Фото: AFP
Четверть века назад Россия стала членом старейшей межправительственной организации – Совета Европы (СЕ). Тогда в Москве этот шаг расценивали как внешнеполитическую победу и рассчитывали на дружеское сотрудничество со всеми европейскими странами. Однако отношения Москвы с Советом и его структурами никогда не были «добрососедскими». Само принятие России в организацию было скорее авансом со стороны Европы лично президенту РФ Борису Ельцину и проводимому им курсу. В последнее время, после войны с Грузией в 2008 году и событий 2014 года в Украине, отношения между Россией и СЕ испортились и сейчас находятся на перепутье.
На площадке Российского совета по международным делам состоялась онлайн-дискуссия, приуроченная к 25-летию вступления России в СЕ, в ходе которой эксперты объяснили, почему Москва, несмотря на все противоречия и сложности, остается членом данной организации, а также представили свои варианты урегулирования разногласий как с Советом Европы, так и с Европейским союзом.
Сейчас часто можно услышать мнение, что СоветЕвропы в нынешнем своём состоянии далёк от тех принципов, ради которых создавался и пребывание в нём не приносит России никакой выгоды. Однако, как отметил руководитель группы стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД Сергей Уткин, участие в международных, а особенно в межгосударственных организациях, каковой и является Совет Европы, следует рассматривать в более широком контексте внешней политики и международных отношений. «Никакие международные организации не являются панацеей от всех проблем. Смотреть на Совет Европы как на структуру, которая должна что-то давать свои членам, но при этом сами страны-участницы ничем ей не обязаны – неправильно. Совет Европы является межправительственной организацией, общая политика которой формируется позициями стран-участниц. Это необходимо понимать, чтобы не возникало слишком высоких ожиданий», – пояснил он.
Кроме этого, эксперт заметил, что отрицательное отношение к Совету Европы складывается и за счёт упоминания организации в российских СМИ в негативном контексте. В первую очередь это касается Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). «Существует множество критических голосов в отношении ЕСПЧ. Говорить о том, что у России не получается взаимодействовать с этим судебным органом, не вполне справедливо и достаточно резко. Нельзя утверждать, что все сломалось и надо строить новую структуру. Да, противоречия есть, но в 95% случаев мы можем говорить о том, что решения ЕСПЧ в России не только признаются, но и по ним реализуются выплаты. Более того, механизмы Совета Европы обеспечивают России потенциал по совершенствованию судебно-правовой системы, поэтому, на мой взгляд, необходимо продолжать работу», – считает С. Уткин.
По его словам, Москве необходимо не только сохранить, но и совершенствовать организацию на территории Европы, в которой Российская Федерация наделена полными правами. «Россия как полноправный член Совета Европы может принимать участие в дискуссиях и обмене опытом. Если сравнить положение здесь с ситуацией, которая сложилась в центральных структурах европейского пространства – ЕС и НАТО, понятно, что Россия не имеет сейчас и не будет иметь в будущем там право голоса, в то время как Совет Европы предполагает учёт мнения России», – отметил эксперт.
Право голоса на территории, где находится группа развитых стран, имеющих для России значение важных экономических и политических партнёров, возможность взаимодействовать с ними на регулярной основе – это существенное основание для того, чтобы сохранять членство в Совете. «Нужно понимать, что разногласия, которые существуют между Россией и Западом, ни в коем случае не исчезнут, особенно если мы каким-то образом устраним механизмы Совета Европы из нашего диалога. Даже в условиях существования разногласий необходимо сохранять каналы коммуникаций и работать над устранением противоречий», – констатировал С. Уткин.
В свою очередь заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России, эксперт РСМД Марк Энтин отметил, что у России и Евросоюза есть все шансы нормализовать двусторонние отношения при помощи налаживания механизмов сотрудничества, через такие структуры как Совет Европы. «Когда у России есть стратегия и политическое желание, она может достичь практически всего. Для того, чтобы реализовать свои национальные интересы, нужно очень усердно работать, как мы умеем», – подчеркнул он.
Несмотря на то, что сейчас отношения между Россией и СЕ находятся на перепутье, их, по мнению М. Энтина, ещё можно вернуть в конструктивное русло. Для этого нужна принципиально новая, «энергичная» стратегия участия России в Совете. «Москва должна не просто продолжать участие в Совете Европы, а коренным образом его перестроить. Нам нужно, чтобы это была не просто международная, но и дружественная организация. Нам важно, чтобы Совет Европы вернулся к «семейному» рассмотрению проблем, с которыми сталкиваются европейские страны. Поэтому компромисс, который нужен – это реформирование организации, с одной стороны. А с другой стороны – это перестройка нашей работы в Совете. Если получится трансформировать отношения с СЕ и внутри организации, то дальше это будет транслироваться на Европейский союз», – заключил Марк Энтин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs