ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

13:12 29.07.2021 • А. Федоров, журналист-международник

The Gatestone: Новый план коммунистического Китая: Цифровая валюта

Коммунистический Китай добавляет еще один элемент в свой инструментарий наблюдения и контроля за населением. Уже известный как государство с наиболее распространенной системой надзора и социального кредитования в мире, Китай в настоящее время создал цифровую валюту, цифровой юань или юань, также известный как электронный платеж в цифровой валюте (DCEP), чтобы гарантировать, что практически ни одна транзакция не останется незарегистрированной.

В отличие от криптовалют, таких как биткойны, которые не выпускаются правительствами и поэтому не могут использоваться в качестве средства платежа в большинстве ежедневных транзакций, цифровая валюта Китая выпускается и контролируется центральным банком Китая.

Согласно Wall Street Journal, валюта «должна дать правительству Китая обширные новые инструменты для мониторинга как его экономики, так и населения. По замыслу, цифровой юань сведет на нет одно из главных преимуществ биткойнов: анонимность для пользователя.

«DCEP - это полная противоположность биткойну. Конечная цель криптовалюты - разделение денег и государства», - сказал Стюарт Маккензи, эксперт по криптовалюте из Гонконга.

Однако реальная цель новой цифровой валюты, похоже, состоит в том, чтобы бросить вызов давнему глобальному господству доллара США. «Китай должен приготовиться к полномасштабной эскалации борьбы с Соединенными Штатами и подготовиться к постепенному отделению китайского юаня от доллара США», - написал в июле 2020 года Чжоу Ли, бывший заместитель директора Департамента международных связей Коммунистической партии. «Воспользовавшись глобальной монопольной позицией доллара в финансовом секторе, США будут представлять все более серьезную угрозу для дальнейшего развития Китая».

Китай работает над цифровым юанем с 2014 года и запустил его в качестве пилотного проекта в четырех городах Китая в прошлом году. С тех пор цифровая валюта была распространена на 10 городов и провинций, охватывающих 100 миллионов человек, где пилотный проект проводился в форме лотерей. В Шэньчжэне, например, правительство раздало в общей сложности 10 миллионов юаней (около 1,5 миллиона долларов) примерно 50 000 человек, которые они могли затем использовать после загрузки приложения цифрового юаня.

Шэньчжэнь является «домом» для некоторых из крупнейших технологических гигантов страны, таких как Huawei и Tencent; Сообщается, что Walmart также участвовал в пилотном проекте. Другая китайская компания электронной коммерции, JD.com, в рамках проекта платила своим сотрудникам цифровыми юанями. Сообщается также, что есть планы, чтобы иностранные спортсмены и посетители Олимпийских игр 2022 года в Пекине использовали цифровой юань в качестве средства оплаты.

Совсем недавно сообщалось, что Китай раздаст 40 миллионов юаней (6,2 миллиона долларов) своей цифровой валюты гражданам в Пекине в лотерее; что он тестирует цифровой юань в Гонконге и что недавно он развернул более 3000 банкоматов в Пекине, где люди смогут конвертировать цифровые юани в наличные и наоборот.

Китай отрицает, что запуск цифрового юаня чреват скрытыми замыслами, такими как вызов доллару. «Что касается интернационализации юаня, мы много раз говорили, что это естественный процесс, и наша цель - не заменить доллар США или любую другую международную валюту», - сказал Ли Бо, заместитель управляющего Народного банка Китая. «Наша цель - предоставить рынку возможность выбора».

«Некоторые зарубежные СМИ недавно связали этот процесс с геополитикой, предполагая, что НБК [Народный банк Китая] планирует создать новую глобальную финансовую конфигурацию, выпуская DC / EP [цифровая валюта /электронные платежи]», - говорится в сообщении Коммунистической партии Китая (КПК).

Некоторые даже пришли к выводу, что правительство Китая рассматривает выпуск суверенной цифровой валюты и контроль над ней как «новое поле битвы» национальной конкуренции. Фактически, решение НБК - всего лишь необходимый шаг, чтобы соответствовать неизбежной тенденции глобального развития валюты. От материальных предметов и драгоценных металлов до бумажных банкнот и цифровой валюты в будущем - проведение более простых и легких платежей - неудержимая тенденция денежно-кредитного и финансового развития».

Однако КПК имеет печальную историю несоблюдения своих собственных обещаний. В 1984 году он пообещал, что автономия Гонконга, включая его права и свободы, останется неизменной в течение 50 лет в соответствии с принципом «одна страна, две системы» после возвращения территории в 1997 году под суверенитет Китая. Однако к июню 2020 года, когда КПК представила свой закон о национальной безопасности в Гонконге, она нарушила свое обещание. КПК продолжает сокрушать Гонконг. На прошлой неделе КПК арестовала Райана Лоу и четырех других старших редакторов и руководителей Apple Daily, гонконгской газеты, посвященной «продвижению» демократии. Основатель и владелец газеты Джимми Лай, которому 72 года, в настоящее время отбывает 20-месячный тюремный срок.

КПК также нарушила свое обязательство от 2015 года не милитаризировать искусственные острова, которые Пекин строил на острове Спратли в Южно-Китайском море, и никогда не выполняла по крайней мере девять обязательств, взятых на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию, и это лишь несколько примеров. Этот список нарушенных обещаний даже не включает ложь, которую Китай рассказал миру о предполагаемой непередаваемости коронавируса, который возник в Ухане и унес почти четыре миллиона жизней и разрушил страновые экономики.

Несмотря на протесты КПК, похоже, мало сомнений в том, что Китай рассматривает свою новую цифровую валюту как решающий элемент в борьбе за то, чтобы стать доминирующей технологической державой в мире: новая цифровая валюта является частью амбиций КПК, как изложено в новом пятилетнем плане на 2021-2025 годы по цифровизации Китая. Цифровизация, в свою очередь, является частью стремления Китая стать технологически независимым от Запада и доминировать в мировых технологиях и обогнать США в качестве доминирующей державы в мире к 2049 году.

 «Мы будем развивать цифровую экономику, продвигать цифровую индустриализацию и цифровизацию промышленности, способствовать глубокой интеграции цифровой и реальной экономики и создавать конкурентоспособные на международном уровне кластеры цифровой индустрии ... Построить современную систему центрального банка, усовершенствовать механизмы управления денежной массой, безопасно способствовать развитию цифровой валюты ... "

Важно отметить, что новая цифровая валюта Китая, помимо усиления государственного контроля и наблюдения в Китае, а также противодействия доллару США, может повлиять на способность США и других стран наложить санкции на правительство Китая за нарушения прав человека и другие меры. По словам Сахила Махтани, написавшего в апреле в American Affairs Journal:

 

"... новаторская цифровая валюта, запущенная центральным банком Китая, вероятно, создаст параллельную платежную сеть - одну, находящуюся вне контроля США, - тем самым подорвав политику санкций США. Такое развитие событий поставит под угрозу мощь США во всем мире и, следовательно, должно привлечь интерес со стороны большего числа людей ...

«Распространение китайской цифровой валюты в конечном итоге подорвет контроль США над глобальными платежами и, следовательно, поставит под угрозу политику санкций США и значительную долю влияния США в мире ...

США, со своей стороны, похоже, не готовы к вызову Китая по поводу будущего денег. Джером Х. Пауэлл, председатель Федеральной резервной системы, заявил в марте, что на данном этапе ФРС только изучает необходимость в цифровой валюте центрального банка. Он также сказал, что официальные лица США будут рассматривать вопрос о выпуске цифрового доллара только в том случае, если они будут уверены, что в этом есть очевидная польза, и если эта идея получит широкую общественную и политическую поддержку, как пишет New York Times. «Желает ли общественность или нуждается в новой цифровой форме денег центрального банка, чтобы дополнить то, что уже является высокоэффективной, надежной и инновационной платежной ареной?» - сказал Пауэлл.

«Не только американские денежно-кредитные власти недооценивают угрозу, которую представляет доминированию доллара новаторское сочетание цифровой валюты и электронных платежей в Китае», - написал недавно профессор Стэнфорда Найл Фергюсон. «Они также рассматривают финансовые инновации на основе блокчейнов, которые предлагают лучшую альтернативу китайскому электронному юаню, как привратники на своей собственной эксклюзивной вечеринке».

Автор статьи Джудит Бергман, обозреватель, юрист и политический аналитик

https://www.gatestoneinstitute.org/17487/china-digital-currency

 

Modern diplomacy: Экологизация международного уголовного права

В июне 2021 года Независимая экспертная группа под эгидой Фонда "Остановить экоцид" представила недавно разработанное определение преступления "экоцид". Группа, состоящая из 12 юристов - международников, предложила внести поправки в Римский статут Международного уголовного суда (МУС), включив экоцид в качестве пятого международного преступления наряду с преступлением геноцида, преступлениями против человечности, военными преступлениями и преступлением агрессии. Включение преступления экоцида в Статут даст МУС право расследовать, преследовать в судебном порядке и судить лиц, обвиняемых в причинении тяжкого вреда окружающей среде.

Термин "экоцид" включает греческое слово "ойкос", означающее дом или окружающую среду, и ‘сид", означающее акт убийства. Основанный на термине "геноцид", экоцид означает значительное разрушение природной среды в результате действий человека. В 1970 году он был впервые использован американским биологом Артуром Гэлстоном на конференции по войне и национальной ответственности в Вашингтоне, округ Колумбия. Этот термин был далее процитирован премьер-министром Швеции Улафом Пальме в его вступительной речи на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде 1972 года (UNCHE) в Стокгольме. С тех пор было предпринято множество усилий по включению экоцида в международное право. Интересно, что оно было принято в качестве дополнительного преступления в ранних проектах Римского статута; однако позже оно было исключено из-за отсутствия адекватного определения. Если на этот раз это удастся, это будет значительной победой для окружающей среды, поскольку ни одно из существующих международных уголовных законов не закрепляет ее как самоцель.

Определение преступления экоцида

Группа определила преступление экоцида как: “экоцид” означает незаконные или бессмысленные действия, совершенные с осознанием того, что существует значительная вероятность серьезного и либо широкомасштабного, либо долгосрочного ущерба окружающей среде, причиняемого этими действиями”.

Определение включает два пороговых значения, которые должны быть выполнены, чтобы квалифицироваться как преступление экоцида. Во-первых, должна существовать значительная вероятность того, что "действия" (включая бездействие) нанесут серьезный и либо широкомасштабный, либо долгосрочный ущерб окружающей среде. Другими словами, наряду с ущербом, причиняющим серьезный урон элементам окружающей среды, такой ущерб должен оказывать воздействие на более широкое географическое положение или на более длительный срок.

Следует отметить, что Группа расширила сферу охвата определения, включив в его значение пространственные и временные измерения. Однако они изменили свою позицию, принятую в предыдущих правовых документах, чтобы использовать в определении сочетание конъюнктивных и дизъюнктивных формулировок. В дополнение к своему серьезному характеру, такой вред может быть либо широко распространенным, либо долгосрочным и представлять собой преступление экоцида. Таким образом, любая серьезная и широко распространенная деятельность, такая как вырубка тропических лесов, может быть отнесена к экоциду. Аналогичным образом, любая серьезная деятельность, последствия которой сохраняются в течение более длительного времени, например, приводящая к исчезновению вида растений или животных, также может быть приравнена к преступлению экоцида.

Мгновенное считывание первого порогового значения указывает на то, что определение экоцида может включать повседневную деятельность человека, которая способствует выбросам парниковых газов и другому ущербу окружающей среде. Возникает вопрос – являются ли люди экологическими преступниками? Хотя, возможно, это правда, что большинство человеческих действий, прямо или косвенно, постоянно ухудшают окружающую нас экосистему. Однако определение экоцида в первую очередь касается крупных загрязнителей, чья безответственная деятельность на массовом уровне представляет угрозу для окружающей среды. Таким образом, чтобы сузить сферу определения и точно определить преступную деятельность, Группа добавила второй порог, то есть "действия", причиняющие ущерб окружающей среде, должны быть незаконными или бессмысленными.

Это означает, что только тогда, когда действия либо запрещены национальным или международным законодательством, либо указывают на безрассудное пренебрежение чрезмерным разрушением окружающей среды при достижении социальных и экономических выгод, они будут приравниваться к преступлению экоцида. Второй порог указывает на антропоцентрический подход к определению и защищает ряд видов человеческой деятельности, которые считаются необходимыми, желательными и законными для благополучия человека. Чтобы определить законность действий, действия следует рассматривать с учетом их потенциальной социальной и экономической ценности. Определение экоцида основывается на принципе устойчивого развития, позволяющем сбалансировать разрушение окружающей среды с развитием человека, и запрещает любую разрушительную деятельность, которая перевешивает ее социальные и экономические выгоды. Это также означает, что определение выводит "ограниченный" экологический ущерб за рамки определения, которого нельзя избежать для достижения социального благополучия, включающего строительство жилья или установление транспортных связей.

Предлагаемое определение в большей степени касается массовых случаев ущерба окружающей среде. В нем не учитывается небольшой "необходимый" экологический вред, причиняемый повседневной деятельностью человека. Однако не менее важно, чтобы этот незначительный на вид разрушительный вклад людей, внесенный в их индивидуальном качестве, не остался незамеченным. Эти небольшие «вклады» в сочетании друг с другом также оказывают значительное воздействие на окружающую среду в виде изменения климата, утраты биоразнообразия и других опасностей. Таким образом, безрассудный образ жизни человека является серьезной проблемой и должен регулироваться каким-либо международным кодексом поведения, если не как экоцид.

Несомненно, предлагаемое определение экоцида является замечательным усилием, которое следует оценить по нескольким причинам. Прежде всего, опубликование этого определения указывает на то, что пришло время начать наказывать нарушителей окружающей среды и создавать меры сдерживания, с тем чтобы можно было свести к минимуму такую разрушительную деятельность. Он устанавливает ответственность и подотчетность крупных корпораций и политических лидеров, регулярные «инвестиции» которых наносят существенный вред окружающей среде. Более того, это определение основывается на многих основных принципах и концепциях международного публичного права, международного экологического права, международного гуманитарного права и международного уголовного права. Например, в определении экоцида уместно упоминается принцип отсутствия трансграничного вреда, устойчивого развития, соразмерности и необходимости. Кроме того, в нем также дается достаточно широкое определение термина "окружающая среда", чтобы в первую очередь включать любой ущерб, причиненный Земле, ее биосфере, криосфере, литосфере, гидросфере, атмосфере и космическому пространству.

Хотя определение экоцида является значительным событием, ему еще предстоит пройти долгий путь, чтобы быть включенным в список международных преступлений. Для этой цели любое из 123 государств-членов Римского статута может официально представить определение Генеральному секретарю ООН. Предложение должно быть принято для дальнейшего рассмотрения большинством членов путем голосования. Кроме того, текст будет подвергнут обсуждению и обсуждению и должен быть принят большинством в две трети членов. Кроме того, государствам-членам необходимо ратифицировать или принять предлагаемый текст. Только по истечении одного года после такой ратификации или принятия МУС может осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений экоцида, совершенных впоследствии. Весь этот процесс может занять много лет или даже десятилетий. Также возможно, что структура нынешнего определения может измениться в ходе его принятия.

Сегодня неясно, удастся ли этому определению внести поправки в Римский статут или нет, но можно с уверенностью сказать, что это определение сыграет решающую роль в повышении осведомленности и обсуждении экоцида среди правительств, корпоративных структур, профессионалов по всему миру. Учитывая насущные потребности людей и существующие угрозы окружающей среде, настало подходящее время для того, чтобы действия правонарушителей регулировались через призму международного уголовного права.

https://moderndiplomacy.eu/2021/07/25/crime-of-ecocide-greening-the-international-criminal-law/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати