ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

19:40 29.05.2021 • А. Федоров, журналист-международник

В этом кратком анализе исследуется эволюция политики Германии в отношении Китая в последние десятилетия, основанная на том, что долгое время рассматривалось как односторонняя экономическая «ставка» для немецкого бизнеса, и рассматриваются движущие силы постепенного изменения подхода.

Хотя не все ведущие кандидаты на место Ангелы Меркель, которая уйдет с поста канцлера Германии в конце этого года, обещают иной подход к Китаю, у следующего канцлера будет совершенно иной набор внешнеполитических решений и проблем, чем те, с которыми столкнулась Меркель, когда она вступила в должность в 2005 году. Под руководством Меркель Германия сопротивлялась давлению по поводу выбора между Китаем – ее крупнейшим торговым партнером – и США, особенно когда дело касалось экономических вопросов. Меркель также твердо решила, что ЕС должен проводить политику в отношении Китая, отличную от политики Вашингтона. У ее преемника будет возможность сделать все по-другому и на это может оказать давление сочетание внутренних и внешних факторов.

Глубокие экономические отношения Германии с Китаем и ее взгляд на Пекин как на партнера по таким вопросам, как климат, будут продолжать оказывать влияние на политиков в Берлине. Но внутри политического истеблишмента Германии и среди все более скептически настроенной общественности, средств массовой информации и гражданского общества, а также через ужесточение позиций некоторых из ближайших союзников страны, растет тенденция к переосмыслению отношений.

Германо–китайские отношения после Меркель

После почти 16 лет пребывания у власти иногда бывает трудно отличить подход канцлера от более «широких» течений во внешней политике Германии. Но поскольку Меркель собирается уйти в отставку в конце 2021 года, стоит задаться вопросом, можно ли ожидать изменений в подходе Германии к Китаю при новом канцлере.

Армин Лаше, кандидат, который возглавит немецких консерваторов на выборах в сентябре 2021 года – и лидер, который сменит Меркель на посту канцлера, – вероятно, принесет определенную степень преемственности во внешней политике. Лаше, министр-президент Северного Рейна-Вестфалии (NRW), самого густонаселенного государства Германии, не проявил никаких признаков того, что Он верит в системное соревнование между авторитаризмом и либеральной демократией, в котором Германия должна выбрать сторону. Когда на него давили, он называл Китай "геостратегическим противником, конкурентом в глобальных системах" и говорил о необходимости открыто заявлять о нарушениях прав человека, в том числе в Синьцзяне. Но Лашет также неоднократно подчеркивал важность торговли в отношениях; и он защитил тесные экономические связи с Китаем – в том числе города Дуйсбург, который был подвергнут критике за «объятия» с Пекином и телекоммуникационной фирмой Huawei. В прошлом, Лашет отверг идею об исключении Huawei из немецких сетей 5G. Основываясь на его послужном списке в NRW и его публичных заявлениях, трудно представить, чтобы он настаивал на более жесткой линии в отношении Пекина. Можно даже ожидать большей двусмысленности и меньшей склонности к конфронтации.

Тем не менее, следующий канцлер Германии не будет действовать в вакууме; и у него не будет длинного послужного списка Меркель. Кто бы ни стал ее преемником, у него будет возможность сделать все по-другому. Если ХДС/ХСС47 альянс действительно выходит на первое место на выборах в конце этого года (к весне 2021 года опросы общественного мнения показали, что его лидерство испаряется на фоне отсутствия энтузиазма по поводу кандидатуры Лаше, общественного гнева по поводу того, как нынешнее правительство справляется с пандемией и серией коррупционных скандалов), ему нужно будет найти партнера по коалиции. Наиболее вероятным партнером являются "зеленые", лидеры которых поддерживают более жесткий, основанный на ценностях подход к Китаю. Поскольку результаты опросов смещаются за несколько месяцев до выборов, нельзя исключать и других комбинаций, в которых зеленые станут старшим партнером в новом правительстве, возможно, в составе трехсторонней коалиции, включающей левоцентристскую СДПГ и либеральную СВДП.

Анналена Бербок, кандидат "зеленых" на пост канцлера, была откровенна в своей критике политики Меркель в отношении Китая. Если бы она стала первым «зеленым» главой правительства Германии, можно было бы ожидать сдвига в сторону более жесткой линии в отношении Китая. Как и в Великобритании, где сторонники консерваторов подтолкнули премьер–министра Бориса Джонсона в более «ястребином» направлении, следующему лидеру Германии – независимо от партийной принадлежности придется считаться с растущей когортой критиков Китая в Бундестаге. Некоторые из этих критиков, такие как Норберт Реттген, могли бы в конечном итоге сыграть заметную роль в следующем правительстве. Внешнее давление также, вероятно, будет нарастать со стороны наиболее важных союзников Германии за пределами Европы. Некоторые немецкие дипломаты считают, что более жесткая линия может быть неизбежной, независимо от того, кто станет преемником Меркель.

Как и в Великобритании, где сторонники консерваторов подтолкнули премьер – министра Бориса Джонсона в более ястребином направлении, следующему лидеру Германии – независимо от партийной принадлежности-придется считаться с растущей когортой критиков Китая в Бундестаге.

В политической сфере все еще существуют "Китайские вершехеры", или голуби, сопротивляющиеся более жесткой линии. В начале 2020 года Ханс-Петер Фридрих, вице-президент ХСС Бундестага, объявил о создании новой группы под названием "China Brücke" (Китайский мост), целью которой является развитие диалога и сотрудничества с Китаем. Но пространство для таких взглядов в политических дебатах в последние годы сократилось. И более динамичное сообщество мозговых центров, возглавляемое MERICS, которое было создано в 2013 году, помогло повысить осведомленность, особенно среди политиков в Берлине, об авторитарном повороте Китая и более агрессивной внешней позиции при Си Цзиньпине. Как отмечалось выше, MERICS был включен в список европейских институтов, законодателей и ученых, санкционированных Китаем в марте 2021 года в ответ на введение ЕС санкций, связанных с нарушениями прав

На данный момент ни кризис COVID-19, ни все более напористое поведение Китая за рубежом не поколебали фундаментально приверженность германского правительства тесным отношениям с Китаем. Подвижки канцлера Меркель к заключению инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем в последние недели 2020 года свидетельствует об этом. Глубокие экономические отношения Германии с Китаем и ее отношение к Пекину как к партнеру по таким вопросам, как климат, будут по-прежнему влиять на подход политиков в Берлине. Но давление нарастает, как внутри германского политического истеблишмента, так и косвенно, через ужесточение позиций ближайших союзников страны. Недавние неудачи Меркель по вопросу 5G подчеркивают, насколько шаткой стала ее позиция по Китаю. Германии может оказаться все труднее поддерживать политику открытого взаимодействия с Пекином, когда такие страны, как Австралия, Канада, Индия, Япония и Великобритания, все более решительно отталкивают Его. Со временем страна, которой пришлось смириться со своей болезненной историей в 20-м веке, может посчитать неприемлемым закрывать глаза на развитие китайского государства как надзорного и его массовое содержание уйгуров в лагерях перевоспитания в Синьцзяне. Подавление Пекином мер безопасности в Гонконге и бряцание оружием из-за Тайваня еще больше усилили давление на Германию с целью перекалибровки ее позиции.

После многих лет стратегической неопределенности при Меркель важные политические сдвиги в 2021 году могут принести больше ясности. В США президент Джо Байден дал понять, что будет подталкивать Европу к более структурированному диалогу по стратегическим вызовам, поставленным Китаем, обсуждение которого было невозможно, пока Трамп находился в Белом доме. Выступая после Байдена на мероприятии, организованном Мюнхенской конференцией по безопасности в феврале 2021 года, Меркель признала необходимость разработки трансатлантической повестки дня в отношении Пекина, хотя и назвала ее "сложной". Франция – близкий союзник Германии в Европе – продвигает программу стратегической автономии, которая видит ЕС как отдельный полюс власти, отличный как от США, так и от Китая. То, как Германия решит позиционировать себя между своим ослабленным послевоенным союзником и гарантом безопасности, с одной стороны, и растущей, более напористой державой, с которой она выковала глубокие экономические связи, с другой, сформирует более широкий ответ Европы на американо–китайскую конкуренцию. Таким образом, она также сыграет важную роль в определении успеха усилий США при администрации Байдена по созданию коалиции демократий-единомышленников для подавления Пекина.

В сентябре 2021 года Германия изберет новое федеральное правительство. Хотя не все ведущие кандидаты на пост преемника Меркель, которая уходит в отставку после 16 лет пребывания у власти, обещают иной подход к Китаю, у следующего канцлера Германии будет совершенно иной – и более требовательный  набор внешнеполитических решений, чем те, которые стояли перед Меркель, когда она вступила в должность в 2005 году. Под ее руководством германское правительство сопротивлялось давлению на выбор между Пекином и Вашингтоном. Для ее преемника, вероятно этот окажется гораздо более трудной задачей.

https://www.chathamhouse.org/2021/05/rethinking-german-policy-towards-china

 

The Brookings: Пять мифов о криптовалюте

Биткойн, оригинальная криптовалюта, была запущена в 2009 году. Сегодня существуют тысячи криптовалют общей стоимостью около $2 трлн. Всплеск их цен в начале этого года «отчеканил» десятки тысяч криптовалютных миллионеров—по крайней мере, на бумаге. Криптовалюты могут оказаться массивным спекулятивным пузырем, который в конечном итоге причинит ущерб многим наивным инвесторам. Действительно, у некоторых состояния уже испарились с недавним падением цен криптовалют. Но какова бы ни была их конечная судьба, гениальные технологические инновации, лежащие в их основе, изменят природу денег и финансов.

 

МИФ № 1

Криптовалюта - это реальные деньги, которые можно использовать для платежей.

Криптовалюты, такие как биткойн и Эфириум, были разработаны как способ осуществления платежей, не полагаясь на традиционные способы, такие как валютные банкноты, дебетовые карты, кредитные карты или чеки. Белая книга биткойна, которая положила начало криптовалютной революции, предусматривает электронную платежную систему, которая позволяет “любым желающим сторонам совершать сделки непосредственно друг с другом без необходимости в доверенной третьей стороне”, отрезая правительства и банки от финансового цикла.

На самом деле, стало очень дорого и медленно проводить транзакции с использованием криптовалют. Для подтверждения транзакции биткойна требуется около 10 минут, а средняя плата за одну транзакцию недавно составляла около 20 долларов. Ethereum, вторая по величине криптовалюта, обрабатывает транзакции немного быстрее, но также имеет высокие сборы.

Более того, резкие колебания стоимости большинства криптовалют делают их ненадежными в качестве платежного средства. В конце апреля цена Dogecoin составляла 20 центов. За следующие две недели она утроилась, а через десять дней упала вдвое. Это похоже на то, как если бы 10-долларовая купюра могла купить вам всего лишь чашку кофе в один день и щедрую еду в модном ресторане всего через несколько недель. Даже в более спокойный, более типичный день стоимость крупной криптовалюты, такой как Ethereum, может колебаться на 10 процентов или более, что делает ее слишком нестабильной, чтобы быть практичной. Недавно Илон Маск объявил, что Tesla больше не будет принимать биткойн в качестве формы оплаты, изменив политику, которую он реализовал ранее в этом году. Стоимость одной монеты почти сразу же резко упала. Китайское подавление криптовалют затем ненадолго сняло еще одну треть цены всего за один день.

 

МИФ № 2

Криптовалюты-это хорошая инвестиция.

Инвестиционные фонды в биткойне и других криптовалютах получили широкое распространение. В игру вступают даже такие крупные банки, как Goldman Sachs и Morgan Stanley. И вы, безусловно, получили бы фантастическую прибыль, если бы купили любую из основных криптовалют в прошлом году. Сайт Business Mole утверждает: “Даже с учетом внесенных корректив Биткойн и Эфириум очень прибыльны. Все очень просто.”

Но будьте осторожны. Часть очарования, по-видимому, заключается в том, что, как и золото, предложение большинства криптовалют жестко контролируется (компьютерными программами, которые ими управляют). Например, до сих пор было создано около 18,5 миллиона биткоинов, и в конечном итоге будет максимум 21 миллион биткоинов. Это ограничение устанавливается компьютерной программой, которая управляет поставкой валюты.

Однако одного дефицита недостаточно для создания ценности—должен быть спрос. Поскольку криптовалюты не могут быть легко использованы для большинства платежей и не имеют других внутренних применений, единственная причина, по которой они имеют ценность, заключается в том, что многие люди, похоже, считают их хорошими инвестициями. Если это изменится, их ценность может быстро упасть до нуля.

 

МИФ № 3

Биткойн исчезает. Монеты мемов-это будущее.

Биткойн теперь рассматривается как дедушка криптовалют, и инвесторы (точнее, спекулянты) вкладываются в другие криптовалюты, такие как Dogecoin. В 2019 году Investopedia заявила, что биткойн “теряет свою силу как движущая сила мира криптовалют.”

Dogecoin и другие подобные криптовалюты, которые просто построены вокруг мемов (Dogecoin с его талисманом собаки Сиба-Ину ссылается на мем “дож”), даже не претендуют на то, чтобы быть полезными в финансовых транзакциях. И нет никаких четких ограничений на предложение этих монет, поэтому их цены растут или падают на случайных событиях, таких как твиты Маска. Оценки мем-валют, похоже, полностью основаны на теории “большего дурака”- все, что вам нужно сделать, чтобы получить прибыль от ваших инвестиций, это найти еще большего дурака, готового заплатить более высокую цену, чем вы заплатили за цифровые монеты.

Технология Биткойна действительно кажется устаревшей по сравнению с некоторыми новыми криптовалютами, которые обеспечивают большую анонимность для пользователей, более быструю обработку транзакций и более сложные технические функции, облегчающие автоматическую обработку сложных финансовых транзакций. Однако при всех своих недостатках биткойн остается доминирующим: на его долю приходится почти половина общей стоимости всех криптовалют.

 

МИФ № 4

Криптовалюты вытеснят доллар.

Главный глобальный стратег Morgan Stanley Ручир Шарма утверждал, что биткойн может положить конец господству доллара или, по крайней мере, что “цифровая валюта представляет значительную угрозу господству доллара.” Заголовок Financial Times предполагает, еще более зловеще, что “Рост Биткойна отражает упадок Америки.”

Криптовалюты не подкреплены ничем, кроме веры людей, которые ими владеют. Доллар, напротив, поддерживается правительством США. Инвесторы по-прежнему доверяют доллару, даже в трудные времена. Например, отечественные и иностранные инвесторы продолжают охотно скупать триллионы долларов в казначейских ценных бумагах США даже по низким процентным ставкам.

Новые криптовалюты, называемые stablecoins, стремятся иметь стабильную стоимость и, следовательно, облегчают проведение цифровых платежей. Facebook планирует выпустить свою собственную криптовалюту под названием Diem, которая будет обеспечена долларами США, что придаст ей стабильную стоимость. Но ценность стабильных монет исходит именно из их поддержки государственными валютами. Таким образом, хотя доллары могут стать менее важными для осуществления платежей, первенство доллара США как средства накопления стоимости не будет оспорено.

 

МИФ № 5

Криптовалюты-это просто причуда, и они исчезнут.

Уоррен Баффет сравнил криптовалюты с голландским тюльпанным безумием 17-го века, в то время как губернатор Банка Англии Эндрю Бейли предупредил: “Покупайте их, только если вы готовы потерять все свои деньги.” Экономист Нуриэль Рубини назвал биткоин “матерью или отцом всех мошенников” и даже раскритиковал его базовую технологию.

Криптовалюты могут сохраняться или не сохраняться в качестве спекулятивных инвестиционных инструментов, но они вызывают трансформационные изменения в деньгах и финансах. По мере того, как технология созревает, stablecoins ускорит восхождение цифровых платежей, открывая бумажную валюту. Перспектива конкуренции со стороны таких частных валют подтолкнула центральные банки по всему миру к разработке цифровых версий их валют. Багамские Острова уже выпустили цифровую валюту центрального банка, в то время как такие страны, как Китай, Япония и Швеция, проводят эксперименты со своими официальными цифровыми деньгами. Долларовые купюры в вашем бумажнике—если они у вас еще остались—скоро могут стать реликвиями.

Даже такими транзакциями, как покупка автомобиля или дома, вскоре можно будет управлять с помощью компьютерных программ, работающих на криптовалютных платформах. Цифровые токены, представляющие деньги и другие активы, могут облегчить электронные транзакции, связанные с передачей активов и платежами, часто без доверенных третьих лиц. Правительства по-прежнему будут необходимы для обеспечения соблюдения договорных обязательств и прав собственности, но программное обеспечение может когда-нибудь занять место других посредников, включая банкиров, бухгалтеров и юристов.

https://www.brookings.edu/opinions/five-myths-about-cryptocurrency/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати