Brookings Institution: Поздравляю с прекращением огня. Теперь начинается тяжелая работа.
Как я отмечала на прошлой неделе, давно пора развеять любые иллюзии о том, что израильско-палестинский конфликт тихо тлеет на заднем плане или смягчается новыми дипломатическими возможностями между Израилем и странами Персидского залива. Но что теперь, после двух недель ужасающего насилия, в том числе межобщинного насилия между евреями и палестинцами в израильских городах и сотен смертей в, и без того, жалкой и охваченной COVID-19 Газе?
Корни этого кризиса кроются в дипломатическом вакууме, созданном долгой и медленной гибелью мирного соглашения, подписанного в Осло. Этот вакуум использовался политиками внутри и за пределами региона для краткосрочной выгоды и давал экстремистам все стимулы для удовлетворения своих худших порывов. Этот кризис - всего лишь тревожный привкус того, как может выглядеть израильско-палестинский конфликт, когда стороны (при поддержке администрации Трампа в последние годы) отходят от согласованного компромисса. Этот вакуум был очевиден и вызывал беспокойство задолго до мая 2021 года, и именно поэтому в декабрьском отчете Центра новой американской безопасности (CNAS) вместе с Иланом Голдбергом и Майклом Коплоу я утверждала, что приходящая администрация Байдена-Харрис должна решительно выступить с новым дипломатическим подходом.
Насилие и страдания последних двух недель делают эту работу еще более тяжелой, но тем более необходимой. Сегодняшнее шаткое перемирие между Израилем и ХАМАС само по себе хорошо, но без дальнейшей дипломатии оно окажется лишь кратковременной передышкой от насилия. Пришло время правительству США предпринять другие шаги, чтобы попытаться предотвратить дальнейшее насилие и заложить необходимые основы для Израиля и Организации освобождения Палестины (ООП), двух сторон, которые признали друг друга в 1993 году в качестве представителей их народов, чтобы они вновь заявили о своей приверженности достигнутому путем переговоров компромиссу и вернулись к диалогу.
Вот некоторые начальные шаги, которые Вашингтон может предпринять, чтобы сдвинуть этот конфликт с мертвой точки и заложить основы для диалога:
Восстановить эффективные дипломатические каналы.
Бесспорно, авторитетные дипломаты будут играть важную роль в предстоящей работе. Главный израильско-палестинский политический деятель администрации Байдена-Харриса, наш бывший коллега в Брукингсе Хади Амр, находится в регионе с самого начала кризиса. Если администрация продвинется вперед, как сообщается, отправив в Иерусалим опытного дипломата Майкла Ратни в качестве поверенного в делах, это также станет хорошим шагом вперед. Но Соединенным Штатам срочно необходимо восстановить постоянный дипломатический канал с палестинцами, который не проходит через посольство США в Израиле. У этого канала не обязательно должна быть физическая платформа в новом консульстве - пока, - но его необходимо создать немедленно. Возобновление работы офиса ООП в Вашингтоне также должно быть целью, но потребуется определенная работа со стороны палестинцев, чтобы выполнить требования американского законодательства.
Одновременно Белый дом должен признать, что, хотя он предпочел бы, чтобы разговор на высшем уровне между США и Израилем был сосредоточен на Иране и сотрудничестве в области безопасности; президент, советник по национальной безопасности и другие руководители национальной безопасности также должны будут уделять время и внимание этому вопросу, если они хотят избежать дальнейшего сползания, которое сорвало бы другие приоритетные региональные цели. Это означает, что нужно бороться, а не уклоняться от компромиссов, вызванных тем, как этот конфликт влияет на поведение региональных правительств. Кризис уже вызвал редкую похвалу президента в адрес жестоко репрессивного диктатора Египта Абдель-Фаттаха эль-Сисси, и, скорее всего, последуют новые компромиссы. Дискуссия о политике национальной безопасности о том, как ее добиться, должна начаться сейчас.
И да, администрации срочно нужен утвержденный Сенатом посол в Израиле - тот, кто будет взаимодействовать с представителями всего израильского общества и политического спектра и продемонстрирует приверженность Америки динамичному развитию демократии и разнообразному гражданскому обществу в стране.
Оказывать давление на обе стороны, чтобы они решили глубоко укоренившиеся политические проблемы и обновили свое политическое лидерство.
С израильской стороны межобщинное насилие шокировало и ужаснуло страну и поставило под угрозу хрупкое равновесие арабско-еврейского сосуществования. Но этот разрыв в социальной ткани возник не на пустом месте. Как друг и партнер, для которого общие демократические ценности являются самой основой нашего партнерства, Соединенные Штаты не должны умалчивать о необходимости равенства и взаимного уважения между палестинскими и еврейскими гражданами Израиля. Израильская демократия, как и наша собственная, демонстрирует более широкие признаки напряжения, особенно в отношении свободы обществ и средств массовой информации. Какими бы ни были намерения администрации Байдена-Харриса в отношении демократической солидарности во всем мире, отношения между США и Израилем представляют собой одну арену, где демократическая солидарность принесет пользу, как нашим ценностям, так и нашим интересам.
Палестинский народ отчаянно нуждается в законном избранном руководстве, которое могло бы положить конец разделению между Западным берегом и сектором Газа и выдвинуть авторитетный голос на переговорах с Израилем. Ранее в этом году ХАМАС и правящая партия ООП «Фатх» достигли предварительного соглашения о выборах в Палестинскую администрацию (ПА) в рамках процесса примирения, который приведет к созданию единой ПА и положит конец ожесточенному разделению между Западным берегом и сектором Газа. Но выборы встретили лишь умеренную международную поддержку и в конечном итоге были сорваны из-за распрей внутри движения Фатх президента ПА Махмуда Аббаса. Правительство США должно потребовать от Аббаса политических реформ, которые освободят богатое гражданское общество палестинцев, прояснят механизмы преемственности, позволят вырасти новому поколению партийного руководства и будут способствовать проведению свободных и справедливых выборов. Израиль должен также содействовать проведению этих выборов, в том числе дать возможность палестинцам Восточного Иерусалима проголосовать. Для продвижения этой программы США необходимо преодолеть опыт палестинских выборов 2006 года, на которых Фатх раскололся, ХАМАС получил большинство в парламенте, затем ХАМАС вышел из коалиционного правительства и силой захватил Газу. Мы рассматриваем детали, в том числе о том, как относиться к роли ХАМАСА в этом процессе, в нашем недавнем докладе CNAS.
Если палестинцы смогут провести выборы в течение шести-девяти месяцев и если израильтяне смогут, наконец, добиться стабильного коалиционного правительства после двух лет и четырех выборов, это создаст более авторитетное руководство, которое позволит создать новую основу для диалога между двумя сторонами.
Привлечь помощь в регион.
Так называемые соглашения Авраама, открытые дипломатические отношения между Израилем и Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко и Суданом, укрепили проамериканскую коалицию в регионе и создали возможности для арабских государств и Израиля для реализации взаимовыгодных проектов в области безопасности, экономики и социальной сферы. Жестокие действия Израиля в Иерусалиме, а затем война между Израилем и Хамасом поставили новых арабских партнеров Израиля в неудобное положение. Это был риск, на который они пошли, устанавливая связи с Израилем.
На администрацию Байдена-Харриса оказывали давление, чтобы она «следовала» Абрахамским соглашениям; теперь она должна делать это, заручившись поддержкой арабов для конструктивного израильско-палестинского взаимодействия. Это не обязательно, да и не должно принимать форму «саммита мира» или другого символического собрания. Я также не верю, что арабские правительства хотят или могут эффективно взять на себя ответственность за восстановление Газы, как это предлагает Майкл Коплоу.
Правительству США следует сосредоточиться на практических проектах, которые принесут пользу всем участникам. ОАЭ, например, заинтересованы в сотрудничестве сектора здравоохранения с Израилем в борьбе с COVID-19; Абу-Даби теперь должен выступить с трехсторонней инициативой, которая объединит инвестиции и возможности ОАЭ и израильский медицинский опыт, чтобы помочь палестинскому населению, особенно в Газе, которое сейчас находится во власти неконтролируемой пандемии. Не повредит, и то что сектор здравоохранения Израиля - один из самых интегрированных (еврейско-арабский) в стране.
Другие арабские государства также должны сыграть ключевую роль. Вашингтон должен оказать давление на Иерусалим, чтобы восстановить его изношенные связи с Амманом и вернуть Иорданию в петлю израильско-палестинских переговоров, особенно в отношении деликатных договоренностей в Харам аш-Шарифе/Храмовой горе. Король Абдалла II искренне заинтересован в том, чтобы понизить градус напряженности между израильтянами и палестинцами; стабильность в Иордании является ключом к стабильности в регионе в целом.
Чтобы продолжить, президент Джо Байден должен отказаться от своей последовательной и принципиальной риторики о том, что израильтяне и палестинцы заслуживают равных мер свободы, безопасности и процветания. Он должен четко сформулировать свою настойчивость в урегулировании этого конфликта путем переговоров как единственном приемлемом пути для достижения этих равных мер и подчеркнуть, что он будет поддерживать шаги, которые облегчают и продвигают переговоры, и выступать против шагов, которые им мешают. Вашингтон не может восполнить недостаток лидерства и политической воли для достижения компромисса в Израиле и Палестине, но он может привлечь обе стороны и их соседей, для помощи в сокращении разрыва.
Основная причина нынешнего кризиса - и да, даже при прекращении огня израильтяне и палестинцы находятся в сильнейшем кризисе - заключается в отсутствии у обеих сторон каких-либо значимых дипломатических путей для мирного урегулирования своего спора. Описанные выше шаги могут привлечь как местных, так и региональных субъектов к управлению кризисом, чтобы предотвратить дальнейшее насилие и подготовить обе стороны к переговорам еще раз.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs