The Brookings: Меняющаяся карта экономики
Всемирный конгресс Международной экономической ассоциации уже давно является одним из самых важных глобальных собраний экономистов, благодаря его успеху в объединении исследователей и политиков из самых бедных и богатых уголков мира.
Одной из повторяющихся тем Конгресса этого года было то, что мировая экономика и капитализм находятся на перепутье. В то время как кризис COVID-19 стал непосредственным стимулом для формирования этой точки зрения, другие серьезные сдвиги—от изменения климата и развития цифровых технологий до изменения характера рынков труда—становятся все более заметными. Пандемия просто ускорила эти сдвиги.
COVID-19 вынудил нас привыкнуть к “обучению в процессе” - идее, которую выдвинул лауреат Нобелевской премии экономист Кеннет Дж.Эрроу, подчеркивавший, что большая часть обучения “является продуктом опыта”. Мы научились читать лекции и проводить конференции с помощью Zoom, а также принимать сложные решения на встречах, проводимых через Webex. Люди внезапно осознали, что они проводили в офисе больше времени, чем необходимо, и что они могут выполнять большую часть своей работы из дома. И мы тоже научились делать покупки дома с помощью цифровых платформ.
Экономисты и общество в целом должны противостоять глубоким интеллектуальным и моральным вызовам, чтобы справиться с меняющимся миром.
В результате спрос на офисные и торговые площади снизится даже после пандемии. И поскольку все больше людей будут иметь возможность работать удаленно, цены на недвижимость будут постепенно расти там, где они были ранее низкими, и падать там, где они были высокими, что приведет к большему выравниванию.
С другой стороны, различия в заработной плате будут увеличиваться, поскольку рынок труда, как правило, будет более общим для всех, с усиленной конкуренцией за таланты. Самое важное, что глобализация, после некоторых первоначальных ошибок, ускорится с быстрым ростом межстранового аутсорсинга. Это, вероятно, окажет значительное влияние на рынки труда, национальную политику и характер конфликтов.
Понимание этого нового мира потребует серьезных прорывов в экономическом мышлении. Экономика обычно исходит из оспаривания явных допущений и аксиом, на которых строится теория. Но во всех научных дисциплинах также есть скрытые предположения, которые настолько глубоко укоренились, что мы не высказываем их явно и часто забываем, что они существуют. В своем знаменитом исследовании в 1950-х годах, которое обеспечило формальную структуру для понимания идеи Адама Смита о “невидимой руке рынка”, например, Эрроу и его коллега Нобелевский лауреат Жерар Дебре показали множество предположений, необходимых для того, чтобы гипотеза Смита была верной.
Были и другие предположения, которые считались само собой разумеющимися — просто частью основ экономики, — включая симметрию знаний между покупателями и продавцами. Одним из крупнейших прорывов современной экономики стало понимание того, что знания часто асимметричны и что эта асимметрия может повредить «невидимую руку». Этот прорыв принес Джозефу Э. Стиглицу, Джорджу Акерлофу и Майклу Спенсу Нобелевскую премию по экономике 2001 года и привел к новым формам регулирования, которые сделали возможной современную экономику. Мы обязаны многим из наших правил, касающихся контроля качества и стандартов продукции, этому прорыву, который окончательно показал, что «невидимая рука рынка» не может обеспечить стандарты, когда информация асимметрична.
Еще предстоит выяснить, какую форму примут новые интеллектуальные открытия экономической профессии и какие правила нам понадобятся для их применения. Что ясно, так это то, что напряжение, которое человечество наложило на окружающую среду, означает, что рост, каким мы его знаем в настоящее время, не может быть устойчивым. Но это не значит, что мы должны учиться жить с более низким ростом. На самом деле, я верю, что будущий рост будет более быстрым, чем мы видели до сих пор.
Ошибка лагеря с низким уровнем развития проистекает из распространенного непонимания ВВП или национального дохода. Более высокий ВВП часто принимается за показатель более расточительного потребления и потребительства того рода, которому мы предаемся сейчас. Но этого не должно быть — и сейчас не должно быть так.
Потребление большего количества произведений искусства, музыки и обучения, а также улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни - все это составляющие ВВП и являются или могут быть экологически чистыми. Реформирование нашей системы регулирования может способствовать быстрому росту ВВП, но при резком изменении содержания ВВП и при непропорционально большом количестве человеческого труда, направленного на творческую деятельность. Характер реформ для нового мира - большая тема, но директивным органам необходимо будет сосредоточиться на учебных программах, которые развивают творческий подход, поскольку рутинная работа будет все больше автоматизироваться; сместите потребление с экологически расточительных товаров; и радикально перераспределите богатство, чтобы уменьшить неравенство.
Однако мое недавнее исследование групповой морали выявило одно предостережение, которое мы должны учитывать. При обсуждении таких вопросов, как изменение климата и нынешнее глобальное неравенство, мы призываем людей относиться к другим с уважением. Другими словами, они должны заботиться не только о своем собственном благополучии, но и о благополучии нынешних бедных и будущих поколений, которые будут затронуты нашими решениями.
Но, как давно известно философам морали, групповая мораль - это сложное понятие. Недавно я попытался рассмотреть “Проклятие самаритянина”, в результате которого будущее поколение может пострадать, когда все люди сегодня принимают во внимание свое благополучие. Эта проблема, как и дилемма заключенного, но в области морали, потенциально может нанести ущерб нашим лучшим намерениям.
Так что предстоящий путь будет нелегким. Экономисты и общество в целом должны противостоять глубоким интеллектуальным и моральным вызовам, чтобы справиться с меняющимся миром. Но люди делали это и раньше. Можно только надеяться, что наш интеллект и решимость позволят нам сделать это снова.
https://www.brookings.edu/opinions/the-changing-map-of-economics/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs