Германии после парламентских выборов 27 сентября 2021 года союзу ХДС/ХСС вряд ли удастся достичь парламентского большинства, а это значит, что высока вероятность того, что будет сформирована коалиция «Светофор», в которую войдут представители Социал-демократической партии Германии, Свободной демократической партии и члены партии «Союз 90/Зеленые», они же, в конечном итоге, и могут сформировать правительство на ближайшее четырехлетие. Однако в этом коалиционном союзе самым слабым звеном являются «Зеленые» из-за серьезных разногласий с партнерами, поэтому если с ними не удастся договориться демократам, то я не исключаю возможности вхождения в коалицию представителей правых, в лице евроскептиков «Альтернативы для Германии» с их 83 мандатами, а также парламентариями-одномандатниками от левых партий. В этом случае коалиции можно рассчитывать на 443 мандата, а это максимально возможный результат, который, безусловно, гарантирует большинство в Бундестаге.

Поэтому, по моему мнению, расклад сил и направление коалиционного движения в немецком парламенте в настоящее время можно охарактеризовать следующей аллегорией: «на «Светофоре, поверните направо и держитесь левой стороны – вы прибыли в пункт назначения «ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОАЛИЦИЯ»!»…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Канцлер всегда на службе». Правила жизни Ангелы Меркель 29.10.2018 года. Электронный ресурс: https://www.forbes.ru/forbes-woman/368547/.html

[2] "Мать всех мигрантов" Меркель продолжает губительную политику для Европы 31.08.2017 года. Электронный ресурс: https://antifashist.com/item/.htm l

[3] Мигранты в Германии: права ли была Меркель, открыв двери сотням тысяч беженцев?

Электронный ресурс: https://www.bbc.com/russian/features-51501662/.html

[4] Германия vs мигранты: Меркель закрыла открытые двери 17.10.2017 года. Электронный ресурс: https://news.rambler.ru/other/38098820/.html

[5] У Шольца больше шансов стать канцлером Германии, заявили эксперты 27.09.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20210927/.htm l

[6] Игра на поражение: итоги выборов в бундестаг 27.09.2021 года. Электронный ресурс:

https://ria.ru/20210927/bundestag-1751956530/.html

[7] СДПГ пригласила "Зеленых" к переговорам о создании правительства Германии 28.09.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20210928/pravitelstvo-1752160243/.html  

[8] От "Микки Мауса" до "светофора": какую коалицию хотят немцы после ухода Меркель?

https://rg.ru/2021/09/06/.html

[9] Эксперт: формирование правящей коалиции в ФРГ будет очень сложным. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12511647/.html 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати