Несмотря на то, что новая администрация США пока не обнародовала свою концепцию политики в Восточной Азии и АТР, она делает первые внешнеполитические шаги в регионе. Некоторые из них уже стали резонансными (руководитель Пентагона Ллойд Остин фактически поддержал японские притязания на спорные острова Сенкаку (Дяоюйтао) в Восточно-Китайском море, заявив, что они подпадают под действие статьи V Договора о безопасности между США и Японией).
Тем временем Исследовательская служба Конгресса США, влиятельный мозговой центр и неотъемлемый элемент информационно-аналитического обеспечения процесса принятия внешнеполитических решений, опубликовала доклад «Стратегическое соревнование США и Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях», который претендует не некоторые общие установочные формулировки будущей американской внешнеполитической стратегии:
«Потенциальные общие цели стратегического соревнования США и Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях могут состоять в осуществлении союзнических обязательств перед Японией и Филиппинами; укреплении региональной архитектуры безопасности в западной части Тихого океана во главе с США и с участием американских союзников и партнеров; поддержании регионального баланса сил в пользу США, их союзников и партнеров; защите принципа мирного разрешения конфликтов и противодействия принципу «права сильного» в международных делах; защите принципа свободного судоходства; недопущении превращения Китая в регионального гегемона в Восточной Азии, а также в следовании этим целям в рамках более общей стратегии США по стратегическому соревнованию и выстраиванию отношений с Китаем».[1]
Вполне вероятно, что эти положения войдут в будущий стратегический документ (по смыслу и духу они вполне соответствуют недавней речи президента Байдена в Госдепартаменте). Что же касается более специфических целей американской политики в регионе, то они также сформулированы в упомянутом докладе с исчерпывающей прямотой и, по сути, сводятся к стремлению противостоять китайской стратегии в регионе всеми доступными средствами и методами.
Проблема островов Сенкаку (в китайской версии – Дяоюйдао), как и спорных островов и акваторий в Южно-Китайском море (ЮКМ), осталась от прошлого и уже не первый год осложняет японо-китайские отношения и ситуацию в регионе. Спорными остаются вопросы о принадлежности островов, а также о демаркации разграничительной линии, разделяющей их исключительные экономические зоны. Решение этих проблем осложняется предполагаемым наличием там залежей природных ископаемых, в том числе нефти и газа.
Особенно сложная ситуация сложилась в Южно-Китайском море. Территориальную принадлежность островов архипелага Спратли в юго-западной части моря наряду с Китаем оспаривают Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. Китай настаивает на том, что ему принадлежит значительная часть акватории Южно-Китайского моря, на которую также претендуют его соседи.
В рамках диалога Китая и АСЕАН по этому вопросу китайская сторона неизменно высказывается за стремление решать проблему исключительно мирным путем. В Пекине подчеркивают, что привержены принципу решения всех вопросов через диалог и консультации с заинтересованными сторонами, а также свою приверженность поддерживать свободу и безопасность судоходства в Южно-Китайском море. При этом США, вмешиваясь в этот процесс, пытаются противопоставить позицию Китая позиции и интересам других участников спора.
Что касается заявлений США о "свободе мореплавания" в ЮКМ, то роль США в этой истории двойственная. В Вашингтоне любят говорить, что они выступают за свободу судоходства. Но ни одна из сторон, которые оспаривают их позиции, не выступает против свободы судоходства. Важно, что США имеет в виду свободу судоходства не только для коммерческого флота, но и для своих ВМС. Когда США демонстративно поднимают свой флаг в ЮКМ, речь идет об их ВМС, а не о коммерческом флоте.
В докладе Исследовательской службы Конгресса США настоятельно рекомендуется поддерживать решение Постоянной палаты третейского суда (ППТС) в Гааге в 2016 г. об отказе в признании за КНР «исторического права» на акватории и острова ЮКМ. При этом Китай отказался участвовать в заседаниях арбитража, выразив сомнения в его легитимности, и не принял это решение, посчитав его необъективным.
Таким образом, смысл рекомендаций, предлагаемых для будущей стратегии новой американской администрации в регионе, по сути сводится к попыткам создать напряженность в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях в целях давления на Китай.
Все участники понимают, что этой сложной и противоречивой ситуации важно избегать инцидентов, связанных с опасной военно-морской деятельностью. А такая возможность весьма высока: в ЮКМ и Восточно-Китайском море присутствуют и американские, и китайские военно-морские корабли.
При этом китайская сторона неизменно призывает американскую к выработке стратегии и механизма «управления разногласиями». Вероятность американо-китайского диалога по этому вопросу, несмотря на пропагандистские заявления с обеих сторон, подкрепляется объективной необходимостью для КНР и США установить некие взаимные «правила поведения» (комплекс военно-морских мер доверия и снятие озабоченности Китая по поводу региональной системы ПРО США в АТР) с тем, чтобы минимизировать риск опасной военной деятельности и инцидентов.
В частности, США, Китай и другие страны региона могли бы заключить Соглашение о предотвращении опасной военно-морской деятельности, по аналогии с советско-американским Соглашением о предотвращении опасной военной деятельности от 1972 г.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «U.S.-China Strategic Competition in South and East China Seas: Background and Issues for Congress.
Updated February 8, 2021. Congressional Research Service, https://crsreports.congress.gov
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs