ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

10:35 09.11.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Gatestone Institute: Европейская армия: Риторика против реальности

Европейские федералисты, стремящиеся превратить Европейский союз, состоящий из 27 членов, в европейскую сверхдержаву - так называемые Соединенные Штаты Европы, — возродили предложение десятилетней давности о создании европейской армии.

Призыв к созданию наднациональной армии, являющийся частью стремления Европы к достижению «стратегической автономии» от Соединенных Штатов, возглавляет президент Франции Эммануэль Макрон, который в рамках своей кампании по переизбранию, по-видимому, надеется заменить уходящего канцлера Германии Ангелу Меркель в качестве фактического лидера Европы.

Макрон утверждает, что Европе нужны собственные военные, потому что, по его словам, Соединенные Штаты больше не являются надежным союзником. Он приводит в качестве примеров: поспешный вывод американских войск президентом США Джо Байденом из Афганистана; растущее давление на Европу, чтобы она приняла сторону Соединенных Штатов в отношении Китая; и исключение Франции из нового альянса по безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.

Многие государства-члены ЕС не согласны с Макроном. Страны Восточной Европы, некоторые из которых сталкиваются с экзистенциальными угрозами со стороны России, знают, что ни ЕС, ни Франция не могут сравниться с военными возможностями, предлагаемыми НАТО и Соединенными Штатами. Другие страны обеспокоены множеством проблем, начиная от финансовых затрат и заканчивая национальным суверенитетом. Третьи выступают против создания параллельной НАТО структуры, которая могла бы подорвать трансатлантический альянс. Общая армия ЕС, по-видимому, далека от того, чтобы стать реальностью.

Логичным курсом действий для государств-членов ЕС (которые составляют 21 из 30 членов НАТО) было бы выполнить прошлые обязательства по увеличению расходов на оборону в рамках их вклада в трансатлантический альянс. Это, однако, противоречило бы мании величия — европейских федералистов, которые хотят превратить ЕС в крупную геополитическую державу.

Стратегическая автономия

Термин "стратегическая автономия" в европейских дискуссиях по вопросам обороны используется, по крайней мере, с декабря 2013 года, когда Европейский совет, руководящий орган ЕС, состоящий из лидеров 27 государств-членов ЕС, призвал ЕС улучшить свою оборонно-промышленную базу.

В июне 2016 года этот термин появился в стратегии безопасности ЕС. В документе — «Глобальная стратегия внешней политики и политики безопасности Европейского союза» — говорилось, что он «развивает стремление к стратегической автономии» для Европейского союза. «Соответствующий уровень амбиций и стратегической автономии, - говорилось в нем, - важен для способности Европы содействовать миру и безопасности внутри и за пределами своих границ».

В последние годы концепция «стратегической автономии» приобрела гораздо более широкое значение: теперь эта идея означает, что ЕС должен стать суверенной державой, которая в военном, экономическом и технологическом отношении независима от Соединенных Штатов.

Наблюдатель от ЕС Дейв Китинг отметил:

 

«Модным словом Брюсселя теперь является «стратегическая автономия», попытка вырвать слово «суверенитет» у националистов и доказать, что только сильный ЕС может сделать европейцев по-настоящему суверенными по отношению к России, Китаю и Соединенным Штатам».

История неудач

Дебаты о создании европейской армии ведутся с конца Второй мировой войны. В 1950 году Франция предложила создать общую армию для защиты Западной Европы от Советского Союза без необходимости перевооружения Германии. Договор о создании так называемого Европейского оборонного сообщества был подписан в 1952 году, но он так и не был ратифицирован французским парламентом из-за опасений, что Франция потеряет свой суверенитет перед многосторонним органом, принимающим решения.

В конце 1990-х годов, после того как ЕС и его государства-члены не смогли предотвратить десятилетие кровопролития в югославских войнах, и после вмешательства Соединенных Штатов, европейские лидеры призвали к созданию Европейских сил быстрого реагирования, способных действовать в будущих кризисах.

В 2007 году, после многолетних дебатов, ЕС создал две так называемые боевые группы ЕС, состоящие из 1500 военнослужащих каждая, для реагирования на кризисы, но из-за внутриевропейских споров по поводу финансирования и развертывания они никогда не использовались.

Европейский союз в настоящее время призывает переименовать боевые группы в «Силы первого ввода», состоящие из 5000 военнослужащих. Остается неясным, почему лидеры ЕС считают, что последние добьются того, чего не смогли первые. В любом случае, такой небольшой силы далеко не достаточно, чтобы предоставить ЕС «стратегическую автономию» от Соединенных Штатов.

На протяжении десятилетий европейский поиск «стратегической автономии» привел к десяткам саммитов, деклараций, концептуальных документов, отчетов, учреждений, терминов и сокращений, в том числе: Петерсбергская декларация; Декларация Сен-Мало; Соглашение "Берлин плюс"; Франко-германская бригада; Германо-Нидерландский корпус; Соглашение о военно-морском сотрудничестве Бельгии и Нидерландов; Европейская политика в области безопасности и обороны (ESDP); Общая политика в области безопасности и обороны (CSDP); Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO); План действий по наращиванию европейского потенциала (ECAP); Основные цели; Боевые группы ЕС; Силы Европейской жандармерии; Европейские силы быстрого реагирования (ЕВРОФОР); Европейские морские силы; Еврокорпуса; Объединенные совместные экспедиционные силы (CJEF); Антанта фругале; Европейское оборонное агентство; Европейская стратегия безопасности; Европейская инициатива по вмешательству (EI2); СЕС; Европейское командование и управление (C2); Военный комитет Европейского Союза (EUMC); Военный штаб Европейского Союза (EUMS); Объединенная группа координации поддержки (JSCC); Потенциал военного планирования и поведения (MPCC); Комитет по политике и безопасности (PSC); Военно-политическая группа (PMG); Европейский фонд обороны;

Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в недавней статье, опубликованной Politico, пришла к выводу, что «иллюзиям европейской стратегической автономии должен прийти конец». Она добавила: «Европейцы не смогут заменить решающую роль Америки в качестве поставщика услуг в области безопасности. Мы должны признать, что в обозримом будущем мы останемся зависимыми».

 

Отсутствие возможностей

Важным препятствием на пути создания европейской армии является нежелание правительств ЕС инвестировать в оборону. На саммите Организации Североатлантического договора в Уэльсе в 2014 году союзники договорились тратить минимум 2 % своего валового внутреннего продукта (ВВП) на расходы на оборону. Согласно данным, предоставленным НАТО, в 2020 году только девять из 21 европейского члена НАТО выполнили свои обязательства.

Германия — крупнейшая экономика в ЕС и четвертая по величине в мире — потратила всего 1,53 % ВВП на оборону в 2020 году. Это представляет собой увеличение менее чем на 0,5 % ВВП с 2015 года. Франция, вторая по величине экономика ЕС, потратила 2,01 % ВВП на оборону в 2020 году, увеличившись всего на 0,3 % ВВП с 2015 года. Италия, третья по величине экономика ЕС, потратила 1,41 % ВВП на оборону в 2020 году, в то время как Испания, четвертая по величине экономика ЕС, потратила всего 1,02 % ВВП на оборону в 2020 году, согласно данным НАТО. Цифры показывают, что расходы на оборону не являются приоритетом в большинстве европейских стран.

Вооруженные силы Германии находятся в особенно плачевном состоянии. Необнадеживающий отчет, опубликованный парламентом Германии в январе 2019 года, показал, что критически важного оборудования не хватает, а готовность и набор персонала находятся на рекордно низком уровне. «Куда бы вы ни посмотрели, везде дисфункция», - сказал высокопоставленный немецкий офицер, работающий в штаб-квартире бундесвера в Берлине.

В отчете немецкого журнала Der Spiegel за май 2018 года сообщалось, что только четыре из 128 немецких истребителей Eurofighter были готовы к бою. Обязательства Германии перед НАТО требуют, чтобы у нее было не менее 80 боевых самолетов, готовых к кризисным ситуациям.

По данным парламента Германии, в конце 2017 года ни один из 14 крупных транспортных самолетов ВВС Германии не был доступен для полетов из-за отсутствия технического обслуживания. В октябре 2017 года представитель ВМС Германии заявил, что все шесть немецких подводных лодок находятся в доке для ремонта. В феврале 2015 года министерство обороны Германии признало, что его войска были настолько плохо оснащены, что им пришлось использовать все что угодно вместо пулеметов во время учений НАТО в Норвегии.

Большая часть вины ложится на канцлера Германии Ангелу Меркель. За 16 лет своего пребывания на этом посту она довольствовалась тем, что свободно пользовалась оборонным зонтиком США. Также виновата Урсула фон дер Ляйен, которая была министром обороны Германии с 2014 по 2019 год, до того, как ее повысили до главы Европейской комиссии, и которая теперь хочет создать европейскую армию. Будучи министром обороны Германии, фон дер Ляйен страдала от скандалов и обвинялась в кумовстве и бесхозяйственности.

Аналитик по делам ЕС Мэтью Карничниг язвительно заметил:

«С уходом Меркель, восстановление бундесвера, скорее всего, будет зависеть от ее преемника. До тех пор планы создания "Европейской армии", включающей Германию, имеют примерно столько же шансов на успех, сколько и немецкие военно-воздушные силы».

Франция, насчитывающая чуть менее 300 000 военнослужащих на действительной службе, располагает крупнейшими вооруженными силами в Европе. Тем не менее, она остается региональной державой, а не глобальной. В сентябре 2021 года корпорация RAND в крупном исследовании пришла к выводу, что французские вооруженные силы страдают многими недостатками, которые делают «ограниченной» их способность участвовать в потенциальном вооруженном конфликте.

 

По словам RAND, французская армия «сталкивается с проблемой в отношении готовности из-за прошлых сокращений бюджета и мер жесткой экономии, небольшого количества систем вооружения и бремени поддержания текущих операций за рубежом». Военно-воздушные силы Франции «испытывают острую нехватку стратегических воздушных сил». По словам исследовательского центра, у ВМС Франции, у которых есть только один авианосец, как и у других служб Франции, «есть проблемы с готовностью, а запасы боеприпасов, как сообщается, невелики». Вывод доклада заключается в том, что французским военным потребуются десятилетия подготовки и значительное увеличение бюджета, чтобы реально сформировать основу для европейской армии.

Польша, которая выступает против европейской армии, потому что это «ослабит» армии государств-членов НАТО, планирует удвоить численность своих вооруженных сил до 250 000 солдат и 50 000 резервистов. В январе 2020 года Польша подписала контракт на сумму 4,6 миллиарда долларов на покупку 32 истребителей F-35A у Соединенных Штатов. Расширение сделает польские вооруженные силы вторыми по величине в Европе, опередив вооруженные силы Соединенного Королевства.

В октябре 2018 года Бельгия подписала сделку на сумму 4,5 миллиарда долларов на покупку 34 истребителей F-35A у Соединенных Штатов. «Предложение американцев было лучшим по всем нашим семи критериям оценки», - написал в Twitter министр обороны Бельгии Стивен Вандепут.

«Это решение является неудачей для Великобритании, Германии, Италии и Испании, которые стоят за программой Eurofighter, а также означает отказ от неофициального предложения Франции продать Бельгии истребитель Rafale, построенный Dassault Aviation», - сообщает Reuters.

Это означает, что в будущем бельгийские и польские вооруженные силы будут еще больше интегрированы с Соединенными Штатами и НАТО, а не с гипотетической европейской армией.

Мотивы Макрона

Одним из самых ярых сторонников идеи европейской армии является президент Франции Эммануэль Макрон. Он должен знать, что независимая армия ЕС остается лишь отдаленной возможностью, несмотря на то, что он назвал альянс НАТО «мертвым мозгом».

Поскольку канцлер Германии Ангела Меркель собирается уйти в отставку, похоже, что большая часть заявлений Макрона о европейской «стратегической автономии» является частью стратегии французской националистической кампании, направленной на представление Франции как великой державы, доминирующей в Европейском союзе. Макрон, похоже, пытается обратиться к французским избирателям, одновременно определяя для себя роль замены Меркель в качестве нового лидера Европы.

Макрону, который еще не выдвинул свою кандидатуру, грозит переизбрание в апреле 2022 года. В настоящее время он является явным лидером первого тура с 24%, согласно последним опросам, приведенным Politico. Его главными соперниками являются два националиста: Марин Ле Пен из правой партии национального единства и Эрик Земмур, французский эссеист и медийный деятель.

Макрон призывал к созданию европейской армии в течение нескольких лет, но его заявленное стремление к «стратегической автономии» набрало обороты после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил выйти из НАТО, если европейские государства-члены откажутся платить свою справедливую долю. Предупреждение Трампа, которое, похоже, было скорее блефом, чем реальной угрозой, побудило многие европейские страны увеличить свои расходы на оборону, даже если большинство из них все еще ниже согласованного порога в 2 % ВВП.

Впоследствии Макрону был нанесен унизительный удар администрацией Байдена. В сентябре 2021 года Австралия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты объявили о создании нового трехстороннего стратегического альянса, направленного на противодействие растущей напористости Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.

Примечательно, что так называемое соглашение АУКУСА не включает ни одно государство-член Европейского союза, которое было полностью оставлено в неведении относительно нового альянса. Об АУКУСЕ было объявлено 15 сентября, всего за несколько часов до того, как ЕС обнародовал свою широко разрекламированную «Стратегию сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе». ЕС надеялся, что новый план подчеркнет его «стратегическую автономию» от Соединенных Штатов в Тихоокеанском регионе. Вместо этого ЕС был затмен АУКУСОМ.

Австралия объявила, что в рамках сделки AUKUS она отменила многомиллиардный контракт на подводные лодки, который когда-то был назван «контрактом века», в соответствии с которым Франция должна была поставить Австралии 12 подводных лодок с дизельным двигателем. Вместо этого Австралия заявила, что будет покупать атомные подводные лодки у Соединенных Штатов.

Франция гневно отреагировала «на перемену своей судьбы». Министр иностранных дел Франции назвал создание АУКУСА «ударом в спину». Посол Франции в Австралии Жан-Пьер Тебо заявил, что решение Австралии отменить сделку с подводными лодками было сродни «измене». Французское правительство утверждало, что решение Австралии застало Париж врасплох, но последующая утечка сообщени2 между Макроном и премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном показала, что Макрон заранее знал, что Австралия планирует расторгнуть контракт.

Унижение АУКУСА привело Макрона в ярость и, похоже, подпитывает его все более яростные призывы к «стратегической автономии». Советник Макрона сказал: «Мы могли бы закрыть на это глаза и вести себя так, как будто ничего не случилось. Мы считаем, что это было бы ошибкой для всех европейцев. Здесь действительно есть возможность».

Однако до сих пор только Италия и Греция выступили в поддержку призывов Макрона к созданию автономных вооруженных сил ЕС.

В сентябре 2021 года Франция и Греция подписали новое соглашение об обороне и безопасности, в котором Франция обязалась оказать военную помощь Греции в случае нападения третьей страны, даже если такая страна, Турция, является членом НАТО. Макрон сказал, что сделка стоимостью 3 миллиарда долларов для Франции стала «важной вехой» в европейской обороне, поскольку она укрепила «стратегическую автономию» ЕС.

 

Премьер-министр Греции Мицотакис назвал греко-французскую оборонную сделку "первым шагом на пути к стратегической автономии Европы". Но некоторые в ЕС скептически отнеслись к этой сделке и обеспокоены тем, что она только усилит напряженность в отношениях между Грецией и Турцией.

 

«Немного странно говорить, что пакт способствует европейскому суверенитету», - сказал неназванный дипломат ЕС в интервью Politico. «Судя по всему, это традиционный оборонный пакт 19 века между двумя европейскими державами».

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен в интервью датской газете Politiken заявила, что Макрон чрезмерно обостряет свой спор с Соединенными Штатами:

«Я думаю, что в связи с дискуссиями, которые сейчас проходят в Европе, важно сказать, что я считаю президента США Джо Байдена очень лояльным по отношению к трансатлантическому альянсу. Я думаю, что в целом следует воздерживаться от поднятия некоторых конкретных проблем, которые всегда будут существовать между союзниками, до уровня, на котором их не должно быть. Я очень, очень хочу предостеречь от этого».

Между тем, британская газета The Telegraph 22 сентября сообщила, что Макрон предложил предоставить место Франции в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций «в распоряжение Европейского союза», если его правительства поддержат планы Макрона по созданию армии ЕС. Позднее президентство Франции опровергло этот доклад:

«Вопреки утверждениям, о которых сообщалось сегодня утром, нет, Франция не предлагала покинуть свое место в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Он принадлежит Франции и останется таковым».

Франция вступает в шестимесячное председательство в ЕС с 1 января 2022 года. В течение этого времени Макрон, несомненно, продолжит настаивать на «стратегической автономии» от Соединенных Штатов, в том числе на «Саммите по европейской обороне», запланированном на первую половину 2022 года.

https://www.gatestoneinstitute.org/17917/european-army

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати