Глобальная инициатива Китая «Один пояс и Один путь» стартовавшая в ходе турне председателя Си по Центральной Азии в 2014 году, переживает серьезную эволюцию. А пандемия Covid-19 только ускорила те процессы, которые имеют фундаментальную основу в развитии программы.
В первую очередь, необходимо отметить, что Пекин неустанно повторяет главную мысль о «Поясе и Пути»: это не проект, а инициатива, даже точнее идея взаимоотношений регионов мира между собой, в которой Китай готов прилагать усилия при общей заинтересованности сторон.
Именно поэтому в рамки «Один пояс – Один путь» легко входят программы развития африканских или южноамериканских регионов, не имеющих прямого соприкосновения с Китаем. Например, железная дорога Аддис-Абеба – Джибути, связавшая между собой Эфиопию и Республику Джибути.
Однако массированные инвестиции за рубежом логично вписываются в общую канву развития Китая. На сегодня экономика Поднебесной достигла уровня второй мировой экономической величины и уверенно наступает на пятки мировому лидеру в лице США.
Такая экономическая мощь, естественно, уже не может базироваться на старой схеме, в которой Китай выступал в качестве сборочного цеха и глобальной фабрики для западных продуктов. Сегодня китайские техногиганты предлагают инновационные решения в сфере высокотехнологичного производства, как связь 5G, высокоскоростные поезда, космические технологии, биоинженерия и многое другое.
К примеру, Китай является среди немногих лидирующих держав имеющих полноценную программу по изучению Марса, с высадкой на поверхность Красной планеты марсохода собственного производства. Причем, китайский марсоход впервые в ходе изучения человечеством Марса, имеет на борту радиолокационную станцию подповерхностного зондирования. Китай ставит амбициозную задачу выяснить возможность практической колонизации Марса человеком.
Тем самым, переходя в новый формат развития своей экономики, Китай остро нуждается в новой формуле взаимоотношений с миром, которой и является «Один пояс – Один путь». То есть, когда Китай готов инвестировать в различные проекты, которые позволят не просто наладить путь до Поднебесной, а полномасштабные проекты в самых разных сферах, которые дадут китайским компаниям возможность открыть для себя новые рынки и новые возможности.
Пандемия Covid-19 только укрепила возможности Китая, так как он один из немногих, который смог не только успешно справится с эпидемией, но и выйти на экономический рост несмотря на цепь локдаунов. Таким успехом не может похвастать ни одна другая крупная экономика. То есть, после завершения пандемии, Китай еще более окрепшим чем был.
Однако, быстрый рост КНР сильно беспокоит США, поэтому в американской элите есть консенсус о необходимости не допустить ситуации, когда китайская экономика догонит и перегонит американскую, сместив Вашингтон с пьедестала самой мощной экономической, а соответственно и военно-политической державы. Пандемия Covid-19 дала еще больший импульс этому противостоянию, так как победа Китая над эпидемией и неспособность США также быстро обуздать Covid-19, укрепила Вашингтон в мысли о том, что Поднебесная уже в близости от того, чтобы сравнятся по мощи с США.
В Центральной Азии этот раскол носит не только политический и экономический характер, в данном регионе также наблюдается напряженная борьба идей в котором принимают участие практически все: Россия с евразийством, Турция с пантюркизмом, Китай с «Поясом и Путем», США с демократическим либерализмом, Арабские страны с исламской уммой и т.д. Причем каждый из участников может похвастать как успехами, так и провалами.
Поэтому, «Один пояс – Один путь» выступает в Центральной Азии в плотной конкуренции, где важна не только экономическая, но и идеологическая составляющая. Причем, пандемия наглядно показала какую важность имеют международные связи для стабильного и поступательного развития. Поэтому «Пояс и Путь», на счету которого успешные запуски новых железнодорожных и автомобильных путей сообщения из Азии в Европу (к примеру маршрут китайский Иу – британский Лондон, проходящий через Казахстан, Россию и далее, китайский порт Ляньюнган – немецкий Дуйсбург и прочее), получает новую актуальность. При этом, складывается потребность в создании новых механизмов на случай новых эпидемий или других нетрадиционных угроз.
Особняком стоит вопрос о понимании новой роли Китая в мире и возможностей использования его инвестиционного потенциала. И в частности, одним из препятствий по развитию многих проектов становится раскручиваемая вследствие геополитической конкуренции «великих держав» синофобия.
Ответом на данный вызов стало развитие гуманитарных связей, где одним из самых успешных сфер «Пояса и Пути» стали образовательные проекты. Если в начале двухтысячных Китай не входил даже в десятку стран, выбираемых казахстанскими студентами зарубежных направлений, то на сегодня китайские ВУЗы прочно удерживают второе место после российских. Это закладывает прочную основу для дальнейшего сотрудничества, так как реализация широкомасштабных проектов физически невозможна без кадров способных обеспечить взаимосвязь.
Таким образом, инициатива «Один Пояс – Один Путь» является для Центральной Азии частью сложной мозаики международных отношений и вызовов, в котором пандемия Covid-19 носит лишь тактический характер временного препятствия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs