В экспертном сообществе продолжается обсуждение договоренностей, достигнутых между президентами России и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко об углубленной интеграции двух стран
9 сентября 2021 года на совместной пресс-конференции президенты России и Белоруссии, Владимир Путин и Александр Лукашенко, объявили о фактическом завершении переговоров по углублению интеграции союзного государства. Были одобрены 28 союзных программ, направленных на расширение процессов интеграции между Москвой и Минском. Таким образом, новое соглашение должно кардинально ускорить интеграционный процесс. Действительно ли принятые программы достигнут заявленной цели?
Что из себя представляют 28 союзных программ?
Особенно большое внимание было уделено проведению единой финансовой политики, включая создание одинаковых финансовых условий для предприятий в России и Белоруссии, заключение соглашения между ЦБ (Центральным банком) РФ и НБ (Национальным банком) РБ о гармонизации денежно-кредитной политики, регулирования финансового рынка, интеграцию электронных платежных систем сторон, а также единую политику в области информационной безопасности в финансовой сфере. Особо стоит отметить заключенное между Центральными банками сторон соглашение об общих принципах борьбы с отмыванием преступных денежных средств и финансовым терроризмом, включая гармонизацию законодательства двух стран в этой сфере.
В таможенной сфере планируется осуществить интеграцию информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров и информационных систем по маркировке товаров, кроме того будут интегрированы системы ветеринарного и фитосанитарного контроля. Что касается налоговой интеграции, то стоит выделить гармонизацию между сторонами общих принципов косвенного налогообложения, включая создание единой интегрированной системы администрирования косвенных налогов и совместного консультативного органа (Комитет Союзного государства по налоговым вопросам).
В области единой промышленной политики предусматривается ликвидация всех барьеров в области производства промышленных товаров, единые меры поддержки промышленности и стимулирование открытия совместных производств российских и белорусских фирм.
Во-вторых, союзные программы предусматривают создание единых рынков газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, связи и транспорта. В частности, предусматривается к лету 2022 года разработать основные принципы функционирования единого рынка газа Союзного государства. К 1 декабря 2023 года планируется подписание соглашения, определяющего функционирование и регулирования единого газового рынка и сроки его формирования. Что касается других упомянутых в программах единых рынков, в них не указываются конкретные сроки создания общих рынков. Впрочем, сроки создания единых рынков нефти и электроэнергии указаны в Договоре о создании ЕАЭС, в который Россия и Белоруссия входят.
Что с политической интеграцией?
Нетрудно заметить, что принятые союзные программы затрагивают только социально-экономическую интеграцию, не затрагивая политическую. Так будут ли созданы наднациональные органы управления, как предусматривалось еще Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года? В обозримом будущем – нет. На пресс-конференции 9 сентября 2021 года и российский и белорусский президенты выразились в том ключе, что осуществлять политическую интеграцию пока рано: необходимо создать экономический базис, с которого можно двигаться уже дальше – к единому парламенту, но на повестке дня вопросы политической интеграции не стоят. Что интересно, в марте 2020 года сообщалось, что Россия и Белоруссия в ходе переговоров по углублению интеграции планировали создать 12 наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, суд и таможенный орган, но по итогу от этих мероприятий отказались.
Однако причины пробуксовки интеграции политической очевидно глубже. Вопрос создания единого парламента затрагивался уже много раз, но так и не был положительно решен. Проблема в разграничении полномочий: должны ли наднациональные органы управления принимать решения по принципу равноправности участников (полномочия России и Белоруссии будут одинаковы) или, исходя из экономической мощи участников. Первый вариант устраивает Белоруссию, но не Россию, так как первая может блокировать выгодные для второй стороны соглашения и законопроекты. Второй вариант, по мнению Минска, приведет к доминированию Москвы, как сильнейшей стороны. Именно противоречия в вопросах распределения полномочий в планируемых наднациональных органах Союзного государства между сторонами (Белоруссия выступает за первый вариант, Россия – за второй) не позволяют приступить к политической интеграции: страны-участники пока неспособны договориться по этому вопросу и решили отложить его решение на неопределенный срок.
Во-вторых, летние протесты прошлого года в Беларуси показали, что часть общества выступает против интеграции с Москвой и способна на массовые выступления, недовольство части населения Лукашенко остается, и объявление о начале политической интеграции с Россией может вызвать новые протесты, в первую очередь, в Минске, что белорусскому президенту вовсе не нужно.
Таким образом, вопросы политической интеграции в очередной раз были отложены на неопределенный срок.
Что дадут России и Белоруссии союзные программы?
В ходе переговоров удалось достичь решения газовой проблемы, вопроса цены за поставляемый Россией Белоруссии газ, который был камнем преткновения в отношении двух стран. На пресс-конференции 9 сентября российский президент отметил, что цена за российский газ в следующем году для РБ останется на уровне этого года, в размере 128,5 долларов за тысячу кубометров, тогда как рыночная цена для потребителей в Европе составляет на данный момент 650 долларов за тысячу кубометров. Именно согласование газовых цен, оптимальное для обеих сторон, позволило интенсифицировать подготовку к созданию единого рынка газа. При этом, если вернуться на несколько лет назад, можно вспомнить, что еще в 2017 году в ходе решения очередного газового конфликта для Белоруссии на 2018 и 2019 гг. была установлена цена за тысячу кубов российского газа в 129 и 127 долларов соответственно. Таким образом, белорусскому президенту удалось добиться от России выгодных цен за газовые поставки. Согласование вопроса с созданием единого рынка нефти и нефтепродуктов, а также интеграции налоговой системы также позволит решить проблему с нефтяным налоговым маневром России, что вызывает недовольство белорусской стороны. Последовательное сокращение с 2019 года Россией размера пошлины на экспортируемую нефть привело к тому, что покупка российской нефти Белоруссией, ее переработка и продажа получившихся нефтепродуктов другим странам стала невыгодной и приносила убытки белорусской экономике. На внутреннем рынке РФ ввела специальный налоговый вычет для стимулирования продажи нефтепродуктов внутри страны. Планируемая налоговая интеграция позволит получать налоговый вычет и белорусским НПЗ.
Создание единой информационной системы по маркировке и отслеживанию товаров, поступающих на таможню, для России и Белоруссии позволит также решить так раздражающую Москву проблему реэкспорта Минском санкционной сельскохозяйственной продукции из ЕС в РФ. Кроме того, планируемая гармонизация аграрного законодательства двух стран сможет значительно сократить число и напряженность сельскохозяйственных конфликтов, периодически случающихся между сторонами (достаточно вспомнить широкомасштабную ‘’молочную войну’’ 2018 года, когда Россией был введен запрет на поставку всей сухой молочной продукции и прочей продукции, упаковываемую в тару объемом более 2.5 литров из-за нарушений российских стандартов. Конфликт был решен только в апреле 2019 года).
Особый интерес представляют меры, направленные на расширение возможностей для белорусских и российских фирм создавать совместные предприятия, как на российской, так и белорусской территории. По данным торгового представителя РФ в Белоруссии Юрия Золотарева общее количество российско-белорусских совместных предприятий по состоянию на 1 января 2021 г. составляет более 2315 (35,6% от всех организаций с иностранными инвестициями на территории РБ), включая 1130 совместных предприятий и 1176 предприятий со 100%-ным российским капиталом. Основными инвесторами среди российских компаний являются Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Росатом, НЛМК и др. Российское сырье, материалы и комплектующие составляет от 40% до 70% от общей стоимости белорусской техники. Объявленная ликвидация препятствий для участия белорусских фирм в российских госзаказах, чей размер по данным 2020 года составил 12 трлн. рублей, открывает большие финансовые перспективы. Будут сняты ограничения к доступу для муниципальных закупок, кроме того, если раньше белорусским предприятиям для получения доступа к российскому госзаказу требовалось получение банковских гарантий от российских банков, то теперь разрешается использовать банковские гарантии от белорусских банков, что должно резко облегчить доступ фирм из Белоруссии к российским госзакупкам. В целом, наилучшие перспективы имеет дальнейшая промышленная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства.
Наконец, в ходе переговоров сторон по дальнейшему углублению интеграции была объявлена необходимость более тесного сотрудничества в сфере безопасности между Москвой и Минским в связи с ‘’ деструктивными, противоречащими международному праву действиями ряда западных государств и структур’’. Уже во время военных учений российских и белорусских войск ‘’Запад-2021’’ президент Лукашенко объявил о согласовании военных поставок из России в белорусскую армию до периода 2025 года. Планируются поставки самолетов, вертолетов, зенитных ракетных комплексов "Тор-М2", прорабатывается вопрос о отправке в Белоруссию современных ЗРК С-400.
Так или иначе, главной целью интеграции должно быть повышение уровня жизни и благосостояния граждан России и Белоруссии. Новые союзные программы вполне способны стать инструментом такого роста.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs