Япония, похоже, решила использовать опыт выстраивания так называемых «полусоюзов» в сфере безопасности, наработанный совместно с англосаксонскими державами (Австралия, Великобритания), для дальнейшего «перетягивания» на свою сторону государств Юго-Восточной Азии. В качестве «пробного шара» выбраны Филиппины. Этот американский союзник имеет скромные военные ресурсы, значительная часть которых тратится на борьбу с различными группировками сепаратистов. При этом страна вовлечена в территориальный спор в Южно-Китайском море, расположена близко к Тайваньскому проливу, а также к другим морским коммуникациям, являющимся критически важными для поддержания региональной безопасности и стабильности.
Фердинанд Маркос-младший, избранный в 2022 г. президентом Филиппин, рассчитывает, что США, Япония, Австралия высоко оценят его антипекинский настрой, а также окажут поддержку в разрешении разногласий в Южно-Китайском море в выгодную для Манилы сторону. Так, 22 октября имел место инцидент с участием китайского сторожевика и филиппинского судна снабжения, доставлявшего припасы в гарнизон на одном из островов, а уже 25 ноября в Южно-Китайском море побывал американский эсминец. В Минобороны КНР подчеркнули, что «серьезное нарушение суверенитета Китая со стороны США является еще одним неоспоримым доказательством того, что Вашингтон стремится к морской гегемонии и милитаризации Южно-Китайского моря»[1].
В ходе состоявшегося в начале ноября визита Фумио Кисиды на Филиппины и в Малайзию японский премьер и филиппинский президент подтвердили готовность начать работу над «Соглашением о взаимном доступе», которое упростит размещение военных контингентов двух стран на непостоянной основе. Япония ранее заключила подобные соглашения с Австралией и Великобританией, в этом году они вступили в силу, а у Филиппин есть похожее соглашение с США. В качестве формального обоснования подобных соглашений японская сторона указывает проведение совместных учений и использование военных подразделений для ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако, подобные пакты в основном явно ориентированы на случаи региональной эскалации, сделав возможным, например, ротационное развёртывание Сил самообороны Японии на филиппинских базах. Речь здесь идёт о более гибкой модификации классических «договоров безопасности», весьма удобной для геополитического «опутывания» Китая.
«В условиях все более тяжелой и сложной международной обстановки мы углубляем сотрудничество в области безопасности», - заявил Фумио Кисида на совместной пресс-конференции в Маниле с Фердинандом Маркосом-младшим. «Мы осознаем преимущества такого соглашения как для наших оборонного и военного персонала, так и для поддержания мира и стабильности в нашем регионе», — сказал в ответ президент Филиппин[2]. При этом параллельно с работой над Соглашением, стороны будут расширять трёхстороннее сотрудничество со своим главным куратором - США. Ранее в этом году Вашингтон и Манила договорились о доступе американцев к четырем дополнительным военным объектам на Филиппинах, что позволяет США существенно укрепить свои позиции в этом стратегически важном районе.
Важной новостью является и то, что Филиппины станут первым реципиентом новой японской программы «Официальной помощи в целях безопасности» (Official Security Assistance, OSA), которая была анонсирована в пересмотренной Стратегии национальной безопасности Японии в декабре прошлого года. Программа направлена на финансирование проектов «на благо вооруженных сил и других связанных с ними организаций» путём предоставления оборудования, материалов и помощи на грантовой, а не кредитной основе. Её реципиентами будут выбранные Токио государства, в основном, из Индо-Тихоокеанского региона. В качестве возможных кандидатов уже рассматриваются Малайзия, Вьетнам, Бангладеш, Фиджи. По мнению Токио, это будет способствовать «укреплению всеобъемлющей оборонной архитектуры» и поможет сдержать конфликт в Южно-Китайском море, а также сместить региональный баланс в Юго-Восточной Азии «в правильную сторону». Нет сомнений, что данная программа нацелена на продвижение «за японские деньги» региональных интересов Вашингтона[3].
«Официальная помощь в целях безопасности» преподносится как расширение программы «Официальной помощи Японии развитию» - одной из крупнейших в мире программ помощи развивающимся государствам, в которой уже давно участвует Япония. Здесь уместно вспомнить, что эти планы противоречат предыдущей политике Токио, заключавшейся в отказе от использования международной помощи для целей военного характера.
Оборудование и материалы в рамках новой программы будут предоставляться в соответствии с «Тремя принципами военного экспорта», утверждёнными правительством в 2014 году, которые пока ещё ограничивают экспорт некоторых видов вооружений. Однако сейчас в политической повестке Токио присутствуют планы очередной корректировки «Трёх принципов военного экспорта», что может создать новые возможности как для реализации программы «Официальной помощи в целях безопасности», так и для других форм военно-технической кооперации со странами Юго-Восточной Азии.
В рамках этого начинания Япония предоставит Филиппинам радары наблюдения за прибрежной зоной на 600 млн. иен (около 4 млрд. долларов). Ранее Токио уже предоставлял радиолокационное оборудование Филиппинам. Буквально накануне приезда Фумио Кисиды было объявлено об исполнении контракта между Японией и Филиппинами от 2020 г., в соответствии с которым Манила получила радиолокационную систему воздушного наблюдения (Mitsubishi Electric).
Премьер-министр также пообещал помочь улучшить возможности береговой охраны Филиппин за счет развития портовой инфраструктуры и предоставления дополнительных патрульных кораблей. Пока предполагается поставка списанных в Японии катеров береговой охраны, которые и ранее передавались Маниле. В будущем не исключена и передача выведенных из состава морских Сил самообороны уже боевых кораблей. Обслуживание поставленного оборудования и другой продукции военного назначения будет производиться японской стороной, причём, но не бесплатно.
Подобные планы подверглись резкой критике в Китае. «Действия Японии не соответствуют «позитивному пацифизму», о котором она заявляет», — говорится в редакционной статье Global Times. Напротив, считает издание, поставляя оборонную технику странам Юго-Восточной Азии, особенно тем из них, которые вовлечены в проблему Южно-Китайского моря, Япония создает напряженную ситуацию в регионе[4].
Кстати, Япония при каждом удобном случае декларирует приверженность принципу «центральной роли АСЕАН» в вопросах региональной повестки безопасности. По этой причине в своё время правительство Японии перешло к использованию термина «концепция» вместо «стратегия» применительно к идее Индо-Тихоокеанского региона, подчеркивая этим заинтересованность к участию в ней АСЕАН. Однако, по сути, Вашингтон и Токио придерживаются принципа «разделяй и властвуй» в отношении держав Юго-Восточной Азии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] ВС КНР сопроводили эсминец США в Южно-Китайском море (tass.ru)
[2] Лидеры Японии и Филиппин договорились начать переговоры по военному соглашению (tass.ru)
[3] With eye on China, Japan to offer military aid to like-minded countries - The Japan Times
[4] https://www.globaltimes.cn/page/202311/1301007.shtml
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs