Chatham house: Саммит G7: шанс Группы пересмотреть свою роль
Саммит G7, который состоится в Корнуолле 11-13 июня, станет первой личной встречей западных лидеров с момента начала пандемии.
Это будет их первая реальная возможность с тех пор выработать коллективный ответ на испытание, вызванное пандемией, а также три других глобальных вызова – изменение климата, ускорение цифровизации мировой экономики и растущую стратегическую конкуренцию между Западом и Китаем.
Помимо ожидаемых существенных результатов саммита, это также даст лидерам возможность рассмотреть, какую роль "большая семерка" должна играть в течение следующего десятилетия или дольше.
Группа была сформирована, когда шесть нынешних членов – Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Япония, Франция и Италия – впервые встретились в замке Рамбуйе в 1975 году после первого нефтяного шока. Вскоре после этого Канада и ЕС были приглашены присоединиться к группе. В эти годы, если и удавалось достичь соглашения по какому–либо аспекту управления глобальной экономикой – фискальному стимулированию, завершению глобальных торговых переговоров, реструктуризации долга развивающихся стран или увеличению международной помощи, - это, как правило, было решающим.
Эта ситуация в значительной степени сохранялась до начала 2000-х годов, когда влияние G7 начало снижаться. Движимая в первую очередь снижением своей доли в мировой экономической деятельности в результате быстрого роста Китая и других стран с формирующейся экономикой, "большая семерка" также столкнулась с растущим разнообразием глобальных игроков с ростом международного гражданского общества и многонациональных корпораций.
Изменение статуса было признано в ответ на глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов. В то время как министры финансов стран "большой семерки" и управляющие центральными банками сыграли ключевую роль в «подготовке почвы», именно крупнейшие экономики стран "большой двадцатки" приняли ответные меры на кризис.
Когда "Большая двадцатка" заняла центральное место, возникли сомнения в том, что у "большой семерки" – или "большой восьмерки", как это было тогда с участием России, – вообще есть будущее. Многие думали или, по крайней мере, надеялись, что "двадцатка" сможет сохранить единство целей.
Однако на своих следующих пяти саммитах "большая семерка" / "большая восьмерка" продемонстрировали свою ценность не только с точки зрения характера дискуссий, которые были единственно возможными среди ее лидеров, отражая их общую культуру, но и с помощью конкретных результатов, которых она достигла.
Группа оставалась важнейшим форумом для решения экономических кризисов. Она разработала новые подходы к решению глобальных проблем, которые могут быть включены в работу более широких органов, в частности "Группы двадцати".
У G7 теперь есть уникальная возможность развиваться
С избранием Дональда Трампа в 2016 году G7 быстро стала центром серьезных разногласий между США и их традиционными союзниками. Напротив, выход Великобритании из Европейского союза, наряду с ее неизменной приверженностью многосторонности за пределами ЕС, во всяком случае, усилил аргументы в пользу G7.
Энергичная поддержка новой администрацией Байдена координации с союзниками и готовность возглавить работу по таким спорным вопросам, как глобальные налоговые соглашения и вопросы, связанные с вакциной, в сочетании с самым большим периодом экономических потрясений со времен Второй мировой войны, означает, что у G7 теперь есть уникальная возможность развиваться.
Для достижения этой цели есть четыре вопроса, по которым лидеры G7 должны достичь соглашения в Корнуолле.
Во-первых, они должны подтвердить свои общие ценности, подчеркнув свою веру в демократию, права человека, поддержку свободного рынка и экономическую открытость. Теперь, когда Трамп покинул свой пост, это должно быть намного проще, но все еще могут быть области, в которых будет трудно достичь консенсуса, например, о роли государства и позиции G7 по свободной торговле. Лидерам также необходимо будет подумать о том, как претворить эти ценности в жизнь.
Во-вторых, группа должна четко понимать, что она может и не может делать. У нее больше нет экономических возможностей, финансовых ресурсов или легитимности, чтобы самостоятельно решать самые большие мировые проблемы – ни в краткосрочной перспективе, как мы видели в связи с распространением вакцин Covid в развивающихся странах, ни в долгосрочной перспективе.
G7 придется сбалансировать поиск глобальных решений глобальных проблем с параллельными усилиями по поддержке ценностей и экономических интересов своих членов.
Вместе с тем группа должна четко понимать, что она считает себя несущей основную ответственность за разработку и отстаивание подходов, которые могут эффективно решать эти проблемы и которые делают это справедливым образом и отражают озабоченность более широкого международного сообщества.
В-третьих, группа должна признать, что еще одной основной обязанностью будет обеспечение форума, на котором ее члены смогут координировать политику в поддержку общих экономических ценностей и интересов, в том числе в тех случаях, когда они конкурируют с другими странами.
И в-четвертых, G7 должна объяснить, как, принимая во внимание эти ценности и роли, она будет конструктивно работать с другими экономиками и архитектурой глобального управления. В практическом смысле это наиболее важно как с точки зрения способности группы влиять на международную повестку дня, так и с точки зрения примера, который она подает другим крупным экономикам. Это самое сложное.
Помимо неизбежного синдрома "не изобретено здесь", существует риск того, что более широкий мир не будет доверять инициативам G7, направленным на большее благо, если они будут представлены наряду с действиями, направленными на отстаивание общих групповых интересов. Чтобы противостоять этому, G7 нужно будет убедить скептиков – на практических примерах – в том, что конкуренция в одних областях может сосуществовать с сотрудничеством в других.
Чтобы внести большую ясность в отношении своей новой роли, G7 должна проанализировать, как она может максимизировать свою эффективность.
Но есть четыре темы, по которым группа должна еще раз попытаться достичь консенсуса в Корнуолле.
Во-первых, расширение: успех "Большой семерки" зависит от единомыслия ее участников.
Особенно важно избегать включения новых членов, которые препятствовали бы обсуждению ключевых интересов национальной экономической безопасности, как это было в случае, когда Россия была членом.
В-третьих, информационно-пропагандистская деятельность: и "группа семи", и "Группа двадцати" экспериментировали с целым рядом подходов к информационно-пропагандистской работе со странами, международными организациями и неофициальными заинтересованными сторонами. Иногда они были ценными, но слишком часто они были в значительной степени «косметическими» и потенциально контрпродуктивными. Приоритетом должно быть выяснение того, что работает, а что нет.
В-четвертых, инструменты и методы работы: Covid изменил то, как группы G7 и G20 работали в течение прошлого года, причем большинство подготовительных встреч и контактов между лидерами происходили виртуально. Крайне важно использовать лучшее из виртуальной работы в будущей практике, признавая при этом, что полное отсутствие личного контакта является серьезным недостатком.
Во время саммита в Корнуолле у британского председательства есть редкая возможность поделиться четким видением того, для чего предназначена "большая семерка" и как она будет работать в будущем. Это стало бы важным вкладом в более широкую систему глобального управления, усиливая влияние отдельных членов "большой семерки" и подавая пример аналогичным группам в том, что в противном случае могло бы стать все более фрагментированной и дисфункциональной системой.
https://www.chathamhouse.org/publications/the-world-today/2021-06/g7-summit-groups-chance-redefine-its-role
Global times: Китай принял закон о санкциях против иностранных государств, призванный оказать сдерживающее воздействие на западную гегемонию
Законодатели Китая проголосовали за принятие весьма ожидаемого Закона об анти-иностранных санкциях, обеспечивающего всеобъемлющую правовую основу для блокирования незаконных иностранных санкций и предотвращения ущерба, причиненного китайским физическим и юридическим лицам в результате таких незаконных санкций. Новый закон также обеспечит достаточную правовую основу для того, чтобы занять равную позицию с Западом, введя необходимые контрмеры, заявили китайские эксперты в области права.
Постоянный комитет 13-го Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) созвал в понедельник в Пекине свою 29-ю сессию, которая должна была завершиться в четверг, и проект закона о санкциях против иностранных государств был представлен на рассмотрение во второй раз. Согласно правилам и процедурам законодательного органа, законопроект, включенный в повестку дня заседания Постоянного комитета ВСНП, как правило, должен быть рассмотрен трижды, прежде чем быть поставлен на голосование. Однако при наличии консенсуса по всем аспектам законопроекта он может быть рассмотрен дважды.
Долгожданный закон, который считается эффективным и сильным правовым инструментом для отпора иностранным государствам «с длинными руками», включает в себя 16 статей, устанавливающих принципы наказания за нарушение закона и основные полномочия по его исполнению. Соответствующие органы Государственного совета - кабинет министров Китая - могут прямо или косвенно участвовать в разработке, принятии решений и обеспечении соблюдения перечня контрмер, направленных против физических и юридических лиц, которые приняли дискриминационные меры в отношении китайских граждан и организаций.
Целевые группы списка контрмер могут быть расширены до их родственников, супругов, организаций, которые возглавляются этими целевыми лицами или управляются ими, в соответствии с законом, который предусматривает ряд мер, включая отказ в выдаче виз или отказ во въезде, депортацию, «замораживание» активов, ограничение соответствующих сделок и сотрудничества.
Если какая-либо организация или физическое лицо помогает иностранным странам принимать дискриминационные меры, китайские граждане и организации могут подать иск в народный суд в соответствии с законом, а также потребовать компенсации убытков в соответствии с законом.
Когда Комиссия по законодательным вопросам Постоянного комитета ВСНП привела пример о том, кто будет попадать под Закон о санкциях против иностранных государств Китая, представитель комиссии заявил: что некоторые западные страны под предлогом нарушения прав в Тибете, Гонконге, Тайване вместе с пандемией COVID-19 - вмешиваются во внутренние дела Китая, и являются тактикой запугивания, вводя так называемые санкции в отношении китайских правительственных чиновников, а также физических и юридических лиц из этих стран, совершивших правонарушения – именно они столкнутся с контрмерами.
"Закон точно и эффективно нацелен на тех, кто принял односторонние санкции в ущерб интересам Китая, и эта целевая группа может быть расширена до их родственников или организаций, что будет иметь сильный сдерживающий эффект", - сказал Хо Чжэнсинь, профессор права в Китайском университете политических наук и права, в четверг в интервью Global Times.
И помимо подробных контрмер, закон предоставляет властям гибкость в выборе мер, которые следует использовать для нанесения ответного удара, особенно когда меры соответствуют их потребностям, сказал Хо.
Эксперты по правовым вопросам полагали, что Закон об анти-иностранных санкциях, первый в своем роде в Китае, обеспечит сильную правовую поддержку и гарантии для страны от односторонних и дискриминационных мер, введенных иностранными странами, а также будет иметь сдерживающий эффект перед лицом гегемонии под руководством Запада и продемонстрирует коллективную решимость китайских лиц по защите основных интересов Китая.
По сравнению с предыдущими контрмерами, закон подчеркивает, более всеобъемлющим и систематическим образом, отношение китайского правительства к правовому аспекту, когда оно сталкивается с правительством США, которое злоупотребляет санкциями, чтобы нанести серьезный ущерб суверенитету, безопасности и интересам развития Китая, сообщили Global Times некоторые эксперты-юристы, принимавшие участие в процессе консультаций по закону. Закон о санкциях против иностранных государств также позволит Китаю найти баланс между контрмерами и переговорами по устранению расхождений.
Необходимый, своевременный ход
Правительство США вводит санкции в отношении все большего числа китайских компаний, таких как высокотехнологичные фирмы Huawei и ZTE, в связи с так называемыми рисками национальной безопасности, а также ввело санкции в отношении ряда высокопоставленных китайских чиновников в соответствии с законопроектами США о Синьцзяне и Гонконге в прошлом году. По мнению экспертов в области права, это стало регулярной практикой правительства США в осуществлении незаконных.
Последний законодательный прогресс также соответствовал ежегодному графику работы высшего законодательного органа, обнародованному в марте, в котором указывалось, что Китай улучшит законодательство в областях, связанных с иностранными делами, когда Ли Чжаньшу, председатель Постоянного комитета ВСНП, пообещал сосредоточиться на мерах против санкций, а также на обогащении юридического "инструментария" для решения проблем, связанных с иностранными делами, и предотвращения рисков.
"Предыдущие санкции носят фрагментарный характер и не имеют достаточной правовой основы, а также могут вызвать негативные отзывы из-за отсутствия достаточной правовой основы. Теперь у нас есть полная правовая база, предлагающая нам ту же позицию, что и Запад, в принятии контрмер", - сказал Тянь, отметив, что это также поможет интегрировать предыдущие ресурсы и формы, чтобы сделать контрмеры Китая против иностранных санкций более систематическими и мощными.
Обычная практика
Кроме того, в некоторых западных странах распространена практика формулирования аналогичных законов для блокирования иностранных санкций или противодействия иностранному вмешательству. Например, закон о блокировке, принятый в 1996 году, является важным достижением объединенных действий ЕС по защите операторов ЕС, будь то физические лица или компании, от экстерриториального применения законов третьих стран.
А в 2018 году была введена обновленная версия закона о блокировке, чтобы смягчить их влияние на интересы компаний ЕС, ведущих законный бизнес в Иране.
В июне 2018 года Россия также приняла закон о противодействии недружественному поведению США и других стран для защиты интересов, безопасности, суверенитета и территориальной целостности, а также прав своих граждан, «невосприимчивых» к недружественному поведению США.
Когда его спросили, повлияет ли закон на отношения Китая с зарубежными странами, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь заявил на обычной пресс-конференции в четверг, что нет необходимости беспокоиться об этом.
"Китаю необходимо сформулировать Закон о санкциях против иностранных государств, поскольку этот закон обеспечивает прочную правовую основу и поддержку Китаю в противодействии иностранным дискриминационным мерам", -сказал Ван.
Представитель Комиссии по законодательным вопросам Постоянного комитета ВСНП также заявил, что закон не окажет никакого влияния на открытость Китая в отношении экономического развития, поскольку он разработал ряд мер по содействию иностранным инвестициям.
Основная цель Закона Китая о санкциях против иностранных государств заключается в том, чтобы разрешить китайским административным органам и судебным учреждениям применять санкции, и если на практике будет больше спроса, высшие органы власти, такие как Государственный совет и Верховный суд, могут издавать соответствующие подробные административные регламенты и судебные толкования на основе разрешения и постепенно совершенствовать более конкретную правовую систему, сказал Хо в интервью Global Times.
Некоторые высокопоставленные чиновники, такие как Кэрри Лэм, глава исполнительной власти Специального административного района Гонконг, приветствовали этот закон. Лам сказал, что этот закон даст США и другим странам «почувствовать вкус их собственного лекарства».
https://www.globaltimes.cn/page/202106/1225911.shtml
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs