ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Быть или не быть» интеграции Россия-Беларусь?

11:56 07.10.2021 • Марк Ядрихинский,

В экспертном сообществе продолжается обсуждение договоренностей, достигнутых между президентами России и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко об углубленной интеграции двух стран

9 сентября 2021 года на совместной пресс-конференции президенты России и Белоруссии, Владимир Путин и Александр Лукашенко, объявили о фактическом завершении переговоров по углублению интеграции союзного государства. Были одобрены 28 союзных программ, направленных на расширение процессов интеграции между Москвой и Минском. Таким образом, новое соглашение должно кардинально ускорить интеграционный процесс. Действительно ли принятые программы достигнут заявленной цели?

Что из себя представляют 28 союзных программ?

Во-первых, стороны договорились проводить единую макроэкономическую, денежно-кредитную, финансовую, таможенную, налоговую, промышленную, аграрную и транспортную политику.

Особенно большое внимание было уделено проведению единой финансовой политики, включая создание одинаковых финансовых условий для предприятий в России и Белоруссии, заключение соглашения между ЦБ (Центральным банком) РФ и НБ (Национальным банком) РБ о гармонизации денежно-кредитной политики, регулирования финансового рынка, интеграцию электронных платежных систем сторон, а также единую политику в области информационной безопасности в финансовой сфере. Особо стоит отметить заключенное между Центральными банками сторон соглашение об общих принципах борьбы с отмыванием преступных денежных средств и финансовым терроризмом, включая гармонизацию законодательства двух стран в этой сфере.

В таможенной сфере планируется осуществить интеграцию информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров и информационных систем по маркировке товаров, кроме того будут интегрированы системы ветеринарного и фитосанитарного контроля. Что касается налоговой интеграции, то стоит выделить гармонизацию между сторонами общих принципов косвенного налогообложения, включая создание единой интегрированной системы администрирования косвенных налогов и совместного консультативного органа (Комитет Союзного государства по налоговым вопросам).

В области единой промышленной политики предусматривается ликвидация всех барьеров в области производства промышленных товаров, единые меры поддержки промышленности и стимулирование открытия совместных производств российских и белорусских фирм.

Во-вторых, союзные программы предусматривают создание единых рынков газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, связи и транспорта. В частности, предусматривается к лету 2022 года разработать основные принципы функционирования единого рынка газа Союзного государства. К 1 декабря 2023 года планируется подписание соглашения, определяющего функционирование и регулирования единого газового рынка и сроки его формирования. Что касается других упомянутых в программах единых рынков, в них не указываются конкретные сроки создания общих рынков. Впрочем, сроки создания единых рынков нефти и электроэнергии указаны в Договоре о создании ЕАЭС, в который Россия и Белоруссия входят.

Что с политической интеграцией?

Нетрудно заметить, что принятые союзные программы затрагивают только социально-экономическую интеграцию, не затрагивая политическую. Так будут ли созданы наднациональные органы управления, как предусматривалось еще Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года? В обозримом будущем – нет. На пресс-конференции 9 сентября 2021 года и российский и белорусский президенты выразились в том ключе, что осуществлять политическую интеграцию пока рано: необходимо создать экономический базис, с которого можно двигаться уже дальше – к единому парламенту, но на повестке дня вопросы политической интеграции не стоят. Что интересно, в марте 2020 года сообщалось, что Россия и Белоруссия в ходе переговоров по углублению интеграции планировали создать 12 наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, суд и таможенный орган, но по итогу от этих мероприятий отказались.

Однако причины пробуксовки интеграции политической очевидно глубже. Вопрос создания единого парламента затрагивался уже много раз, но так и не был положительно решен. Проблема в разграничении полномочий: должны ли наднациональные органы управления принимать решения по принципу равноправности участников (полномочия России и Белоруссии будут одинаковы) или, исходя из экономической мощи участников. Первый вариант устраивает Белоруссию, но не Россию, так как первая может блокировать выгодные для второй стороны соглашения и законопроекты. Второй вариант, по мнению Минска, приведет к доминированию Москвы, как сильнейшей стороны. Именно противоречия в вопросах распределения полномочий в планируемых наднациональных органах Союзного государства между сторонами (Белоруссия выступает за первый вариант, Россия – за второй) не позволяют приступить к политической интеграции: страны-участники пока неспособны договориться по этому вопросу и решили отложить его решение на неопределенный срок.

Во-вторых, летние протесты прошлого года в Беларуси показали, что часть общества выступает против интеграции с Москвой и способна на массовые выступления, недовольство части населения Лукашенко остается, и объявление о начале политической интеграции с Россией может вызвать новые протесты, в первую очередь, в Минске, что белорусскому президенту вовсе не нужно.

Таким образом, вопросы политической интеграции в очередной раз были отложены на неопределенный срок.

Что дадут России и Белоруссии союзные программы?

В ходе переговоров удалось достичь решения газовой проблемы, вопроса цены за поставляемый Россией Белоруссии газ, который был камнем преткновения в отношении двух стран. На пресс-конференции 9 сентября российский президент отметил, что цена за российский газ в следующем году для РБ останется на уровне этого года, в размере 128,5 долларов за тысячу кубометров, тогда как рыночная цена для потребителей в Европе составляет на данный момент 650 долларов за тысячу кубометров. Именно согласование газовых цен, оптимальное для обеих сторон, позволило интенсифицировать подготовку к созданию единого рынка газа. При этом, если вернуться на несколько лет назад, можно вспомнить, что еще в 2017 году в ходе решения очередного газового конфликта для Белоруссии на 2018 и 2019 гг. была установлена цена за тысячу кубов российского газа в 129 и 127 долларов соответственно. Таким образом, белорусскому президенту удалось добиться от России выгодных цен за газовые поставки. Согласование вопроса с созданием единого рынка нефти и нефтепродуктов, а также интеграции налоговой системы также позволит решить проблему с нефтяным налоговым маневром России, что вызывает недовольство белорусской стороны. Последовательное сокращение с 2019 года Россией размера пошлины на экспортируемую нефть привело к тому, что покупка российской нефти Белоруссией, ее переработка и продажа получившихся нефтепродуктов другим странам стала невыгодной и приносила убытки белорусской экономике. На внутреннем рынке РФ ввела специальный налоговый вычет для стимулирования продажи нефтепродуктов внутри страны. Планируемая налоговая интеграция позволит получать налоговый вычет и белорусским НПЗ.

Создание единой информационной системы по маркировке и отслеживанию товаров, поступающих на таможню, для России и Белоруссии позволит также решить так раздражающую Москву проблему реэкспорта Минском санкционной сельскохозяйственной продукции из ЕС в РФ. Кроме того, планируемая гармонизация аграрного законодательства двух стран сможет значительно сократить число и напряженность сельскохозяйственных конфликтов, периодически случающихся между сторонами (достаточно вспомнить широкомасштабную ‘’молочную войну’’ 2018 года, когда Россией был введен запрет на поставку всей сухой молочной продукции и прочей продукции, упаковываемую в тару объемом более 2.5 литров из-за нарушений российских стандартов. Конфликт был решен только в апреле 2019 года).

Особый интерес представляют меры, направленные на расширение возможностей для белорусских и российских фирм создавать совместные предприятия, как на российской, так и белорусской территории. По данным торгового представителя РФ в Белоруссии Юрия Золотарева общее количество российско-белорусских совместных предприятий по состоянию на 1 января 2021 г. составляет более 2315 (35,6% от всех организаций с иностранными инвестициями на территории РБ), включая 1130 совместных предприятий и 1176 предприятий со 100%-ным российским капиталом. Основными инвесторами среди российских компаний являются Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Росатом, НЛМК и др. Российское сырье, материалы и комплектующие составляет от 40% до 70% от общей стоимости белорусской техники. Объявленная ликвидация препятствий для участия белорусских фирм в российских госзаказах, чей размер по данным 2020 года составил 12 трлн. рублей, открывает большие финансовые перспективы. Будут сняты ограничения к доступу для муниципальных закупок, кроме того, если раньше белорусским предприятиям для получения доступа к российскому госзаказу требовалось получение банковских гарантий от российских банков, то теперь разрешается использовать банковские гарантии от белорусских банков, что должно резко облегчить доступ фирм из Белоруссии к российским госзакупкам. В целом, наилучшие перспективы имеет дальнейшая промышленная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства.

Наконец, в ходе переговоров сторон по дальнейшему углублению интеграции была объявлена необходимость более тесного сотрудничества в сфере безопасности между Москвой и Минским в связи с ‘’ деструктивными, противоречащими международному праву действиями ряда западных государств и структур’’. Уже во время военных учений российских и белорусских войск ‘’Запад-2021’’ президент Лукашенко объявил о согласовании военных поставок из России в белорусскую армию до периода 2025 года. Планируются поставки самолетов, вертолетов, зенитных ракетных комплексов "Тор-М2", прорабатывается вопрос о отправке в Белоруссию современных ЗРК С-400.

Так или иначе, главной целью интеграции должно быть повышение уровня жизни и благосостояния граждан России и Белоруссии. Новые союзные программы вполне способны стать инструментом такого роста.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати