Состоялся круглый стол на тему: «Преодолен ли кризис в Беларуси? Российско-белорусские отношения в условиях региональной дестабилизации». В нем приняли участие доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш, директор Международного аналитического центра Rethinking Russia, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Коньков, журналист и военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, руководитель Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман, руководитель организации «Актуальная концепция» Александр Шпаковский и старший советник Центра «Гуманитарный диалог» Лоран Винатье (Laurent Vinatier). Модератор – директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
В ходе мероприятия эксперты обсудили перспективы реализации программ Союзного государства, рассмотрели проблему, связанную с миграционным кризисом в Юго-Восточной Европе, а также дали рекомендации относительно выстраивания отношений в рамках треугольника Россия – Беларусь – Европейский союз.
Денис Денисов анонсировал на конец этого года и на будущий – 2022 год − серию круглых столов, посвященных конфликтам и кризисам в различных регионах планеты. Начал эту серию круглый стол по российско-белорусским отношениям.
Кирилл Коктыш, открывая обсуждение, структурно выделил в своем выступлении три центральных блока. Первый блок – это устранение управленческих ошибок, которые привели к протестному кризису и посткризисным настроениям в Беларуси, а также нивелировать ставку на восточно-европейский национализм белорусов, который последовательно культивировался западными игроками. Также существенную роль в разжигании протестных настроений сыграли ИТ-сектор белорусской экономики и просчеты власти, наложившиеся на грамотное применение ее противниками современных политтехнологий. В целом, реализовывалась старая парадигма Вудро Вильсона, которая базировалась на недопущении перехода восточно-европейских государств после распада европейских империй в результате Первой мировой войны к индустриальному обществу, с сохранением полной технологической зависимости от Запада, в первую очередь, от США. Все они должны были превратились в аграрные придатки. По мнению ученого, ловушка заключалась в том, что восточно-европейский национализм по своей природе аграрный. Тот факт, что Беларусь сумела сохранить свою индустриализацию и урбанизацию (до 60 процентов населения Республики проживает в городах), стал мощной стабилизирующей силой, которая ограничивала национализм локальным уровнем. ИТ-сектор, очевидно, хотел, чтобы в стране произошла буржуазно-демократическая революция для сохранения своих долларовых зарплат в четыре-пять тысяч, поэтому он и вышел на улицы для «борьбы с авторитаризмом». Еще одним фактором, сыгравшим свою роль в разжигании кризиса, было постоянное стремление белорусской власти к балансированию между Западом и Россией и торгу вокруг условий реализации концепции Союзного государства. В такой ситуации, как считает Коктыш, российские экономические элиты, чтобы не допустить переориентации Белоруссии на Запад, стремились скупать белорусские активы, что усиливало «раскачивание» нашей соседки. Ученый также привел цифры миграции на Запад, которые на деле оказались в разы меньше, чем первоначально заявлялось. Так, Польша предоставила политическое убежище 24 тысячам беженцев, а не 156 тысячам, как первоначально заявлялось, Литва приняла около 2,5 тысяч, Латвия – 576 лиц, Германия вообще не приняла из Беларуси ни одного политэмигранта. При этом, именно Польша и Литва продемонстрировали предельную жесткость методов разрешения миграционного кризиса. На этом фоне разговоры «о жестоком подавлении протестов в Белоруссии» утратили свою обоснованность. Наоборот, польские и литовские избиратели начинают все чаще задаваться вопросом, насколько ориентированными на Европу и ее ценности являются правящие в них партии. Ученый также отметил, что между Польшей, которая позиционирует себя в качестве «миграционного щита», и Евросоюзом, готовым принять амнистированных на Ближнем Востоке курдов, растут противоречия, в частности, в области иммиграционного права и практики.
О причинах миграционного кризиса модератор попросил рассказать Александра Шпаковского, который является, помимо прочего, членом Конституционной комиссии Республики Беларусь. Политолог в начале своего выступления сослался на мнение белорусского экспертного сообщества, в соответствии с которым в стране не было объективных предпосылок для масштабных протестных выступлений. Он напомнил, что между Беларусью и европейским сообществом сохранялось эффективное взаимодействие в области пограничной безопасности, несмотря на то, что легитимность президентских выборов и выборов других органов власти в стране последний раз признавалась государствами Европы еще в 1994 году. Тогда на Западе выражали удовлетворение надежностью Белоруссии с точки зрения охраны своих границ и препятствования проникновению в Европу нелегальных мигрантов, наркотрафика, незаконного ввоза оружия. Белорусский Госпогранкомитет пользовался доверием своих западных партнеров: осуществлялись различные программы сотрудничества и материально-технической помощи между пограничными ведомствами. Шпаковский сообщил, что только узкие специалисты в КГБ и МВД Республики знали, что иногда за смену белорусские пограничники задерживали до 30-ти стремившихся в Европу нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Азии с их последующей депортацией. Более того, в 2019-2020 годах велись переговоры о строительстве на территории Беларуси фильтрационных пунктов, так как западных специалистов интересовало, в каких условиях содержатся десятки задержанных нелегалов. Однако, после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года западные партнеры по инициативе Литвы решили эти программы свернуть. Западной стороной были также прекращены рабочие контакты с белорусскими пограничниками их коллег из Латвии, Литвы и Польши. В этих условиях, а также ввиду расширения санкций со стороны Евросоюза, Белоруссия перестала препятствовать выезду граждан третьих стран в соседние государства. Эксперт подчеркнул, что в соответствии с международным правом, в частности, с Женевской конвенцией, белорусская сторона не препятствовала мигрантам прибывать на пограничные пропускные пункты для подачи заявлений о предоставлении политического убежища в государствах ЕС. Но в связи с тем, что мигранты на этих пунктах подвергались избиениям, пыткам и принудительному возвращению в Белоруссию, многие из них пытались попасть на территорию Польши, Литвы и Латвии незаконно, в обход пропускных пунктов. Кому-то это удавалось, но кому-то нет. На сегодняшний день известно о 13 погибших беженцах. Эксперт оговорился, что это только официально подтвержденные жертвы. В действительности, западные СМИ говорят, что счет может идти на десятки и даже сотни человек. Резюмируя, Шпаковский подчеркнул, что вина за миграционный кризис целиком и полностью лежит на Европейском союзе и, особенно, на Польше. Недаром она не пропускает иностранных журналистов и международных чиновников, включая сотрудников Красного Креста, в польско-белорусскую пограничную зону.
Отвечая кратко на вопрос о перспективах интеграционных процессов в Союзном государстве, эксперт заявил, что в случае последовательного выполнения всех 28 принятых программ, если будут выдержаны сроки, темпы интеграции в нем будут выше, чем в Евросоюзе. По расчетам экономистов, ВВП Белоруссии уже в краткосрочной перспективе может вырасти на 1,5 процента в год.
Лоран Винатье представил точку зрения Европейского союза. По его мнению, в случае развития интеграционных процессов в Союзном государстве России и Белоруссии, западному бизнесу будет труднее вести дело с последней, так как белорусский рынок должен будет больше адаптироваться к российской экономической системе, чем к европейским нормам и правилам. Ему также был задан вопрос, происходит ли изменение позиции Евросоюза по миграционному кризису на границах Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией. Отвечая на него, Винатье указал, что, к сожалению, миграционный кризис пока не удается деэскалировать. Он продолжается уже почти год, и время показало, что это был период упущенных возможностей. Этот кризис наиболее болезненно ударил по Беларуси, а также по Польше и Литве. Последние пытаются навязать Брюсселю свое видение выхода из этого кризиса. Но надо понимать, что для ведущих игроков Евросоюза – Берлина и Парижа гораздо важнее Россия, чем Белоруссия. Тем более, что через нее идет лишь 5 процентов потока мигрантов, а львиная доля попадает в Европу через «южный канал» − Грецию и Италию.
Александр Коньков, со своей стороны, говоря о месте и роли Беларуси в современной системе международных отношений, подчеркнул, что она стала для западных стратегов тем «твердым орешком», о который споткнулись политтехнологии «цветных революций».
Военный эксперт Игорь Коротченко высказал мнение, что усиление военной активности НАТО и США у границ Союзного государства не добавляет стабильности в регионе. Он считает, что миграционный кризис – это один из элементов гибридной войны, которая сегодня ведется коллективным Западом и против России, и против Белоруссии. Заявления некоторых западных лидеров заставляют думать, что они хотят «объединить» наши государства, инкриминируя им использование мигрантов, как нового инструмента в противостоянии Западу. При этом, делаются попытки изобразить дело так, как будто Лукашенко действует по прямому указанию Путина. Поэтому говорить о снижении градуса напряженности пока не приходится.
Подводя итог дискуссии, Денис Денисов предложил ее участникам согласиться с прозвучавшими оценками эволюции Союзного государства, как движения к дальнейшему сближению со стороны настоящих полноценных союзников – России и Белоруссии. Миграционный кризис это подтвердил. При этом и Москва, и Минск готовы к конструктивным переговорам с Евросоюзом и США на тех площадках, где это еще возможно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs